• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Особенности взаимодействия

8–11 октября в подмосковном Голицыно состоялся второй семинар группы высокого профессионального потенциала (так называемого кадрового резерва) Высшей школы экономики.

Организаторы стремились создать условия для острой, актуальной дискуссии, пригласить к молодым преподавателям и исследователям в качестве собеседников опытных экспертов и получить «живую» обратную связь от молодых сотрудников ГУ-ВШЭ. Участникам семинара, в свою очередь, хотелось обсудить профессиональные вопросы, совместно разработать варианты оптимального пути развития университета и личного карьерного роста.

Именно поэтому в первый же вечер, 8 октября, обсуждались ожидания, с которыми участники приехали на семинар. В ответах на вопрос: «Что я хочу получить от семинара?» молодые преподаватели перечисляли многое: новые педагогические методики и технологии, обсуждение конкретных сложных моментов преподавательской практики, прояснение целей развития национального исследовательского университета, понимание процесса институционализации науки в ГУ-ВШЭ, обсуждение академического развития в филиалах.

9 октября первый полный день выездного семинара открыл проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев, его выступление было посвящено инновациям в учебном процессе, укрупнению учебных курсов, углублению профильных дисциплин. Он изменил привычный ход выступления и сам задавал вопросы аудитории. В общении со слушателями были конкретно и в деталях обсуждены сложные ситуации, относящиеся к организации учебного процесса.

Продолжилась субботняя программа мастер-классом преподавателя кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента Филиала ГУ-ВШЭ в Нижнем Новгороде Ольги Чернявской, которая рассказала об особенностях приобретения навыков ведения дискуссии в ходе учебных занятий. То, как необходимо создавать соответствующую атмосферу, «разжигать» дискуссию и структурировать обсуждение, было резюмировано на основе ответов аудитории. Этот мастер-класс стал результатом работы группы резервистов, победивших в конкурсе инициативных образовательных проектов.

Валерия Касамара, директор по связям с общественностью ГУ-ВШЭ, обсудила со слушателями различные составляющие корпоративной культуры. В дискуссии были затронуты вопросы различий общей атмосферы Высшей школы экономики в Москве и ее филиалах, особенности взаимодействия между гуманитарными факультетами и факультетами точных наук.

Вечерняя дискуссия с директором по академическому развитию ГУ-ВШЭ Марией Юдкевич проходила за чаем. Кадровый резерв успел обсудить право привлечения учебных ассистентов, нюансы подготовки академических публикаций, возможность обучения в аспирантуре за рубежом, проблемы академического и профессионального развития в филиалах Высшей школы экономики.

Работа семинара 10 октября началось с мастер-класса по LMS (Learning management system). Его провели Анна Коровко, начальник управления организации учебного процесса ГУ-ВШЭ и ее заместитель Ярослав Быховский. Аудитория могла собственноручно протестировать страницу личного кабинета сотрудника. Проект на текущий момент находится в разработке, но в дальнейшем станет возможным планирование на сайте проектов, обсуждение со студентами текущих задач, комментирование конкретных учебных материалов и другое.

Выступление Ирины Карелиной, директора программы развития ГУ-ВШЭ, касалось развития университета, новых возможностей для профессионального роста молодых преподавателей и исследователей — в планах в настоящее время заявлены следующие сферы: образование, распространение знаний, инфраструктура, кадры, наука. Руководство намерено сформировать более гибкую систему образования, увеличить доли дисциплин по выбору и практическую нагрузку в обучении, более эффективно организовать самостоятельную работу студентов и их исследовательскую деятельность. После презентации участники семинара участвовали в деловой игре, в ходе которой в рабочих группах обсуждались различные направления развития университета. Презентация результатов работы групп отличалась креативностью и высокой мотивированностью участников. Лучшей была признана презентация по проекту внедрения новых образовательных технологий под руководством Алексея Незнанова.

Оксана Черненко, исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций» ГУ-ВШЭ,  рассказала участникам выездного семинара о различных профессиональных преподавательских конкурсах. К примеру, о конкурсе на разработку оригинальных моделей организации самостоятельной работы студентов, разработку программ учебного практикума и других конкурсах фонда.

Приезд ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, по отзывам участников, был одним из наиболее ожидаемых событий на семинаре. Молодые преподаватели смогли задать самые разные вопросы о процессе преподавания и высказать свои соображения о жизни Вышки.

Воскресным вечером, после завершения основной программы, участники подвели итоги семинара. Представители кадрового резерва Вышки оценили, насколько были реализованы их ожидания. Молодые преподаватели делились мнениями и впечатлениями о том, что и почему понравилось и не понравилось на семинаре. Практически единодушно коллеги особо отметили полезность выступления проректора ГУ-ВШЭ Вадима Радаева. Многие участники, как выяснилось, воспользовались возможностью задать интересующие их вопросы непосредственно руководству. Несмотря на то, что конкретная и сиюминутная польза от мастер-классов (по оценкам слушателей) была различной, молодые преподаватели и исследователи единодушно признали весь семинар в целом полезным и важным мероприятием. Организаторы надеются, что отложенный полезный эффект семинара проявится в виде новых методик преподавания, поданных заявок на конкурсы и гранты, активизации исследований, найденных соавторов и единомышленников. А через месяц, в ноябре, должен состояться следующий выездной семинар. Он будет проводиться для молодых университетских управленцев Высшей школы экономики из Москвы, Перми, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Росина Пустовит, Мария Скворцова, специально для Новостной службы портала
Фото Марины Вырской

Вам также может быть интересно:

Вышел новый номер «Окон роста»

Его основная тема — преподавательская надбавка как новый стимулирующий инструмент. Кроме того, из этого номера вы узнаете, какие курсы Центра академического письма Вышки и для кого могут быть полезны, в каком новом антиюбилейном проекте можно принять участие, и прочитаете воспоминания некоторых сотрудников об университете. Вместе с «Окнами роста» выходит 18-й выпуск приложения «География Вышки» с рассказом профессора Школы филологии Миры Бергельсон о воротах Аляски — Анкоридже.

Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета

10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.

Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества

В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.

Ярослав Кузьминов представил нового директора кампуса ВШЭ в Нижнем Новгороде и рассказал о перспективах развития вуза

4 июня ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов посетил нижегородский кампус НИУ ВШЭ и обсудил с коллегами перспективы развития университета.

Подведены итоги Конкурса инициативных образовательных проектов 2013 года

10 февраля прошла презентация трех работ, признанных лучшими на Конкурсе инициативных образовательных проектов, которые были реализованы командами кадрового резерва ВШЭ в 2013 году. Заявки на участие в конкурсе 2014 года принимаются до 3 марта включительно.

Определен состав кадрового резерва ВШЭ на 2014 год

Идет набор в кадровый резерв ВШЭ 2014 года

Ученым советом ВШЭ утверждены новые положения и регламенты университета

Academic writing center: новые курсы

В феврале стартуют новые программы Academic writing center ВШЭ — «Академическое письмо и сопутствующие компетенции» и «Техника презентаций». Комментирует руководитель проекта Женя Бакин.

«Мы должны уже в этом году пересмотреть формат аспирантуры ВШЭ»

25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.