• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В МИЭМ НИУ ВШЭ открыты мемориальная доска и аудитория имени Александра Тихонова

Год назад из жизни ушел Александр Николаевич Тихонов — научный руководитель и директор МИЭМ НИУ ВШЭ в период с 2012 по 2016 год. Аудитория 504 учебного  корпуса теперь носит его имя. О том, каким он был человеком, руководителем и ученым, рассказывают его коллеги, друзья, родственники.

Александр Тихонов окончил МИЭМ в 1972 году по специальности «Материаловедение электронной техники» и остался работать в родном вузе сначала инженером, затем старшим преподавателем, доцентом, возглавлял Студенческое конструкторское бюро МИЭМ (СКБ МИЭМ). В конце 80-х Тихонов стал одним из самых молодых и первым в СССР прошедшим через процедуру выборов ректором МИЭМ. В непростые для страны 90-е годы Тихонов становится сначала заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы, затем первым заместителем министра общего и профессионального образования России и в 1998 году занимает пост министра общего и профессионального образования России. Тихонов создал и до 2013 года возглавлял Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика». Длительное время заведовал кафедрой «Материаловедение электронной техники» МИЭМ. В 2016 году по решению Ученого Совета Высшей школы экономики МИЭМ НИУ ВШЭ присвоено имя Александра Николаевича Тихонова.

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ

Мы начали общаться с Александром Николаевичем в период его работы в Министерстве образования, он тогда отвечал за науку в сложные 90-е годы и был ее главным двигателем. Несмотря на то, что Тихонов технарь, а я экономист-гуманитарий, мы сразу почувствовали и увидели друг в друге близких по духу людей, которые в первую очередь хотят делать дело, а не вести долгие кабинетные разговоры. Тихонов был человеком искренним, думающим о Родине, о стране ровно так, как о ней нужно думать — делать все, что от тебя зависит для ее процветания.

Возвращение Тихонова в МИЭМ НИУ ВШЭ, на мой взгляд, шаг исключительно сильного человека, во-первых, потому что он не побоялся войти в одну и ту же реку дважды, а, во-вторых, согласился быть в ситуации «первого в проекте, но не первого в университете». Я никогда не чувствовал, чтобы его это задевало. У него было совершенно потрясающее качество — думать о деле, а не о формальных регалиях, добиваться результата, а не искать приличествующие этому результату знаки отличия для себя. И сегодня новое лицо МИЭМ НИУ ВШЭ, в которое он вложил так много своей энергии, знаний и опыта, — лучшая память о нем.

Валентин Симонов, ученый секретарь МИЭМ НИУ ВШЭ 

Александр Николаевич был руководителем с большой буквы, его отличали обширные знания, высокий профессионализм, тактичность и умение работать с людьми. Он умел подбирать кадры и очень ценил своих коллег, любой сотрудник всегда мог рассчитывать на его помощь. Тихонов говорил: «Я  не бросаю своих», и это действительно было так.

Геннадий Бондаренко, ординарный профессор, профессор департамента электронной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ

Мы с Тихоновым дружили около 40 лет, с конца 70-х годов. Мы познакомились, когда он работал в Студенческом конструкторском бюро (СКБ) МИЭМ, где он занимался конструированием новых типов электронных микроскопов, а я пришел в МИЭМ из Академии наук сразу после окончания аспирантуры, занимался просвечивающей электронной микроскопией. Вот на этом стыке общих интересов у нас завязалась сначала творческая, а затем и общечеловеческая дружба. Мы с ним почти все это время вели совместную научно-исследовательскую работу, выпустили несколько совместных монографий в области радиационной физики и радиационного материаловедения.

