• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка разрабатывает новую программу развития

15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.

Зачем нужна программа развития

Программа развития — это стратегия создания на базе ВШЭ передового научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного центра мирового класса. Это основной документ, с учетом которого университет планирует свою деятельность в сфере образования, исследований, кадровой политики, инфраструктуры, распространения знаний и т.д. Текущая программа развития была утверждена в 2009 году и охватывает период до 2020 года. (Помимо основной программы развития Вышка реализует и другие, например, программу повышения международной конкурентоспособности в рамках Проекта 5-100.)

Говоря о реализации нынешней программы развития ВШЭ, ректор Ярослав Кузьминов отметил, что одной из главных задач было превращение Вышки в проектно-исследовательский университет. Другая важная задача заключалась в том, чтобы ВШЭ стала «видимой» на мировом научно-образовательном рынке. В этом направлении удалось многое сделать. Так, по объему НИОКР Вышка занимает третье место среди российских университетов, а Бизнес-инкубатор ВШЭ находится на седьмом месте в мировом рейтинге вузовских инкубаторов. Кроме того, Вышка входит в 26 мировых предметных рейтингов (QS, ARWU, THE и US News&World Report), в четырех из них находясь в топ-100.

Вышка традиционно входит в первую тройку российских вузов по качеству приема — по средним баллам абитуриентов как на бюджетных, так и на платных местах (несмотря даже на очень большой платный прием) и по числу победителей и призеров олимпиад. Всего в 2017 году в ВШЭ на 234 бакалаврских и магистерских программах и 68 программах аспирантуры учились более 35 тысяч студентов и аспирантов, 2760 из них — иностранцы. Их обучали около 3700 преподавателей и тьюторов. Фундаментальными и прикладными исследованиями в Вышке занимались еще более 1150 научных работников, экспертов и аналитиков.

Все эти годы Вышка расширяла число образовательных и научных направлений в университете. Сейчас к ним добавляется естественнонаучный блок: уже работает факультет физики, ожидается приход в университет сильных академических групп по химии и биологии.

По словам ректора, за время исполнения программы развития в мировом образовании «разразилась глобальная цифровая революция». Вышке удалось подхватить этот тренд — сейчас она занимает 5 место в мире по количеству онлайн-курсов на платформе Coursera. Но всего спектра возможностей, которые открывают цифровые технологии, университет пока не освоил — это одна из задач на ближайшие годы, считает ректор.

Программа развития–2009 предусматривала обеспечение всех студентов качественными общежитиями — эта цель была достигнута. «Главное, что качество сервисов для наших студентов мы не снижаем, а повышаем, — отметил Ярослав Кузьминов. — Это важный фактор, который позволил нам привлечь лучших студентов из регионов и из-за рубежа».

Что будет дальше

На заседании ученого совета была организована работа секций по нескольким направлениям деятельности университета — от исследований и кадров до инфраструктуры и социальной защиты сотрудников и студентов. В обсуждении этих проблем приняли участие не только члены совета, но и другие работники университета, а также некоторые студенты и выпускники.

Участники одной из секций обсуждали вопрос дифференциации контрактов с работниками в зависимости от специфики их работы (преподавательской, исследовательской, консалтинговой и т.п.). Была отмечена и необходимость стабилизации трудовых отношений. Впрочем, это уже происходит: в 2013–2017 годах увеличивалась доля трудовых договоров с научно-педагогическими работниками, заключавшихся на три и пять лет. Сейчас университет оказался в новой переходной зоне, когда существенно повышается гарантированная часть зарплаты преподавателей (в нее, по сути, включается надбавка первого уровня), но и меняются требования к получателям других надбавок.

Дискуссия также показала, что факультеты порой не знают об очень интересных исследованиях и успешных практиках организации научной работы, которые существуют у их коллег по университету. Нередко они находятся в плену мифов, ошибочно считая, что им запрещено делать то, что они хотели бы, хотя на самом деле таких ограничений нет.

На секции по организационной структуре и финансам обсуждалось, какие возможности и угрозы несет переход к модели «цифрового университета», как должны бюджетироваться образовательные программы. Факультеты и сами руководители образовательных программ должны понимать, какую выгоду принесут новые форматы организации их работы: как они повлияют на затраты, на учебную нагрузку, сколько средств получится сэкономить, а сколько заработать. Говорилось также о расширении ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении руководителей программ, чтобы им не приходилось каждый раз запрашивать их у департамента или из центрального бюджета. Другое предложение связано с повышением эффективности работы ученого совета, точнее его комиссий. На них ложится большая нагрузка по анализу проектов решений, выносящихся на совет. Чтобы с ней справляться, комиссиям необходим собственный секретариат — своего рода бэк-офис.

