• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обсуждение продолжится через две недели

1 октября в Культурном центре ГУ-ВШЭ состоялось общее собрание профессорско-преподавательского состава Высшей школы экономики, на котором обсуждались важнейшие вопросы развития университета.

Видеозапись первой части собрания Видеозапись первой части собрания

Видеозапись второй части собрания Видеозапись второй части собрания

Надо заметить, что обсуждению главных направлений развития университета на собрании профессорско-преподавательского состава предшествовало длившееся около двух недель активное обсуждение этих тем на форумах, которые специально были организованы на портале Вышки. К рассмотрению были предложены 4 основные темы: кадровое развитие университета; новые образовательные стандарты, технологии и методики преподавания; стратегия ГУ ВШЭ как научно-исследовательского университета; корпоративная культура ГУ-ВШЭ. Были также созданы четыре рабочие группы, суммировавшие и анализировавшие предложения и замечания преподавателей по предложенным темам; представители этих рабочих групп и выступили на собрании с докладами, в которых были учтены мнения участников форумов. Забегая вперед в рассказе о прошедшем собрании, добавим, что закончилось оно тем, что было решено продолжить обсуждение проблем и направлений развития вуза — сначала в виде форума на портале ГУ-ВШЭ, а затем итоги виртуального обсуждения будут еще раз рассмотрены на очном общем собрании, которое планируется провести через две недели.

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, открыв собрание, вручил директору Пермского филиала университета Галине Володиной почетную грамоту ГУ-ВШЭ и благодарность Правительства России за вклад в развитие высшего образования. Исполняющий обязанности проректора Высшей школы экономики Исак Фрумин получил благодарность от губернатора Томской области Виктора Кресса за помощь в подготовке к заседанию Государственного совета. Благодарности от Министерства образования и науки РФ получили заведующая кафедрой немецкого языка ГУ-ВШЭ Евгения Успенская и профессор кафедры бизнес-аналитики ГУ-ВШЭ Александр Кирсанов.

Затем Ярослав Кузьминов выступил с анализом сегодняшнего состояния Высшей школы экономики и ее места в вузовской системе страны и мира. «Сейчас Высшая школа экономики — это лидер российского образования, она входит в группу из 4–6 российских вузов, занимающих позиции в международных рейтингах. Причем наше отличие состоит в том, что мы резко растем в этих рейтингах. Все филиалы Вышки входят в ТОП-50 вузов России».

Вышка — самый открытый университет России. Вся информация о ее деятельности размещена в открытом доступе. Причем, по замечанию ректора, это не только образовательные программы и методические материалы, но и, например, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и многие другие документы.

Одной из важных проблем развития университета Ярослав Кузьминов назвал его «разбросанность». Так, в Москве здания Вышки расположены по одиннадцати адресам.

В своем выступлении ректор ГУ-ВШЭ сформулировал основные задачи, без решения которых динамичное развитие университета затруднительно. Ключевым должен стать рост конкурентоспособности образовательного процесса и научных исследований. Для этого, по словам Ярослава Кузьминова, образовательные программы обязательно должны базироваться на исследованиях, до 30 процентов курсов в рамках образовательных программ должны преподаваться на английском языке, а университет должен активно участвовать в международных научных проектах. Необходимо также вовлекать студентов в проводимые изыскания, создать устойчивую систему академических стимулов преподавателей и студентов.

Важной также является необходимость обновления кадрового состава университета. Проблема эта, по словам ректора, очень деликатная, так как привлекая в вуз молодых исследователей и преподавателей, необходимо сохранить опытных ученых и педагогов, создать для всех комфортные условия работы. Но в любом случае требования к проведению конкурсного отбора должны быть достаточно жесткими. Цель, которую сформулировал Ярослав Кузьминов, звучит амбициозно: к 2020 году не менее половины преподавателей нужно набирать на международном рынке труда.

Завершая выступление, ректор Высшей школы экономики обратил внимание на формирование корпоративной культуры: «Мы создаем университет для себя, это наш дом. Личные интересы каждого сотрудника должны соответствовать целям и задачам всего университета. Если преподаватель чувствует себя наемником, то это тревожный сигнал для всех нас».

Кадровому развитию Высшей школы экономики был посвящен доклад ординарного профессора ГУ-ВШЭ, члена рабочей группы университета по соответствующему направлению Надежды Титовой. «Перед университетом стоят задачи обеспечения высоких международных стандартов преподавания, создание условий для эффективной работы преподавателей, стимулирование академической деятельности и повышения профессиональной квалификации. Какие же проблемы нужно решить?» — задалась вопросом докладчик. Существующие противоречия необходимо снимать, стремясь к симметрии. Она должна быть во всем: между коллективом и университетом (через взаимные обязательства), между преподаванием и исследованиями (преподавателю для профессионального роста не обойтись без занятий наукой), между новыми сотрудниками и теми, кто уже давно трудится в университете.