Он обладал феноменальной памятью, высочайшей эрудицией, невероятной широтой интересов. Несмотря на высокую занятость, вникал во все проблемы и тонкости научно-исследовательской работы, мобилизовал все свои знания и опыт, умел четко ставить цели и задачи своим сотрудникам, одаривал их своими многочисленными идеями, увлекал своими порывами и жаждой жизни. Удивительно, что человек такого масштаба (государственный чиновник, крупный ученый, педагог) был всегда доступен для общения, к нему за помощью и советом мог придти любой студент, и он часто привлекал студентов к научно-исследовательской работе, приглашал их на микросовещания, где разбирал их работы и задавал им направление развития. Для меня было большим счастьем работать с ним, он многому меня научил.

Зинаида Чернышева, заведующая редакционно-издательским отделом МИЭМ НИУ ВШЭ

Я была помощником Александра Николаевича в период его работы в Министерстве образования, это около 10 лет. Первое, что меня в нем поразило — это умение сходу распознавать интересы человека и выстраивать в голове стратегию его развития. К примеру, тогда в министерстве я занималась новой гуманитарной программой «Народы  России: возрождение и развитие», искала возможности привлечения внимания ученых к этой проблеме, Тихонов меня внимательно выслушал и решил возглавить эту программу. И так он относился ко всем, если мог помочь, помогал, вникал во все вопросы, обладал прекрасным чувством юмора, был невероятно порядочным человеком, умел направлять людей, показывал горизонты для дальнейшего развития.

Андрей Абрамешин, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ

Я знал Александра Николаевича с 1984 года, он тогда был проректором по научной работе в МИЭМ, а я учился на пятом курсе и он меня пригласил работать в Студенческое конструкторское бюро (СКБ). С тех пор моя судьба неразрывно  была связана с Тихоновым. Когда он ушел в министерство, я долгое время работал в аппарате вместе с ним, был его помощником. Мне кажется, что выдающиеся личности в своем большинстве живут «как слоны», вытаптывая своим талантом все пространство вокруг себя. Тихонов не был таким, он предоставлял возможность любому, кто попадал в его поле зрения, раскрыть себя в полном объеме. Помогать своим единомышленникам, коллегам, ученикам — он считал своим первым делом, он никогда не был ревнив к чужим достижениям, наоборот, искренне радовался любым победам своих учеников и коллег. С ним всегда было легко и комфортно вне зависимости от того, на каком уровне ты находишься, студент или состоявшийся ученый. За время моей работы с ним я не помню, чтобы он хоть раз повысил на кого-нибудь голос, хотя добреньким не был. Он выслушивал и объяснял, старался находить такое решение, которое даже в неприятной ситуации устроило бы человека в какой-то степени. На его похороны приехало 37 ректоров со всей России, это говорит о многом.

Елена Тихонова, дочь А. Н. Тихонова

У нас очень большая и дружная семья, и несмотря на папину занятость мы часто собирались вместе — родители, дети, внуки. Вокруг папы, потому что он был нашим центром. У него было потрясающее чувство юмора, душа наших встреч. Мой десятилетний сын знает про исторические места Москвы лучше меня, ему обо всем рассказал дед, я даже не знаю, когда папа все успел. А еще папа шикарно играл на фортепиано (в свое время окончил музыкальную школу), и сын сам изъявил желание заниматься музыкой, говорит, что игра дедушки его так впечатлила.

Ирина Тихонова, вдова А.Н. Тихонова, начальник отдела истории и развития МИЭМ НИУ ВШЭ 

Мне кажется, в нем было очень редкое качество — никогда не унижать своих недоброжелатей, если таковые были. А еще он как-то ухитрялся совмещать работу и семью так, чтобы никто не чувствовал себя обделенным его вниманием. Мне повезло.

Мой муж очень любил МИЭМ, институт был его душой, поэтому приглашение вернуться в родной вуз воспринял с большим энтузиазмом, был очень благодарен и по-настоящему счастлив в нем работать. В целом для мужа работа значила очень много, без нее он себя не мыслил, поэтому большая благодарность Ярославу Ивановичу и всем коллегам за теплые слова и память.