• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ищите то, что вас реально заводит»

На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.

Университет — территория свободы

«Университет — это совсем другая жизнь, нежели школа и олимпиадное сообщество, — обратился к новоиспеченным студентам Ярослав Кузьминов. — Здесь совершенно иная форма организации жизни. В высшем учебном заведении ты волен выбирать, чем ты будешь заниматься, сколько внимания уделять тому, что ты выбрал, менять свою образовательную траекторию или нет, с кем общаться и так далее. Университет — пространство необязательного в самом лучшем смысле этого слова.

Для того чтобы прожить время студенчества наиболее эффективно, я советую вам искать то, что вас реально заводит, где вы чувствуете внутренний драйв. Это может быть как учеба, так и, например, практика (ближе ко 2, 3 курсу), или социальная деятельность. Слушайте себя. Кем вы будете через 4, 5, 7 лет, не знает никто, потому что мы сегодня с вами находимся в эпицентре цифровой революции. Это значит, что какие-то профессии умирают или трансформируются, какие-то, наоборот, возникают неожиданно. Именно поэтому я не советую планировать свой результат на какую-то долгосрочную перспективу, это бессмысленно. Смотрите на вашу деятельность как на процесс. Увлекает ли он вас, интересны ли вы сами себе в этом процессе? Если да, значит — это ваше дело».

Приветствуя первокурсников, директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Тамара Протасевич напомнила, что Вышка дает массу возможностей и шансов, а задача студентов — воспользоваться ими.

О стипендиях и олимпиадном движении

Директор по развитию студенческого потенциала НИУ ВШЭ Павел Здоровцев посоветовал первокурсникам заглянуть на страницу Центра стипендиальных и благотворительных программ ВШЭ и ознакомиться со всеми существующими на сегодняшний день возможностями. Кроме того, он напомнил, что все олимпиадники занесены в государственный реестр детей, проявивших выдающиеся способности, и являются претендентами на получение Грантов Президента РФ. Из них 1 200 лучших, обучающихся на бюджетной основе, при условии отличной учебы, наличия успехов в исследовательской деятельности и согласия работать в России три года после выпуска, смогут получить Грант Президента Российской Федерации в размере 20 000 рублей ежемесячно на протяжении всего периода обучения.

Отвечая на вопросы студентов о том, как можно помочь нынешним школьникам подготовиться к олимпиаде и поступить в Вышку, Тамара Протасевич пригласила всех желающих принять участие в проекте «Посланники науки», где наиболее сильные студенты (на конкурсной основе)  обучаются у преподавателей ВШЭ технологиям популяризации научных знаний. Затем студенты отправляются в школы Москвы или ближнего Подмосковья, где проводят занятия для старшеклассников на темы, связанные со своими научными интересами. Другой проект — «Школьникам о Вышке» — возможность рассказать об университете в своей школе, поделиться опытом выбора вуза, образовательной программы, подготовки к поступлению и так далее. 

«Кроме этого, у Вышки есть партнерские базовые школы, лицей, где проходят факультативы по подготовке к олимпиадам», — сказала Тамара Протасевич.

Если вы хотите нам помогать на добровольных началах, пожалуйста, приходите и мы обсудим ваш вклад и формат нашего взаимодействия

Как в Вышке будут оценивать знания?

Несколько вопросов было задано о перспективах введения в ВШЭ блокирующих оценок. Проректор Сергей Рощин посоветовал прочитать Положение о текущей промежуточной аттестации в  ВШЭ  и успокоил присутствующих, сказав, что в нынешней  редакции Положения блокирующих оценок нет. Он напомнил, что блоки позволяют преподавателю сделать любое задание в программе обязательным для выполнения — в противном случае студент не будет допущен к экзамену либо будет иметь итоговую оценку не выше той, которую он получил за это задание. До 2013 года абсолютно все дисциплины имели блокирующую оценку в виде оценки за экзамен.

«В Вышки 250 образовательных программ, — напомнил Сергей Рощин, — и у всех разные задачи с точки зрения формирования системы знаний и компетенций. Есть дизайн, а есть фундаментальная экономика. В ряде случаев критически важно, чтобы студент освоил конкретные темы, без которых он не сможет продвигаться дальше. Это важно во многих технологических процессах, например, в компьютерных науках. С преподавателями обсуждается возможность внедрения блокирующих предметов на ряде курсов. Пока мы не пришли к единому мнению. Обсуждения будут продолжаться как среди преподавателей, так и среди студентов. И у вас есть возможность поучаствовать в этих дискуссиях». 

О новых майнорах и образовательных проектах

Первокурсники активно интересовались расширением линейки майноров и много спрашивали про планы Вышки в области новых образовательных проектов. Отвечая на эти вопросы, проректор Сергей Рощин рассказал, что в этом учебном году на первый курс бакалавриата поступило рекордное число — 7 000 человек (это намного больше, чем в прошлом году), а это значит, что и образовательных курсов должно быть больше. 