В качестве критериев отбора сотрудников были предложены следующие: профильное образование и опыт преподавания, наличие исследовательской работы и научных публикаций или практического опыта (исключение — вчерашние выпускники с обязательством представления результатов через год).

Существуют, по мнению Надежды Титовой, и объективные сложности в кадровом развитии. Например, в вопросах международного рекрутинга. Обладатели степени PhD более квалифицированны, чем доценты и профессора? Очевидно, что у них разный опыт. Но означает ли это, что и условия работы у первых и вторых должны различаться — вопрос открытый.

В качестве необходимых мероприятий в кадровом развитии университета рабочая группа предлагает постепенно выравнивать оплату труда совместителей и штатных сотрудников, расширять группу ординарных профессоров через включение молодых докторов наук.

В обсуждении доклада прозвучали очень разные мнения, имеющие отношение к формам повышения квалификации, академическому стимулированию, существующим в кадровых вопросах бюрократическим проволочкам. В частности, выяснилось, что из-за необходимости заполнения табеля учета рабочего времени нельзя привлечь к работе в лаборатории сотрудника филиала из Нижнего Новгорода или Перми, якобы невозможно учесть время работы этого сотрудника по основному месту работы и в лаборатории. Участники общего собрания высказали предложение не только привлекать к работе в Высшей школе экономики обладателей степени PhD, но еще и своих сотрудников после защиты кандидатских диссертаций отправлять за рубеж для получения дополнительно степени PhD.

Комментируя некоторые выступления, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов заметил, что существующие программы повышения квалификации не пользуются спросом. Между тем, это важные для профессионального роста программы. Но если самоорганизуются группы по интересам, то университет может подумать о финансировании новых программ, пригласить специалистов.

Второй блок вопросов — развитие научных исследований — представлял проректор ГУ-ВШЭ Сергей Шишкин. Анализируя состояние этой сферы в Высшей школе экономики, он отметил: «По-прежнему преподаватели мало публикуются за рубежом, мало участвуют в международных исследовательских проектах. Количество изданных монографий за три года снизилось, учебников издано примерно столько же, а должен быть рост». В качестве мер по развитию научных исследований предложено повысить требования к результативности исследований, проводить международные экспертизы проектов, создавать лаборатории под руководством всемирно известных ученых, содействовать публикациям на английском языке, привлекать сотрудников научных подразделений к учебному процессу.

Дискуссия по этому блоку вопросов стала, пожалуй, самой продолжительной. Звучали и вопросы к руководству Вышки, и предложения по организации исследований. Так, скажем, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Фуад Алескеров сказал, что «надо начинать не с науки, а с создания условий для преподавателей. Пока существует большая учебная нагрузка, требовать особой результативности в науке нельзя». По его мнению, «простое приглашение западных ученых может не дать нужного результата: по завершении контракта этот ученый уедет к себе, да еще прихватит пару-тройку наших талантливых аспирантов».

Ординарный профессор ГУ-ВШЭ Владимир Шадриков обратил внимание на проблему создания научных школ. Талантливые выпускники не остаются в университете, поскольку нет вакантных должностей. А кроме того, преподаватели имеют больше материальных стимулов, чем научные сотрудники университета.

Участники общего собрания говорили и о статусе публикаций. Так, было высказано мнение, что статус серьезной статьи гораздо выше, чем у монографии или учебника, а учебники вообще должны писать только умудренные опытом люди.

Татьяна Долгопятова, ординарный профессор ГУ-ВШЭ, напомнила, что несмотря на все усилия, «существует серьезный разрыв между институтами и учебным процессом; к исследованиям мало привлекают студентов, потому что научные сотрудники не преподают». Следует наладить связи между кафедрами и институтами. По мнению профессора кафедры теории права и сравнительного правоведения Юрия Арзамасова эту проблему можно решить, укрупнив кафедры и включив в их состав лаборатории.

Декан факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Алексей Барабашев в своем выступлении говорил о том, что «качество научных исследований зависит от общения с коллегами, специалистами из других организаций, в том числе зарубежных, но надо не только ездить самим на конференции и семинары, но и у себя принимать, Вышка должна быть центром притяжения».

По словам Леонида Косалса, заместителя декана по научной работе факультета социологии ГУ-ВШЭ, связь между научными и учебными подразделениями можно развивать, стимулируя преподавание научными сотрудниками в аспирантуре и магистратуре. А студенты будут активнее участвовать в исследованиях, если включить научную работу в учебный план, и оценивать работу в проектах каким-то количеством кредитных единиц.

О новых образовательных стандартах, технологиях и методиках преподавания в ГУ-ВШЭ рассказал следующий докладчик — проректор Сергей Рощин. Коротко рассказав последних изменениях в  организации учебного процесса в Высшей школе экономики (в частности, переход на новые оригинальные образовательные стандарты), докладчик отметил, что самое важное в этих изменениях — смещение акцентов со знаний на умения и навыки. Причем стандарты надо постоянно обновлять, формировать оценочные и контрольно-измерительные материалы на основе компетентностного подхода.

