• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Умер Кеннет Джозеф Эрроу

21 февраля не стало Кеннета Эрроу — выдающегося экономиста, лауреата Нобелевской премии, почетного профессора НИУ ВШЭ. Ему было 95 лет.

В 1972 году Кеннет Эрроу стал самым молодым обладателем Нобелевской премии по экономике, разделив ее с Джоном Хиксом из Оксфордского университета. Награда была присуждена им за «новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». И не будет преувеличением сказать, что Эрроу, начинавший как математик, стал одним из основателей современной экономической науки.

Кеннет Эрроу родился в 1921 году в Нью-Йорке, там же окончил колледж, затем поступил в магистратуру Колумбийского университета. Именно в университете, под влиянием своего наставника, выдающегося экономиста Гарольда Хотеллинга, Кеннет Эрроу переключился с чистой математики на ее экономические приложения, заинтересовавшись проблемами общественного благосостояния и здравоохранения.

В своей докторской диссертации в начале 1950-х годов Эрроу представил так называемую теорему невозможности, заложившую фундамент целой экономической области — теории коллективного выбора. В своей теореме Эрроу показал невозможность принятия обществом рационального коллективного решения о своих приоритетах, исходя из учета индивидуальных предпочтений. В случае с выборами это означает, что нет такой системы голосования, которая позволила бы избирателям сделать устраивающий все общество выбор при наличии нескольких (трех и более) кандидатов.

Исследования Кеннета Эрроу также были посвящены проблемам экономического развития, распределения благ, взаимоотношений рынка и государства. Совместно с Жераром Дебре он разработал модель общего равновесия. В 1962 году Эрроу ввел понятие о производственной функции с постоянной эластичностью замещения и заложил основы современной теории экономического роста. В 1969-70 годах совместно с Мордехаем Курцем он выполнил ряд работ по оптимальной налоговой политике и инвестициям. Кеннет Эрроу одним из первых занялся исследованием проблемы «ассиметричности информации», с которой сталкиваются участники рынка при принятии решений.

Коллеги Эрроу непременно включают его в число величайших экономистов в истории. А в год получения им Нобелевской премии газета «Нью-Йорк Таймс» отметила, что, невзирая на «глубокую абстрактность экономических теорий», друзья Кеннета Эрроу считают его «гуманистом», который всегда старается найти практические приложения своим идеям для решения таких острых социальных проблем, как доступ к здравоохранению и образованию, расовая дискриминация, доступ к водным ресурсам. В последние годы он занимал активную общественную позицию по таким вопросам, как борьба с изменением климата, Obamacare, повышение минимальной оплаты труда.

В течение нескольких десятков лет Кеннет Эрроу преподавал в Стэнфордском университете (с некоторым перерывом на работу в Гарварде). Он был хорошо знаком и с некоторыми ведущими учеными Вышки, в частности, с ординарным профессором НИУ ВШЭ Фуадом Алескеровым. В 2004 году под редакцией профессора Алескерова в издательстве Вышки был опубликован перевод монографии Кеннета Эрроу «Коллективный выбор и индивидуальные ценности». В 2012 году Кеннету Эрроу было присвоено звание почетного профессора НИУ ВШЭ, а в 2016 году он был избран иностранным членом Российской академии наук.

Вспоминает Фуад Алескеров, ординарный профессор ВШЭ, заведующий Международной научно-учебной лабораторией анализа и выбора решений:

«Жизнь иногда делает нам подарки, неожиданные или ожидаемые. Я не могу сказать, что знакомство с Кеннетом Эрроу было совсем неожиданным — я сильно развил его модель в теории коллективного выбора, и поэтому знакомство с ним должно было состояться. Оно и произошло в 1985 году.

В 1992 и 1994 годах он пригласил меня выступить на его знаменитом семинаре в Стэнфорде. До этого я сделал работу по аксиоматическому построению соответствий группового выбора, и там возникли правила, которые выбирают неоптимальные, по Парето, элементы. Когда я получил этот результат, я решил, что ошибся, и вернулся к этой работе через полгода. Оказалось, все правильно.

И вот, до Стэнфорда, я рассказывал эту работу в ряде ведущих университетов США и Европы, и только Кен с доски понял эту особенность и задал вопрос. Я потерял дар речи на десять секунд, а потом сказал, что я никогда не думал, что эту особенность можно понять с доски.

В 1996 году он пригласил меня на семинар в Австрию в качестве докладчика. Там было 12 докладчиков и 12 рецензентов, каждый доклад длился час и 45 минут, рецензент обсуждал доклад. И только Кеннет слушал и все понимал, что говорили и докладчики, и рецензенты. Потом эти доклады вошли в 19-й том Handbook of Economics (эта серия справочников, одним из редакторов которой был Кеннет Эрроу, вообще оказала огромное влияние на развитие экономических исследований в последние четверть века).

А вечерами он редактировал мой текст. Я сидел рядом, и с высочайшим чувством такта он спрашивал меня, не буду ли я возражать, если он поправит то или иное предложение. Он только приехал из США, было видно, что он очень устал, но на все мои попытки сказать, что, может быть, имеет смысл отложить эту работу, он отвечал, что ему доставляет удовольствие редактировать мой текст.

В 2004 году мы осуществили русское издание его книги «Коллективный выбор и индивидуальные ценности», я был научным редактором русского перевода и, хотя я читал ее и до этого, еще раз был поражен, насколько глубокие идеи в ней содержатся.

В 2012 году он был гостем нашей Апрельской конференции, с удовольствием общался со студентами и коллегами.

Я мог бы рассказать о многих моих встречах с ним, и каждая такая встреча оставляла незабываемое впечатление. Мне будет очень не хватать его писем, подписанных «Yours, as ever, Ken».

Вспоминает Эрик Маскин, председатель Международного экспертного совета НИУ ВШЭ, лауреат Нобелевской премии по экономике:

Кеннет Эрроу был самой важной фигурой в моей профессиональной жизни. Он, без преувеличения, ответственен за то, что я вообще занялся экономикой. Будучи студентом в Гарварде, я специализировался в математике, но каким-то образом оказался на курсе лекций, которые профессор Эрроу читал об экономике информации. Этот курс был сборником тем, которые тогда находились на переднем крае исследований. Он убедил меня, что экономика — это предмет не только общественно значимый, но и чрезвычайно захватывающий в интеллектуальном плане. На основе замечательного курса Кеннета Эрроу я сменил направление исследований и приступил вместе с ним к работе над своей PhD-диссертацией.