• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Участники и организаторы Научных боев должны любить людей»

Камила Маликова, студентка магистерской программы «Интегрированные коммуникации» ВШЭ

Камила Маликова, студентка магистерской программы «Интегрированные коммуникации» ВШЭ
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экномики

Еще будучи студенткой бакалаврской программы «Политология», Камила Маликова организовала в Вышке Научные бои, где студенты и аспиранты в максимально нескучной форме рассказывают о своем научном исследовании, используя при этом исключительно свое ораторское мастерство и подручный реквизит. 13 сентября в День Вышки откроется новый сезон Научных боев. О том, как организовать популярный проект и как Научные бои могут изменить отношение к науке, Камила рассказала в интервью новостной службе ВШЭ.

От формата «лектор-студент» все давно устали

С Научными боями я впервые познакомилась в 2015 году в Политехническом музее, где была волонтером, я тогда училась на первом курсе. Мне понравилась идея рассказывать о науке в формате «просто о сложном», и я решила, что будет здорово организовать нечто подобное в Вышке. Мою мысль поддержали на конкурсе студенческих инициатив, и уже в марте 2017 года в Вышке прошли первые бои.

Формат и название остались оригинальными, как это было в Политехническом музее, но наши бои отличаются от Политеха, во-первых, содержанием — в Вышке очень активны социальные, экономические, гуманитарные науки (в Политехническом музее спикеры рассказывали в основном о естественнонаучных исследованиях), во-вторых, своим коммьюнити.

Самое ценное в боях — это общение спикеров со зрителями. Мне кажется, от формата «лектор-студент» все давно устали, поэтому наши зрители не пассивные слушатели —сходил, послушал и забыл, а полноправные участники, они задают спикерам вопросы, шутят, знакомятся, остаются пообщаться после боев. Некоторые после этого стали иначе относиться к науке. Мне говорили: «Я вообще не люблю науку, а здесь так понравилось! Теперь понимаю, что на науку можно было смотреть по-другому». Для меня это лучший комплимент. Наши бои — это площадка, где неформально общаются студенты, сотрудники и преподаватели. А вокруг чего еще формировать такую площадку в исследовательском университете, как не вокруг свежих исследований?

Как устроены Научные бои

В каждых боях (пять полуфиналов и финал) принимают участие 5 студентов, у которых есть всего 10 минут, чтобы доступно и интересно донести до аудитории суть своего исследования, а потом 7 минут, чтобы ответить на вопросы зрителей. При этом пользоваться электронной презентацией запрещено, только ораторское мастерство и реквизит. Например, победителей первых боев Кирилл Чмель раздавал залу свои фотографии в разных образах, чтобы наглядно продемонстрировать эффект фреймирования и его влияние на общественное мнение. Победитель получает в качестве приза travel-грант в Европу и может сам выбрать, куда поехать. Например, Кирилл презентовал свое исследование об образе террориста в  фотографиях российских медиа на конференции в Кембридже.


Зрители участвуют в эксперименте Кирилла Чмеля

Самая сложная часть организации боев — найти выступающих, потому что это должны быть не просто студенты, которые пишут курсовые, а люди, искренне и много занимающиеся наукой, плюс они должны хотеть выступить, и самое главное — они должны любить людей, а это не частое сочетание. Если спикер не любит людей, то ему не понравится выступать, а зрителям не понравится слушать. Поэтому каждый участник боев — очень ценный кадр.

Мне часто предлагают расширять проект, организовывать бои между университетскими командами, но я отказываюсь, потому что фанат Вышки. Мне кажется, что у нас самая классная среда для подобных проектов. А недавно в Вышке появился студенческий Научный клуб, есть мысли объединиться с этими ребятами и тогда, возможно, будет легче искать новых участников.

Когда каждый день расписан, ты уже не можешь тратить время на мемы

В процессе организации боев я очень много общалась с вышкинскими студентами, которые работают в лабораториях и занимаются наукой серьезно. И во-первых, хотелось не отставать, а во-вторых, наука стала мне казаться гораздо ближе. Я уже не видела сложностей в том, чтобы действительно круто написать курсовую работу и диплом. Я постаралась вложить много сил в написание хорошей курсовой работы и итоге заняла первое место в конкурсе НИРС со своим исследованием о том, как пользователи ВК освещали митинги против коррупции 2017 года. Я смотрела, что было поводом для публикаций самих пользователей, какое отношение они высказывали, кого упоминали и так далее.

Сейчас я передала Научные бои младшим поколениям: теперь проект координирует студент ГМУ Гриша Банников. Передавать то, что сама создала, волнительно, но хочется двигаться дальше. Ребята проведут бои уже на Дне Вышки, а я буду ходить на мероприятия в качестве зрителя, а, может быть, однажды решусь и поучаствовать.

