• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ищите то, что вас реально заводит»

На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.

Университет — территория свободы

«Университет — это совсем другая жизнь, нежели школа и олимпиадное сообщество, — обратился к новоиспеченным студентам Ярослав Кузьминов. — Здесь совершенно иная форма организации жизни. В высшем учебном заведении ты волен выбирать, чем ты будешь заниматься, сколько внимания уделять тому, что ты выбрал, менять свою образовательную траекторию или нет, с кем общаться и так далее. Университет — пространство необязательного в самом лучшем смысле этого слова.

Для того чтобы прожить время студенчества наиболее эффективно, я советую вам искать то, что вас реально заводит, где вы чувствуете внутренний драйв. Это может быть как учеба, так и, например, практика (ближе ко 2, 3 курсу), или социальная деятельность. Слушайте себя. Кем вы будете через 4, 5, 7 лет, не знает никто, потому что мы сегодня с вами находимся в эпицентре цифровой революции. Это значит, что какие-то профессии умирают или трансформируются, какие-то, наоборот, возникают неожиданно. Именно поэтому я не советую планировать свой результат на какую-то долгосрочную перспективу, это бессмысленно. Смотрите на вашу деятельность как на процесс. Увлекает ли он вас, интересны ли вы сами себе в этом процессе? Если да, значит — это ваше дело».

Приветствуя первокурсников, директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Тамара Протасевич напомнила, что Вышка дает массу возможностей и шансов, а задача студентов — воспользоваться ими.

О стипендиях и олимпиадном движении

Директор по развитию студенческого потенциала НИУ ВШЭ Павел Здоровцев посоветовал первокурсникам заглянуть на страницу Центра стипендиальных и благотворительных программ ВШЭ и ознакомиться со всеми существующими на сегодняшний день возможностями. Кроме того, он напомнил, что все олимпиадники занесены в государственный реестр детей, проявивших выдающиеся способности, и являются претендентами на получение Грантов Президента РФ. Из них 1 200 лучших, обучающихся на бюджетной основе, при условии отличной учебы, наличия успехов в исследовательской деятельности и согласия работать в России три года после выпуска, смогут получить Грант Президента Российской Федерации в размере 20 000 рублей ежемесячно на протяжении всего периода обучения.

Отвечая на вопросы студентов о том, как можно помочь нынешним школьникам подготовиться к олимпиаде и поступить в Вышку, Тамара Протасевич пригласила всех желающих принять участие в проекте «Посланники науки», где наиболее сильные студенты (на конкурсной основе)  обучаются у преподавателей ВШЭ технологиям популяризации научных знаний. Затем студенты отправляются в школы Москвы или ближнего Подмосковья, где проводят занятия для старшеклассников на темы, связанные со своими научными интересами. Другой проект — «Школьникам о Вышке» — возможность рассказать об университете в своей школе, поделиться опытом выбора вуза, образовательной программы, подготовки к поступлению и так далее. 

«Кроме этого, у Вышки есть партнерские базовые школы, лицей, где проходят факультативы по подготовке к олимпиадам», — сказала Тамара Протасевич.

Если вы хотите нам помогать на добровольных началах, пожалуйста, приходите и мы обсудим ваш вклад и формат нашего взаимодействия

Как в Вышке будут оценивать знания?

Несколько вопросов было задано о перспективах введения в ВШЭ блокирующих оценок. Проректор Сергей Рощин посоветовал прочитать Положение о текущей промежуточной аттестации в  ВШЭ  и успокоил присутствующих, сказав, что в нынешней  редакции Положения блокирующих оценок нет. Он напомнил, что блоки позволяют преподавателю сделать любое задание в программе обязательным для выполнения — в противном случае студент не будет допущен к экзамену либо будет иметь итоговую оценку не выше той, которую он получил за это задание. До 2013 года абсолютно все дисциплины имели блокирующую оценку в виде оценки за экзамен.

«В Вышки 250 образовательных программ, — напомнил Сергей Рощин, — и у всех разные задачи с точки зрения формирования системы знаний и компетенций. Есть дизайн, а есть фундаментальная экономика. В ряде случаев критически важно, чтобы студент освоил конкретные темы, без которых он не сможет продвигаться дальше. Это важно во многих технологических процессах, например, в компьютерных науках. С преподавателями обсуждается возможность внедрения блокирующих предметов на ряде курсов. Пока мы не пришли к единому мнению. Обсуждения будут продолжаться как среди преподавателей, так и среди студентов. И у вас есть возможность поучаствовать в этих дискуссиях». 