В 2019 году в Высшей школе экономики пройдет первый набор на бакалаврские программы двух новых факультетов — факультета химии и факультета биологии и биотехнологии

Их партнерами станут ведущие институты РАН, на базе которых студенты смогут вести исследования. «Есть и другие партнерские соглашения, например, мы формируем совместную образовательную программу по экономике с Дальневосточным федеральным университетом. Что касается майноров, то мы точно откроем их по химии, биологии и биотехнологии, увеличим количество англоязычных майноров (на это у студентов мы видим большой запрос), продолжим перевод некоторых майноров в онлайн-формат, чтобы больше людей смогли их прослушать», — отметил Сергей Рощин. 

На вопрос, где первокурсникам публиковать свои научные результаты, Ярослав Кузьминов посоветовал начать с практики препринтов. «Найдите интересующий вас научный семинар, посмотрите, есть ли у него серия препринтов, и дерзайте. Если препринтов нет, то ваш может положить начало хорошей традиции», — подчеркнул ректор. 

Все пути ведут в Вышку  

В завершении встречи Тамара Протасевич, по традиции, наградила воронами победителей конкурса эссе на тему «Как я узнал о Вышке и почему ее выбрал?». В этом году ими стали пять человек. Кого-то в Вышку привел региональный этап олимпиады по экономике («Восхитившись организацией этого этапа, я приняла решение, что лучше Вышки — нет»). Кто-то поднимался по ступенькам на Басманной, посещая Школу юного филолога ВШЭ, а сегодня поднимается по этим же ступеням уже студентом. На кого-то неизгладимое впечатление произвела беседа с заместителем  декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками факультета гуманитарных наук Владимиром Файером – «после того как 4 года хотела в МГУ, поняла, что в Вышке будет лучше». Среди победивших эссе было заявление о «прекращение всех процессов жизни, чтобы выиграть Всерос и поступить в Вышку» и признание в любви:  «Летом 2018 года я сделала Высшей школе экономики предложение аттестата и диплома, выразив свое свободное и искренние желание связать с ней жизнь, я надеюсь, что наша любовь будет взаимна и бесконечна». 

Вам также может быть интересно:

Студенты факультета физики стали призерами Всероссийской студенческой олимпиады по теоретической механике

Они заняли третье место в командных конкурсах, а в личном соревновании получили дипломы II и III степени.

Студенты более 1200 вузов зарегистрировались на олимпиаду «Я — профессионал»

Студенты из 1281 вуза и их филиалов подали заявку на олимпиаду «Я — профессионал», что в полтора раза больше показателя прошлого года (828 вузов в 2017-2018 учебном году). «Я —профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей»,указ о создании которойПрезидент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Начался отборочный онлайн-этап олимпиады «Я — профессионал»

Участники олимпиады «Я — профессионал» приступили к прохождению отборочного этапа по выбранным направлениям. Всего 350 вариантов тестовых состязаний по всем трекам доступны онлайн из любой точки мира. «Я — профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Регистрация на олимпиаду «Я — профессионал» закрылась с рекордным числом заявок

Более полумиллиона регистраций поступило на олимпиаду «Я — профессионал», что на 78% больше количества заявок прошлого года (295 тысяч в 2017/2018 году). «Я — профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Более 450 тысяч заявок поступило на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Регистрация на олимпиаду «Я — профессионал» заканчивается 22 ноября. Число заявок, поданных на участие уже превысило 450 тысяч, что в полтора раза больше количества регистраций прошлого года (295 тысяч заявок в 2017/2018 году). «Я — профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Международная олимпиада по анализу данных IDAO пройдет во второй раз

IDAO (International Data Analysis Olympiad) создана ведущими специалистами по анализу данных для своих будущих коллег. Своей целью она ставит объединение на одной площадке аналитиков, ученых, профессионалов и начинающих исследователей со всего мира. Олимпиаду организуют факультет компьютерных наук ВШЭ и компания «Яндекс» при поддержке Сбербанка.

На олимпиаду «Я — профессионал» подали на 15% больше заявок, чем в прошлом году

Число заявок, поданных на участие в студенческой олимпиаде «Я — профессионал», превысило 350 тысяч, что на 15 процентов больше количества регистраций прошлого года (295 тысяч заявок в 2017/2018 году). «Я — профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Алексей Кудрин призвал студентов регистрироваться на олимпиаду «Я – профессионал»

Председатель Счётной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин поддержал студенческую олимпиаду «Я – профессионал» и принял участие в съемках проморолика проекта. «Я — профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Более 200 тысяч студентов зарегистрировались на олимпиаду «Я — профессионал»

Число заявок, поданных на участие в студенческой олимпиаде «Я — профессионал», превысило 200 тысяч. «Я — профессионал» — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой Президент РФ Владимир Путин подписал 22 мая 2018 года.

Олимпиада «Я — профессионал» и художник Татьяна Задорожняя потроллили студентов

Художник Татьяна Задорожняя, известная в сети как fevrony, подготовила для олимпиады «Я — профессионал» серию ироничных картинок, посвященных темам начала карьеры и взаимоотношений молодых специалистов с работодателями. Олимпиада — один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», указ о создании которой был подписан Президентом России В.В. Путиным 22 мая 2018 года.