• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С целью очищения души

8 декабря в клубе «Креативный класс» отделения культурологии ГУ-ВШЭ состоялась встреча с одним из руководителей проекта «АРТкино» Дмитрием Куповых и просмотр короткометражного кинофильма «Аргентина», снятого одним из выпускников «АРТкино» Михаилом Марескиным.

Основная цель проекта, работающего в Москве с 2006 года, — возрождение авторского кино в России. Открывая первое в этом году заседание клуба «Креативный класс», профессор отделения культурологии ВШЭ Ян Левченко сказал: «Организация, которую сегодня представляет наш гость, может быть названа досуговым центром, клубом или школой, продюсерским центром или прокатной конторой. Это многопрофильный культурный институт, который занимается важным делом, альтернативным всему тому, что принято называть "большим кинематографом"».

Создатели проекта называют свое детище «некоммерческим холдингом». За четыре года в рамках проекта была инициирована и организована деятельность по различным направлениям: киноклуб «АРТкино», газета «АРТкино», киноклуб «Мастер-класс», Всероссийский фестиваль авторского короткометражного фильма «АРТкино», кинокомпания «АРТкино» и альтернативная система кинопроката молодых режиссеров «АРТкино-прокат». По словам Дмитрия Куповых, киноклуб «АРТкино» стал школой для всех, кто интересуется историей и языком киноискусства, режиссурой, кинодраматургией, операторским мастерством, монтажом, работой с актерами, режиссурой звука и киноведением. В киноклубе «Мастер-класс» еженедельно проходят встречи с ведущими российскими кинематографистами и молодыми режиссерами, успевшими заявить о себе интересными работами. Газета «АРТкино» освещает актуальные события клубов, информирует о специальных проектах и мероприятиях, о новых именах, тенденциях и открытиях, размещает актуальные материалы, заметки и интервью для всех, кто хочет повысить уровень своей кинематографической эрудиции.

Как рассказал Дмитрий Куповых, на первом Всероссийском фестивале авторского короткометражного кино, который прошел в сентябре 2008 года, на четырех площадках было показано более ста фильмов молодых режиссеров страны. Задача фестиваля — прорыв интеллектуального кино, авторы которого затрагивают серьезные проблемы и ведут конструктивный диалог со зрителем. При проекте действуют операторские курсы, переводятся на русский язык иностранные учебники по кинематографии, производятся собственные короткометражные фильмы, которые уже не раз становились участниками и лауреатами кинофестивалей.

Отвечая на вопрос о том, на какие средства существует «некоммерческий холдинг», Дмитрий Куповых объяснил, что, поскольку проект не имеет ни государственной, ни инвесторской поддержки, он ведет всю свою многопрофильную деятельность на ежемесячные членские взносы участников и на средства, выручаемые от продажи дисков и книг.

Отмечая четырехлетие «АРТкино», Дмитрий Куповых в приветствии, опубликованном в газете «АРТкино», отметил, что фактически «за четыре года из районного клуба по интересам проект превратился в масштабный культурный центр с филиалами по всей России, своим фестивалем, уникальной системой проката короткометражного кино и издательством газеты, книг и дисков. Помимо успешной статистики поступления во Всероссийский институт кинематографии и на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, киноклуб может предложить своим студентам достаточные знания и техническую поддержку для того, чтобы снимать достойные короткометражные фильмы, которые будут с интересом приняты как кинематографическим сообществом, так и зрителем».

Между прочим, у «АРТкино» есть свой этический манифест, выражающий не только цели, но и основное содержание проекта и кредо его руководителей и участников. Цитируем одно из самых красноречивых положений этого документа: «Исцеление — это возвращение к истинной ЦЕЛИ. Современный кинематограф болен шаблонностью, алчностью, фрагментарностью и порочностью. Он утратил свою цель — быть великим искусством. А цель всякого искусства — катарсис или очищение души».

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.

Реновация: чем опыт Парижа может быть полезен Москве

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ подготовила документальный фильм о реновации Парижа. О том, как социальные и градостроительные проекты меняют большой город, в нем рассказывают представители власти, архитекторы и жители парижской периферии. Открытый показ фильма состоится 21 декабря в «Шухов Лаб».

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.