• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юбилей Льва Любимова

14 июня заместителю научного руководителя ВШЭ Льву Любимову исполняется 80 лет.

«Лев Львович — сеятель в стране, пережившей ледниковый период», — так в книге «Поколения ВШЭ. Ученики об учителях» отозвался о Льве Любимове его бывший аспирант, а теперь уже ординарный (как и сам Любимов) профессор ВШЭ Сергей Пекарский. Кому-то эти слова могут показаться пафосными, но они справедливы: без усилий профессор Любимова российское университетское и школьное образование выглядело бы совсем по-другому.

Льва Любимова можно назвать строителем двух вузов (или даже пяти). Он основал и был ректором Государственного университета гуманитарных наук. И создание образовательной структуры Вышки и трех ее региональных кампусов тоже дело его рук. Болонский процесс, военная кафедра, библиотека, прозрачная система вступительных экзаменов, учебные модули, рейтинги студентов — все эти вещи внедрялись и развивались в ВШЭ благодаря профессору Любимову.

И, конечно, он был строителем очень важного моста, связавшего Вышку с российскими школами. «В нашей стране нет феномена участия университетов в развитии школьного образования, — сетовал Лев Любимов в одном из интервью. — Есть лишь примеры эпизодического сотрудничества, да и вузы шли на это исключительно в погоне за абитуриентами».

Профессор Любимов взялся исправить эту ситуацию. Доктор наук, много лет работавший в ИМЭМО, он сам пошел в школу обычным учителем экономики — чтобы на собственном опыте понять, что и почему происходит в нашем школьном образовании. И под влиянием Льва Львовича Вышка постепенно начала формировать вокруг себя школьные кластеры. «Создавая кластер, университет взял на себя миссию объяснить школам, что делать и как делать, обеспечить им интеллектуальную, кадровую и научную поддержку», — поясняет он.

И конечная цель тут вовсе не в том, чтобы школьники наловчились сдавать ЕГЭ на высокий балл. «Мысль — это культурный феномен, суть которого — в означивании, в «объязычивании». На выходе из школы у человека должно быть сформировано понятийно-абстрактное мышление», — считает Лев Любимов.

А от университетских преподавателей и исследователей он ждет, чтобы они не замыкались в своей провинциальности, а «говорили на одном языке с Гарвардом». И чтобы его Вышка была не вузом, а Университетом.

Мы будем стараться, Лев Львович. С юбилеем вас!