• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ищите то, что вас реально заводит»

На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.

Университет — территория свободы

«Университет — это совсем другая жизнь, нежели школа и олимпиадное сообщество, — обратился к новоиспеченным студентам Ярослав Кузьминов. — Здесь совершенно иная форма организации жизни. В высшем учебном заведении ты волен выбирать, чем ты будешь заниматься, сколько внимания уделять тому, что ты выбрал, менять свою образовательную траекторию или нет, с кем общаться и так далее. Университет — пространство необязательного в самом лучшем смысле этого слова.

Для того чтобы прожить время студенчества наиболее эффективно, я советую вам искать то, что вас реально заводит, где вы чувствуете внутренний драйв. Это может быть как учеба, так и, например, практика (ближе ко 2, 3 курсу), или социальная деятельность. Слушайте себя. Кем вы будете через 4, 5, 7 лет, не знает никто, потому что мы сегодня с вами находимся в эпицентре цифровой революции. Это значит, что какие-то профессии умирают или трансформируются, какие-то, наоборот, возникают неожиданно. Именно поэтому я не советую планировать свой результат на какую-то долгосрочную перспективу, это бессмысленно. Смотрите на вашу деятельность как на процесс. Увлекает ли он вас, интересны ли вы сами себе в этом процессе? Если да, значит — это ваше дело».

Приветствуя первокурсников, директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Тамара Протасевич напомнила, что Вышка дает массу возможностей и шансов, а задача студентов — воспользоваться ими.

О стипендиях и олимпиадном движении

Директор по развитию студенческого потенциала НИУ ВШЭ Павел Здоровцев посоветовал первокурсникам заглянуть на страницу Центра стипендиальных и благотворительных программ ВШЭ и ознакомиться со всеми существующими на сегодняшний день возможностями. Кроме того, он напомнил, что все олимпиадники занесены в государственный реестр детей, проявивших выдающиеся способности, и являются претендентами на получение Грантов Президента РФ. Из них 1 200 лучших, обучающихся на бюджетной основе, при условии отличной учебы, наличия успехов в исследовательской деятельности и согласия работать в России три года после выпуска, смогут получить Грант Президента Российской Федерации в размере 20 000 рублей ежемесячно на протяжении всего периода обучения.

Отвечая на вопросы студентов о том, как можно помочь нынешним школьникам подготовиться к олимпиаде и поступить в Вышку, Тамара Протасевич пригласила всех желающих принять участие в проекте «Посланники науки», где наиболее сильные студенты (на конкурсной основе)  обучаются у преподавателей ВШЭ технологиям популяризации научных знаний. Затем студенты отправляются в школы Москвы или ближнего Подмосковья, где проводят занятия для старшеклассников на темы, связанные со своими научными интересами. Другой проект — «Школьникам о Вышке» — возможность рассказать об университете в своей школе, поделиться опытом выбора вуза, образовательной программы, подготовки к поступлению и так далее. 

«Кроме этого, у Вышки есть партнерские базовые школы, лицей, где проходят факультативы по подготовке к олимпиадам», — сказала Тамара Протасевич.

Если вы хотите нам помогать на добровольных началах, пожалуйста, приходите и мы обсудим ваш вклад и формат нашего взаимодействия

Как в Вышке будут оценивать знания?

Несколько вопросов было задано о перспективах введения в ВШЭ блокирующих оценок. Проректор Сергей Рощин посоветовал прочитать Положение о текущей промежуточной аттестации в  ВШЭ  и успокоил присутствующих, сказав, что в нынешней  редакции Положения блокирующих оценок нет. Он напомнил, что блоки позволяют преподавателю сделать любое задание в программе обязательным для выполнения — в противном случае студент не будет допущен к экзамену либо будет иметь итоговую оценку не выше той, которую он получил за это задание. До 2013 года абсолютно все дисциплины имели блокирующую оценку в виде оценки за экзамен.

«В Вышки 250 образовательных программ, — напомнил Сергей Рощин, — и у всех разные задачи с точки зрения формирования системы знаний и компетенций. Есть дизайн, а есть фундаментальная экономика. В ряде случаев критически важно, чтобы студент освоил конкретные темы, без которых он не сможет продвигаться дальше. Это важно во многих технологических процессах, например, в компьютерных науках. С преподавателями обсуждается возможность внедрения блокирующих предметов на ряде курсов. Пока мы не пришли к единому мнению. Обсуждения будут продолжаться как среди преподавателей, так и среди студентов. И у вас есть возможность поучаствовать в этих дискуссиях». 

О новых майнорах и образовательных проектах

Первокурсники активно интересовались расширением линейки майноров и много спрашивали про планы Вышки в области новых образовательных проектов. Отвечая на эти вопросы, проректор Сергей Рощин рассказал, что в этом учебном году на первый курс бакалавриата поступило рекордное число — 7 000 человек (это намного больше, чем в прошлом году), а это значит, что и образовательных курсов должно быть больше. 

В 2019 году в Высшей школе экономики пройдет первый набор на бакалаврские программы двух новых факультетов — факультета химии и факультета биологии и биотехнологии

Их партнерами станут ведущие институты РАН, на базе которых студенты смогут вести исследования. «Есть и другие партнерские соглашения, например, мы формируем совместную образовательную программу по экономике с Дальневосточным федеральным университетом. Что касается майноров, то мы точно откроем их по химии, биологии и биотехнологии, увеличим количество англоязычных майноров (на это у студентов мы видим большой запрос), продолжим перевод некоторых майноров в онлайн-формат, чтобы больше людей смогли их прослушать», — отметил Сергей Рощин. 

