• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проверка знаний: лингвисты готовят плакаты, а дизайнеры проводят модный показ

Уже не первый год в Вышке экзамены и защита курсовых на некоторых программах проходят в разных необычных форматах. Расскажем о нескольких таких примерах.

Постеры приняты и на научных конференциях

С 2012 года студенты второго курса образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» защищают курсовые в формате постеров.

В этот раз работы разместили в коридорах корпуса Школы лингвистики и в отдельной аудитории. Каждый постер оценивало несколько преподавателей. Тематика работ была разнообразной: «Частотные эпитеты в лирике Пушкина», «Лингвистические игры для поддержки малых языков России», «Разработка платформы для корпуса сообщений электронной почты», «Усвоение существительных и глаголов у детей дошкольного возраста», «Ареальное исследование числительных в Южной, Центральной и Северной Америке» и прочее.

«Постеры (стендовые доклады) — это один из основных жанров подачи информации на современных конференциях. А вот составление постера — особое искусство, которому нужно учиться, — рассказывает академический руководитель программы Юрий Ландер. — Как правило, студент излагает основные тезисы доклада и иллюстрирующий их материал на большом листе (обычно формата А0 или А1). Постер должен быть завлекательным и легко читаемым, то есть без мелкого текста. Одна из особенностей постерной защиты в том, что студенты обсуждают свои работы не только с преподавателями и однокурсниками, но и с учащимися других курсов. Обсуждение доклада проходит как неофициальная беседа, не особо ограниченная во времени». Обсудить работу в этом случае можно намного подробнее, чем, скажем, за те десять минут, которые отводятся на вопросы в ситуации обычной презентации доклада.

«Конечно, такой жанр нередко критикуется, поскольку постер содержит намного меньше информации, чем, скажем ppt-презентация или хэндауты (раздаточные материалы), — говорит Ландер. — С другой стороны, полный текст доклада или материалы к нему часто есть у докладчика, так что слушатели при желании сразу могут с ними ознакомиться. Вторая особенность постерной защиты в том, что преподаватели стараются посмотреть как можно больше работ, а не только те, которые они предварительно отобрали для оценки. В-третьих, несколько постеров — это уже выставка. Оформление постера — результат творчества студентов, они печатаются в разных цветах, и потому такие защиты — это, несомненно, научный праздник».

Лучшие работы студентов впоследствии украсят стены одной из аудиторий.

Экзамен, который помогает с работой

А студенты выпускного курса бакалаврской программы «Менеджмент» с прошлого года на госэкзаменах решают кейсы. Это формат, помимо прочего, еще и помогает выпускникам подготовиться к приему на работу.

Государственная итоговая аттестация на бакалаврских программах по менеджменту в российских вузах обычно состоит из двух элементов — устного госэкзамена и защиты выпускной квалификационной работы. Но в 2013 году по инициативе декана факультета бизнеса и менеджмента Николая Филинова и руководителя методического центра Александры Серовой началась разработка нового формата госэкзамена — с кейсами.

В течение полутора лет группа преподавателей факультета изучала опыт ведущих зарубежных университетов, профессиональных ассоциаций, разрабатывала кейсы, тестировала их и т.д. Обновленный формат впервые был использован в 2015 году.

Выборочные опросы студентов и преподавателей уже в год запуска показали, что обе стороны удовлетворены новым форматом больше, чем старым

Теперь госэкзамен состоит из двух частей. Первая — достаточно привычная, письменная, в виде теста (закрытых вопросов на проверку знаний по ключевым дисциплинам профессионального цикла). А вот вторую, устную, часть экзамена, составляет решение кейса. Получив его, студент в течение полутора часов должен подготовить презентацию решения и защитить его перед комиссией. Кейсы основаны на историях реальных компаний, работающих в России и за рубежом, и сталкивающихся с вполне конкретными проблемами (например, вывода нового продукта на рынок, его дистрибуции и т.п.).

Кейс-формат госэкзамена позволил наряду с теоретическими знаниями оценивать уровень умений и навыков студента по выделению управленческой проблемы, выбору методов и инструментов ее решения, обоснованию принимаемых решений.

«Такой формат госэкзамена существенно сложнее в подготовке и проведении, чем традиционный устный госэкзамен по менеджменту, — говорит академический руководитель образовательной программы «Менеджмент» Марина Дворяшина. — Тем не менее выборочные опросы студентов и преподавателей уже в год запуска показали, что обе стороны удовлетворены новым форматом больше, чем старым».

Позитивная реакция студентов во многом объясняется тем, что практика использования кейс-формата при приеме на работу на управленческие позиции становится все более распространенной. То есть выпускной экзамен в Вышке — это еще и хорошая «тренировка» перед похожим испытанием в компаниях.

Преподаватели же получают возможность комплексно оценить качество знаний и умений своих студентов. «При этом существенно повысился уровень вовлеченности в обсуждение кейса всех участников экзаменационной комиссии, — считает Марина Дворяшина. — Экзамен действительно стал соответствовать своему статусу междисциплинарного».

Модный показ: все по-настоящему

Уже не первый год защита учебных работ студентов профиля «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ проходит в формате отчетного показа коллекций одежды.

«Наш учебный процесс максимально близок к реальной работе дизайнера одежды и показ — один из главных составляющих обучения, — рассказывает куратор профиля «Мода» Анзор Канкулов. — Это не экзамен в привычной форме проверки знаний, когда вы пересказываете то, что выучили за год. Нам важно художественное видение студента. Модный показ — результат визуальных исследований студентов, своеобразное подведение итогов учебного года для всех курсов как бакалавриата, так и магистратуры. Но это только часть просмотра студенческих работ. Традиционно финальный просмотр состоит из двух частей. Первая часть — это собственно просмотр, то есть презентация коллекции в ее развитии, с подготовительными материалами, мудбордами (визуальными представлениями дизайн-проекта), исследованием, эскизами и самими вещами. Вторая — показ, то есть представление коллекции на подиуме с участием моделей. Сначала комиссия оценивает презентацию, а на показ мы обычно приглашаем зрителей: от преподавателей до друзей».

Коллекция готовится в течение года. Студенты придумывают идею, концепцию показа и соответствующее оформление, разрабатывают и шьют костюмы. Случается, что кроме создания одежды ребята берут на себя дополнительные обязанности: кто-то отвечает за режиссуру, кто-то — за выбор моделей, макияж и прочее. Все это происходит во взаимодействии и под руководством кураторов курсов. Они помогают, если есть необходимость, найти моделей, помочь с общим оформлением показа, с музыкой и другими деталями. Во время работы над коллекцией у студентов есть возможность советоваться с профессионалами fashion-индустрии.

«Конечно, коллекция первокурсников не такая масштабная, как у студентов старших курсов, и все же они стараются показать максимум, на который способны. Мы видим, что нашим студентам действительно есть, что сказать. Их работы интересно обсуждать. И каждый раз мы с радостью отмечаем, что среди наших студентов есть действительно очень талантливые ребята», — говорит Канкулов.

Увидеть примеры лучших работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ все желающие смогут 30 июня в рамках проекта #ЗАЦЕНИВШЭ. Место проведения: универмаг «Цветной» (Цветной бульвар, 15, стр. 1).

Вам также может быть интересно:

Системы оценки качества образования: нет идеала…

14 мая состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Как построить эффективную СОК» выступила Мария Хосе Рамирес, специалист Всемирного банка по сравнительным международным исследованиям.