Научные бои на Дне Вышки 13 сентября

Слушателей ждут три выступления: «Медиатизация политики: кейс референдума о независимости Шотландии», «Политическое воображение в мультипликационном сериале "Рик и Морти"»  и «Сексизм в отношении мужчин: роль гендерных стереотипов».

Место проведения: летний кинотеатр «Пионер» в Парке Горького.

Начало в 14:00.

Зарегистрироваться можно по ссылке

Для того чтобы все успевать: учиться, заниматься наукой, организовывать бои, конечно, приходится чем-то жертвовать — иногда временем с семьей, иногда парами в университете, но я заметила, чем больше делаешь, тем больше появляется сил. Когда каждый день расписан, ты уже не можешь себе позволить тратить время на просмотр мемов, ты стараешься любое свободное время провести с пользой. Я думаю, важно войти в некий ритм, сделать свою активность образом жизни, тогда сам себе удивишься, сколько всего можно успеть.

Научные бои получили приз на «взрослом» соревновании

В феврале этого года Научные бои получили специальный приз в премии Серебряный Лучник, где соревнуются профессионалы в области развития общественных связей. Никогда не думала, что можно получить такую награду, будучи студентом. Я решилась подать заявку, потому что Научные бои кажутся мне особенным проектом, в них есть то, чего я не наблюдала в схожих мероприятиях, — cочетание высокого уровня исследований со способностью действительно вдохновлять и вовлекать.

Для того чтобы реализовать свою идею, запустить собственный проект, необходимо много читать, просматривать аналогичные проекты, принимать в них участие, общаться с организаторами, но самое главное — обдумывать и фантазировать, а затем ставить цель и идти к ней.

Чтобы принять участие в премии, нужно было сначала отправить большую аналитически проработанную заявку, а затем пройти публичную защиту в Общественной палате перед специалистами индустрии. В итоге Научные бои ВШЭ вошли в тройку финалистов в номинации «Продвижение технологий будущего», мы не стали победителями, но получили специальный приз от компании РВК как самый яркий проект. В какой-то степени наш случай стал исключительным, потому что прежде эксперты «Лучника» не отмечали так высоко студенческие проекты. Параллельно с профессионалами работало и студенческое жюри из учащихся самых разных вузов, они самостоятельно выбирали проекты, которые, на их взгляд, были лучшими в каждой номинации. В нашей они выбрали Научные бои.  


Камила Маликова получила велосипед за подсмотренную у Политехнического музея идею проведения Научных боев

В Вышке тебе доверяют, и это очень здорово

В школе я очень любила ходить в музеи, участвовать в фестивалях, в какой-то момент мне захотелось быть не просто зрителем, но частью процесса. Поэтому я начала заниматься волонтёрством в разных музеях и на фестивалях. Но ни один музей, конечно, не позволил бы мне стать главным продюсером или куратором проекта, а в Вышке тебе доверяют, и это здорово. Я рассказала об идее и мне позволили ее реализовать, дали этот самый важный для начинающего организатора шанс. Конечно, начинать что-либо трудно, но стоит втянуться в процесс — и обстоятельства уже складываются в твою пользу, приходит помощь, нужные люди и так далее.

Думаю, что для хорошего организатора, как и для участников боев, важна эмпатия, умение понимать и чувствовать свою аудиторию. Лучшее, что может сделать организатор — это поставить себя на место зрителя, понять, чего ему хотелось бы, и постараться соответствовать.

О мечтах и прочем

В детстве я мечтала открыть собственную школу, где было бы много интерактива, движения и информации не из учебника. Мне этого очень не хватало в моей школе, поэтому я посещала школы юного журналиста, политолога, философа, филолога, ходила на открытые лекции, в частности в Вышку. Сейчас мечтаю о собственном культурном центре с общественно-политическим уклоном. В этом плане мне очень нравится Еврейский музей, который рассказывает в большей степени про общественную жизнь, нежели про исторические события государства. В целом мне бы и дальше хотелось развиваться в области общественных коммуникаций, поэтому я поступила на магистерскую программу «Интегрированные коммуникации» ВШЭ. А еще было бы здорово поехать учиться по обмену в другую страну — всегда было интересно попробовать другую систему образования и пожить другой жизнью.

В свободное время люблю кататься на сноуборде и лонгборде, все игры с мячом, у меня даже есть кубок по футболу среди женщин, который я завоевала как лучший защитник в летнем лагере НИУ ВШЭ «Руза». Вышка подарила мне антиюбилейный велосипед, посчитав, что Научные бои — отличный пример позаимствованной идеи. А вообще лучший отдых для меня — это время, проведенное с семьей и друзьями.