На вопрос, где первокурсникам публиковать свои научные результаты, Ярослав Кузьминов посоветовал начать с практики препринтов. «Найдите интересующий вас научный семинар, посмотрите, есть ли у него серия препринтов, и дерзайте. Если препринтов нет, то ваш может положить начало хорошей традиции», — подчеркнул ректор. 

Все пути ведут в Вышку  

В завершении встречи Тамара Протасевич, по традиции, наградила воронами победителей конкурса эссе на тему «Как я узнал о Вышке и почему ее выбрал?». В этом году ими стали пять человек. Кого-то в Вышку привел региональный этап олимпиады по экономике («Восхитившись организацией этого этапа, я приняла решение, что лучше Вышки — нет»). Кто-то поднимался по ступенькам на Басманной, посещая Школу юного филолога ВШЭ, а сегодня поднимается по этим же ступеням уже студентом. На кого-то неизгладимое впечатление произвела беседа с заместителем  декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками факультета гуманитарных наук Владимиром Файером – «после того как 4 года хотела в МГУ, поняла, что в Вышке будет лучше». Среди победивших эссе было заявление о «прекращение всех процессов жизни, чтобы выиграть Всерос и поступить в Вышку» и признание в любви:  «Летом 2018 года я сделала Высшей школе экономики предложение аттестата и диплома, выразив свое свободное и искренние желание связать с ней жизнь, я надеюсь, что наша любовь будет взаимна и бесконечна». 

Вам также может быть интересно:

Победитель Международной олимпиады по химии стал студентом нового бакалавриата Вышки

30 июля в Париже состоялась церемония награждения победителей 51-й Международной школьной олимпиады по химии (IChO 2019). Все четверо членов сборной России завоевали золотые медали, разделив первое место со сборной Кореи. В составе российской команды был Даниил Бардонов — выпускник московской школы №179, а теперь студент образовательной программы «Химия» ВШЭ. В комментарии новостной службе он рассказал о том, почему выбрал Вышку и чем хотел бы заниматься в будущем.

Как поступить в магистратуру по результатам олимпиад и конкурсов

Ученый совет ВШЭ утвердил порядок приема в магистратуру победителей и призеров олимпиад и конкурсов для студентов и выпускников. Для них установлены льготы при поступлении на бюджетные места, а также размеры скидок на платное обучение.

В Москве наградили лучших студентов олимпиады «Я — профессионал»

106 золотых медалей вручили на торжественной церемонии награждения олимпиады «Я — профессионал», которая состоялась 2 апреля в московском Центре международной торговли.

НИУ ВШЭ — лидер по числу дипломантов олимпиады «Я – профессионал»

26 марта подведены итоги второго сезона студенческой олимпиады «Я — профессионал», одним из вузов-организаторов которой является Высшая школа экономики. За два года олимпиада стала настоящим социальным лифтом для мотивированных студентов, площадкой для взаимодействия системы образования и работодателей.

В финал IDAO вышла 31 команда из семи стран

Восемнадцатого февраля подведены итоги онлайн-этапа Международной олимпиады по анализу данных IDAO (International Data Analysis Olympiad), организованной факультетом компьютерных наук НИУ ВШЭ и Яндексом при поддержке Сбербанка. В этом году участниками заочного этапа стали 1287 команд из 78 стран.

ВТБ и НИУ ВШЭ обучат участников олимпиады «Я — профессионал»

Банк ВТБ и НИУ ВШЭ открыли зимнюю школу «Финансы, меняющие мир. Перезагрузка». Мероприятие организовано для финалистов студенческой олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Финансы и кредит» и пройдет с 4 по 6 февраля в Москве. В нем примут участие 139 финалистов олимпиады «Я — профессионал» из 30 регионов и 48 вузов России. «Я — профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

В Зимней экономической школе Сбербанка и НИУ ВШЭ приняли участие более 130 финалистов олимпиады «Я — профессионал»

134 финалиста олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Экономика» из 36 регионов и 58 российских вузов приняли участие в Зимней экономической школе Сбербанка и НИУ ВШЭ.  «Я — профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Финалисты олимпиады «Я — профессионал» обсудят VR-технологии и блокчейн на зимней школе Банка ВТБ и НИУ ВШЭ

30 января в Москве стартовала Зимняя школа Банка ВТБ и НИУ ВШЭ «Финтех. Время меняться». В ней принимают участие 144 финалиста олимпиады «Я — профессионал» по направлению «Бизнес-информатика» из 34 регионов. «Я — профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

1287

команд из 78 стран зарегистрировались на Международную олимпиаду по анализу данных IDAO, которую организуют факультет компьютерных наук ВШЭ и компания «Яндекс» при поддержке Сбербанка.

> 20000

участников из 158 стран уже зарегистрировались для участия в олимпиаде Open Doors, проводимой Ассоциацией глобальных университетов. Олимпиада дает возможность иностранным абитуриентам поступить в магистратуру лучших российских вузов без экзаменов и учиться бесплатно.