• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватели Вышки освоили приемы актерского мастерства

Навыки публичного общения, участия в открытых дискуссиях, работы с большими аудиториями являются обязательными профессиональными качествами вузовского преподавателя. Но эти же умения присущи актерам — лекционная кафедра и театральные подмостки, в данном смысле, имеют сходство. В течение пяти месяцев для кадрового резерва ВШЭ проводилась учебная программа «Театральная кухня педагогического мастерства».

«Мы предложили провести такую программу в нашей группе педагогу театра Et Cetera, доценту Высшей школы экономики Валерии Устиновой, потому что были уверены: тут нужен специалист, который хорошо знает, с одной стороны, театральные технологии, а с другой — специфику преподавания в современном вузе, — говорит координатор Кадрового резерва НИУ ВШЭ Татьяна Ишмуратова. — Союз театральных деятелей выступил партнером программы и дал возможность провести тренировки для наших молодых преподавателей в условиях настоящих театральных площадок — в театре Et Cetera и Синем зале СТД. Программа занятий включала работу с дыханием, голосом, речью, освобождение от мышечных зажимов, умение импровизировать в речи и другие важные аспекты работы с публикой».

«Много лет я консультирую постановки в театре как педагог и преподаю предметы коммуникативной тематики в ВШЭ и в образовательных программах корпоративных университетов разных компаний, — говорит автор и ведущая программы Валерия Устинова. — Очевидно, что театральные жанры прирастают «документальностью», осваивают новые неожиданные пространства. А компетенции преподавателя, в свою очередь, становятся более «театральными» — они включают в себя практику взаимодействия с разными аудиториями, работу в жанре вебинара или видеоконференции, запись курса лекций на видео. Наш проект длился почти полгода. За это время участники смогли полнее раскрыть свои коммуникативные ресурсы. Надеюсь, что «театральная кухня» станет регулярной программой в партнерстве Союза театральных деятелей и ВШЭ».

Как оценивают программу ее участники?

 

 
Юлия Пасько, доцент департамента иностранных языков

Умение работать на камеру становится или, можно сказать, уже стало одной из ключевых компетенций современного преподавателя. Я нередко участвую в разных международных проектах, провожу множество мероприятий в качестве руководителя Клуба любителей немецкого языка gut geD-A-CHt при НИУ ВШЭ и на собственном опыте убедилась в том, что интересный сценарий, актуальная тематика и содержание бесед, — всего этого недостаточно для записи удачного видео. Надо уметь работать с голосом, держать правильное дыхание. Важно обращать внимание на интонации, позы, приноравливать темп своей речи к темпу ее восприятия. Поэтому мастер-классы, прошедшие на театральных площадках, оказались очень полезными. Участники семинара получили немало советов и рекомендаций, всесторонний анализ ошибок и удачных моментов, смогли выявить свои слабые и сильные стороны во время «выступлений», обращаясь при этом к разным актерским техникам, философским и культурологическим концепциям.

 

 

Елена Подколзина, замдиректора Института институциональных исследований

Настрой играет немаловажную роль в любом мероприятии. А у каждого строения, здания есть своя неповторимая атмосфера, в которую попадаешь с порога. Союз театральных деятелей расположен в уникальном памятнике архитектуры XIX века. Входя в здание, отключаешься от текущей деятельности и погружаешься в атмосферу театрального таинства. Здесь легче понимаешь и принимаешь свои социальные роли.

 

 

Мария Лытаева, доцент департамента иностранных языков

Программа «Театральная кухня педагогического мастерства» открыла для меня новые грани в искусстве эффективной коммуникации с разными аудиториями. Сейчас при подготовке к мероприятиям я вспоминаю наши занятия и «активирую» те приемы, которые мы освоили на программе. Это помогает мне успокоиться, настроиться на работу, я даже стала меньше уставать от публичных выступлений.