На секции «Рынки и привлекаемые ресурсы» был отмечен серьезный разрыв между фундаментальными, прикладными исследованиями, экспертно-аналитической работой с одной стороны и блоком дополнительного образования с другой. В результате университет не использует свои конкурентные преимущества. Не хватает и мотивации к проектной деятельности — у тех, кто сосредоточен на ней, нет доступа к инструментам кадрового развития. Потенциал студенческих проектов тоже не до конца используется. Участники секции предложили создать карту компетенций Вышки (с учетом имеющихся заделов, реализованных проектов и публикаций) и карту рынков (с учетом направлений разработок и потенциальных заказчиков проектов).

Участники секции по работе со студентами и выпускниками предупреждают, что в ближайшие годы Вышке придется иметь дело с новым типом абитуриентов из так называемого поколения Z. Они отличаются по способу взаимодействия с цифровыми технологиями (их жизнь с раннего детства связана с «цифрой» и интернетом) и, как следствие, по способу обучения. Они «бросят вызов» образовательной среде и информационной инфраструктуре российских университетов. Вышка должна быть к этому готова как на преподавательском, так и технологическом уровне. Это обстоятельство потребует гибкости образовательных моделей, используемых Вышкой.

Университет, как отметили участники соответствующей секции, становится большой образовательной платформой, на которой каждый студент может формировать свою, индивидуальную, образовательную траекторию, стирая границы направлений, а иногда и уровней образования. В условиях «цифрового образования» меняется и роль преподавателя. В частности, появляется вопрос о жизнеспособности и практичности классического лекционного формата — не лучше ли будет переключить лекции в онлайн-режим? Это важно, и когда университет имеет дело с иностранными студентами. На секции по международному сотрудничеству говорилось о необходимости работы Вышки в странах СНГ и Юго-Восточной Азии и адаптации программ для иностранцев (например, в очно-заочном формате или формате годичной прикладной магистратуры, которой в России вообще пока не существует, но которая популярна за рубежом).

Еще одна секция была посвящена вопросам социальной поддержки работников и студентов университета. В частности, высказывались предложения о расширении соцпакета для работников административно-хозяйственного блока, расширении системы добровольного медицинского страхования на вновь приходящих в Вышку сотрудников, о возможности и перспективах создания Вышкой своего пенсионного фонда. Также предлагается усилить работу службы психологической поддержки работников и студентов (напомним, что в ВШЭ уже много лет действует Центр психологического консультирования).

Высказанные на секциях мнения будут проанализированы и обобщены при подготовке новой версии программы развития ВШЭ. В течение ближайших недель свои предложения сформулируют представители факультетов и региональных кампусов. Предполагается, что проект программы будет рассмотрен на ближайшей конференции трудового коллектива университета, которая запланирована на осень. Тогда же состоятся выборы нового состава ученого совета ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Александр Шохин и Евгений Ясин переизбраны президентом и научным руководителем ВШЭ

Решение об избрании их на очередной пятилетний срок принято по итогам голосования членов ученого совета Вышки.

В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий

Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.

Как зарабатывает и тратит университет

30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.

ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях

Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.

Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым

9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.

Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

5 лет МИЭМ НИУ ВШЭ: чего удалось добиться?

Переезд в новое здание, оснащенное современным научным оборудованием, рост проходного балла зачисленных абитуриентов, увеличение числа публикаций сотрудников в международных журналах — таковы лишь некоторые результаты работы МИЭМ НИУ ВШЭ за прошедшие пять лет. Всё это время им руководил Александр Тихонов, скончавшийся 9 декабря 2016 года.

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

Завершилось ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Итоги состоявшихся встреч и обсуждений подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.

Вышка превращается из социально-экономического в многопрофильный университет

7 декабря на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ ректор Ярослав Кузьминов рассказал об изменениях, происходящих в Вышке, и о том, как в рамках проекта «5-100» вуз стремится к достижению международной конкурентоспособности.

Вышка стягивается к центру

В текущем году многие студенты и сотрудники Высшей школы экономики в Москве сменят адреса учебы и работы.  Вместо некоторых корпусов в удаленных районах университет получит здания в центре. Кроме того,  подразделения факультетов, разбросанные сейчас по разным частям города,  переедут поближе друг к другу. Это позволит преподавателям и студентам тратить меньше времени на дорогу.