Вам также может быть интересно:

Звездная дипломатия и украденная Луна: стартовал VII сезон «Научных боев»

Первые в этом году «Научные бои» состоялись ночью, точнее, в самый разгар «НОЧИ Студента — 2024». Молодые исследователи говорили о полетах в космос, разбирали семиотику винных этикеток, обсуждали, как купание в ледяной воде влияет на психику «моржей», а жизненные обстоятельства — на перспективы женщины стать убийцей. Батл и выборы первого финалиста сезона прошли в Центре культур НИУ ВШЭ.

Что исследуют преподаватели Вышки: специальный выпуск «Научных боев»

В Высшей школе экономики в рамках фестиваля «Наука³» прошел специальный выпуск «Научных боев». Защищать свои проекты на сцену вышли преподаватели Вышки, а студенты — полуфиналисты и финалисты прошлых сезонов — заняли места в жюри. Исследователи посвятили зрителей в мир современной дендрохронологии, психологических видео на YouTube, фэнтезийных вселенных и монетизации исследований паттернов потребления.

От целебных клумб до волшебных таблеток: в Вышке финишировал VI сезон Научных боев

В конце сентября состоялась финальная битва VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ. В ней сошлись авторы самых популярных проектов сезона — от разработчиков нейросетей для геймдева до исследователей влияния цветочных клумб на уровень преступности. Победителем названа Анастасия Корженевская с проектом про производство новых лекарств. Схватка молодых исследователей стала одним из особенных событий фестиваля «Проектируем будущее» на ВДНХ.

От гениальных грибов до постфеминизма: в Вышке прошел последний в сезоне полуфинал Научных боев

VI сезон Научных боев в Вышке выходит на финишную прямую. Июньский полуфинал помог окончательно определить список финалистов, а многим зрителям — выбрать фаворитов. Молодые исследователи в этот раз решили разобраться, как провести опознание и не сломать судьбу человека, поднять успеваемость ребенка, но не привить синдром отличника. А также выяснили, что грибы и плесень помогают рубцевать шрамы и спасать экологию, а приверженцы постфеминизма к собственным образам в TikTok относятся очень неоднозначно.

Нейросети в геймдеве, ужасы в кино, кладбища в России: как прошли «Научные бои» в Вышке

В конце апреля в Высшей школе экономики состоялся третий полуфинал VI сезона«Научных боев». Путешествие в науку, заявленное как главная тема сезона, в этот раз привело исследователей в Новое время. На сцене сошлись технологии нейросетей, урбанизация кладбищ,«хищнические журналы» и horror studies. Местом встречи исследователей стал павильон«Рабочий и колхозница» на ВДНХ.

От ловца снов до тюремного жаргона: в Вышке прошел второй полуфинал Научных боев

Ключевая тема VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ — путешествие в таинственный и опасный мир Средневековья. Во втором полуфинале 19 марта на одной сцене сошлись украденная культура индейцев, фармакологические нейросети, тюремный жаргон и «заболевшее» высшее образование. Свои проекты студенты разных образовательных программ Вышки представляли в пространстве Community.

Молекулы для молодости, цветы от маньяков: в Вышке открыт новый сезон Научных боев

В феврале в Вышке стартовал шестой сезон Научных боев. Его тема — путешествие в историю науки. Первая схватка сезона свела на одной сцене молекулы долгожительства, биохакинг, фреймы в СМИ и клумбы, помогающие бороться с преступностью. Свои проекты студенты разных образовательных программ представляли в Центре культур НИУ ВШЭ.

Как в Вышке прошел пятый ежегодный Фестиваль науки «5 шагов»

22 ноября в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся пятый ежегодный Фестиваль науки при поддержке Центра академического развития студентов Вышки. Впервые за несколько лет мероприятие прошло в офлайн-режиме.

От хейтвотчинга до ГМО: как прошел III полуфинал Научных боев ВШЭ

Продолжается юбилейный, V сезон Научных боев НИУ ВШЭ. Площадкой для очередного этапа был выбран офис Сбера. Четыре докладчика презентовали свои исследования в формате TED Talks, сражаясь за место в финале. О том, как объяснить бабушке, что ГМО-продукты не вредны, каким шрифтом нужно пользоваться, чтобы развить память, как научить «Алису» разговаривать и кто такие хэйтвотчеры, — в материале новостной службы портала.

Права роботов и говорящие младенцы: что обсуждают на Научных боях в НИУ ВШЭ

Во втором полуфинале V сезона Научных боев в Центре культур Вышки сошлись четверо ярких молодых ученых. Какие задания провоцируют студентов списывать на экзаменах, как младенцы учатся разговаривать, есть ли авторские права у искусственного интеллекта, как нанести удар по ложной скромности — каждый исследователь представил свою научную работу, а публика и жюри выбрали победителя, который сможет побороться за главный приз сезона — академический тревел-грант.