Одним из способов завоевания позиций на международном образовательном рынке является изучение английского языка с последующей сдачей сертификационного экзамена, а также ведение курсов на английском языке, в первую очередь на магистерских программах и частично — в бакалавриате.

Кроме того, Сергей Рощин рассказал о введении системы электронной поддержки учебного процесса LMS (Learning Management System) и о необходимости перехода к образовательным технологиям и методикам на основе IT.

Первым из выступивших в рамках дискуссии стал декан факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Андрей Мельвиль, обративший внимание участников собрания профессорско-преподавательского состава, что всем имеет смысл задуматься о том, как компетентностный подход отразится на результатах обучения и как эти результаты измерить. Продолжая эту тему, исполняющий обязанности проректора ГУ-ВШЭ Исак Фрумин сказал, что «по сути, основа этого подхода — готовность к деятельности, и попытка разбить компетенции на отдельные составляющие провальна. Это цельное понятие».

Основная часть выступивших говорила о волнующем всех преподавателей вопросе — учебной нагрузке. Какие существуют способы ее сокращения? Будет ли пересмотрена ее структура в связи с тем, что на первый план в подготовке выходят умения и навыки? Какие формы практических занятий кроме семинаров будут использоваться? Говорили и о необходимости учета запросов работодателей и международного опыта. На что заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов отреагировал так: «Я бы предостерег от обращения к работодателям без оглядки. Если, например, вуз, готовящий специалистов-автомобилестроителей, обратится к АвтоВАЗу, боюсь, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет. А вот Тойота — другое дело». Заинтересованное обсуждение вызвал и переход на оригинальные образовательные стандарты. Участники дискуссии заметили, что «переход сделан по шаблону, а у нас у всех разные лица», что «не стоит зацикливаться на сокращении количества дисциплин».

Четвертый блок вопросов, вынесенных для обсуждения на общем собрании преподавателей, — «Корпоративная культура и имидж Высшей школы экономики». С докладом выступила Валерия Касамара, директор по связям с общественностью ГУ-ВШЭ. Как показали результаты обсуждения корпоративной культуры и имиджа на специально организованном на портале Вышки форуме, самыми острыми остаются проблемы территориальной разобщенности Высшей школы экономики, все еще сохраняющееся «презрение» основных факультетов по отношению к «факультативным», а также сложности во взаимодействии с филиалами. Предложения соответствующей рабочей группы, основанные на откликах участников форума, таковы. Необходимо проводить фестиваль науки ГУ-ВШЭ, на котором бы в течение дня на разных площадках для абитуриентов и их родителей, вообще для всех желающих, читались бы популярные лекции; активнее использовать LMS в учебной работе; открыть межфакультетские консультационные центры, в которых экономисты консультировали бы по вопросам экономики, юристы по вопросам права… Также было предложено устраивать общеуниверситетские презентации научно-учебных лабораторий для поощрения междисциплинарных исследований, проводить межфакультетские школы, сделать регулярным выход газеты «Вышка», разработать навигаторы не только для первокурсников, но и для новых преподавателей и иностранных студентов. Валерия Касамара сообщила также о редизайне фирменного стиля ГУ-ВШЭ: к традиционному синему добавился оранжевый цвет.

Обсуждение доклада свелось к предложениям организовать в университете небольшие буфеты с кофе, позаботиться о месте для проведения свободного времени студентами, чтобы не приходилось после занятий сразу же покидать учебные корпуса. На имидже университета положительно может сказаться и оборудование помещений для людей с ограниченными возможностями.

По предложению ректора ГУ-ВШЭ, который подвел итоги собрания, было решено вернуться к обсуждению этих вопросов. Так что на очередном собрании профессорско-преподавательского состава Высшей школы экономики, которое ориентировочно пройдет 15 октября, будет обсуждаться инфраструктура университета, международное сотрудничество, бюрократические барьеры, взаимодействие со студентами и выпускниками и, еще раз, корпоративная культура.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой

Вам также может быть интересно:

В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий

Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.

Вышка разрабатывает новую программу развития

15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.

Как зарабатывает и тратит университет

30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.

ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях

Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.

Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым

9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.

Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

5 лет МИЭМ НИУ ВШЭ: чего удалось добиться?

Переезд в новое здание, оснащенное современным научным оборудованием, рост проходного балла зачисленных абитуриентов, увеличение числа публикаций сотрудников в международных журналах — таковы лишь некоторые результаты работы МИЭМ НИУ ВШЭ за прошедшие пять лет. Всё это время им руководил Александр Тихонов, скончавшийся 9 декабря 2016 года.

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

Завершилось ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Итоги состоявшихся встреч и обсуждений подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.

Вышка превращается из социально-экономического в многопрофильный университет

7 декабря на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ ректор Ярослав Кузьминов рассказал об изменениях, происходящих в Вышке, и о том, как в рамках проекта «5-100» вуз стремится к достижению международной конкурентоспособности.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.