О новых майнорах и образовательных проектах

Первокурсники активно интересовались расширением линейки майноров и много спрашивали про планы Вышки в области новых образовательных проектов. Отвечая на эти вопросы, проректор Сергей Рощин рассказал, что в этом учебном году на первый курс бакалавриата поступило рекордное число — 7 000 человек (это намного больше, чем в прошлом году), а это значит, что и образовательных курсов должно быть больше. 

В 2019 году в Высшей школе экономики пройдет первый набор на бакалаврские программы двух новых факультетов — факультета химии и факультета биологии и биотехнологии

Их партнерами станут ведущие институты РАН, на базе которых студенты смогут вести исследования. «Есть и другие партнерские соглашения, например, мы формируем совместную образовательную программу по экономике с Дальневосточным федеральным университетом. Что касается майноров, то мы точно откроем их по химии, биологии и биотехнологии, увеличим количество англоязычных майноров (на это у студентов мы видим большой запрос), продолжим перевод некоторых майноров в онлайн-формат, чтобы больше людей смогли их прослушать», — отметил Сергей Рощин. 

На вопрос, где первокурсникам публиковать свои научные результаты, Ярослав Кузьминов посоветовал начать с практики препринтов. «Найдите интересующий вас научный семинар, посмотрите, есть ли у него серия препринтов, и дерзайте. Если препринтов нет, то ваш может положить начало хорошей традиции», — подчеркнул ректор. 

Все пути ведут в Вышку  

В завершении встречи Тамара Протасевич, по традиции, наградила воронами победителей конкурса эссе на тему «Как я узнал о Вышке и почему ее выбрал?». В этом году ими стали пять человек. Кого-то в Вышку привел региональный этап олимпиады по экономике («Восхитившись организацией этого этапа, я приняла решение, что лучше Вышки — нет»). Кто-то поднимался по ступенькам на Басманной, посещая Школу юного филолога ВШЭ, а сегодня поднимается по этим же ступеням уже студентом. На кого-то неизгладимое впечатление произвела беседа с заместителем  декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками факультета гуманитарных наук Владимиром Файером – «после того как 4 года хотела в МГУ, поняла, что в Вышке будет лучше». Среди победивших эссе было заявление о «прекращение всех процессов жизни, чтобы выиграть Всерос и поступить в Вышку» и признание в любви:  «Летом 2018 года я сделала Высшей школе экономики предложение аттестата и диплома, выразив свое свободное и искренние желание связать с ней жизнь, я надеюсь, что наша любовь будет взаимна и бесконечна». 

Вам также может быть интересно:

В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов

В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно с нижегородской Вышкой, Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ).  Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.

«Здесь хорошая обстановка»: в Вышке прошел финал турнира для школьников TESLA

В Вышке прошел очный финальный этап турнира TESLA — многопрофильного интеллектуального состязания для учеников 5–8-х классов. Школьники из разных городов России и стран ближнего зарубежья соревновались в пяти различных дисциплинах за право бесплатно участвовать в образовательной программе Летней школы факультета довузовской подготовки ВШЭ и возможность получить скидки на обучение на ФДП. В олимпиаде в этом году приняли участие свыше 3,7 тыс. человек, до финала дошли 718 школьников.

«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»

Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН Вышки, работает на факультете компьютерных наук ВШЭ с самого его основания. За десять лет он подготовил к участию в соревнованиях сотни студентов, получил премию президента РФ за подготовку победителя Международной олимпиады по информатике. Как ФКН удается привлекать лучших в России абитуриентов и как действует система подготовки студентов к соревнованиям, он рассказал в интервью.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Я — профессионал»: как пройти стажировку на олимпиаде

Стартовала стажерская программа Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». Участие в программе дает возможность учащимся вузов разных направлений попробовать свои силы и на три месяца стать частью команды интеллектуальных состязаний. «Я — профессионал» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

Определены победители финала НТО по профилю «Искусственный интеллект»

Названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилю «Искусственный интеллект», который уже второй год оказывается самым популярным по количеству регистраций из 41 направления НТО. В этом сезоне участниками соревнований стали более 6300 человек из 84 регионов России, а также Казахстана, Молдовы и Узбекистана. В финал вышли 104 школьника из 28 регионов России. Среди субъектов РФ по числу финалистов лидируют Москва (26 человек), Санкт-Петербург (16 человек) и Новосибирская область (13 человек).

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.