• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Олимпиады ВШЭ перешли границы России»

Год назад в Высшей школе экономики было создано управление по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии. Татьяна Четвернина, проректор ГУ-ВШЭ, рассказывает о том, что удалось сделать подразделению за это время, каковы его планы на ближайшую перспективу.

— С какой целью создавалось это управление?

— Управление по развитию сотрудничества со странами СНГ и Балтии было создано в ноябре 2009 года, цельработы управления обозначена уже в его названии — развитие сотрудничества со странами СНГ, причем не только с университетами, но и с экспертным и научным сообществами, а также с нашими потенциальными абитуриентами в лице школьников. Начиная свою деятельность, мы осознавали, что задача перед нами стоит глобальная и очень непростая. Непростая, прежде всего, потому что мы обладаем фрагментарными знаниями о том, что произошло на рынках образовательных услуг стран СНГ в постсоветский период, потому что население этих стран наш университет знают плохо, а в некоторых странах не знают вообще. Безусловно, мы понимали, что в странах СНГ нас никто не ждет и не готов осуществлять наши проекты.

Единственное, чем мы обладали на начальной стадии работы (осень 2009 года) — это профессиональные и научные контакты наших преподавателей, широкая известность наших лидеров — ректора, научного руководителя и президента Вышки, а также подписанная с Россотрудничеством программа совместных действий. Этот ресурс мы активно использовали в первые месяцы работы и к марту 2010-го уже готовились к подписанию соглашения о сотрудничестве с университетами Беларуси, Казахстана, Молдовы и Украины. Ключевой позицией этих соглашений для нас было проведение на площадках наших университетов-партнеров многопрофильной олимпиады для школьников и студенческой олимпиады. Забегая вперед, скажу, что все университеты не просто выполнили достигнутые договоренности, но и приложили максимум усилий для рекламы наших олимпиад в городах проведения олимпиады — Донецке, Караганде, Костанае, Могилеве и Одессе. В Ереване нашими контрагентами по организации и проведению олимпиады были Российский центр науки и культуры (Россотрудничество) и школа имени А.П.Чехова.

По сути, проведенные в марте 2010 года олимпиады стали первой «заявкой о себе» нашего университета на постсоветском пространстве. Мы смогли добиться выполнения поставленной перед нами задачи — увеличения числа участников олимпиады, несмотря на то, что школьники и их родители нас не знали. Поначалу даже тот факт, что олимпиада дает возможность поступить на бюджетное место, вызывала недоверие (в частности, потому, что ни один российский вуз не приходил к ним с таким предложением), университеты также не выражали готовность отдавать студентов в нашу магистратуру. Да к тому же на раздумье и принятие решения участвовать или не участвовать в олимпиаде отводился всего один месяц. И тем не менее, состоялось: в олимпиадах приняло участие чуть более 1200 человек, из которых 883 — школьники. Это была маленькая, но все же победа.

— В чем особенность проведения олимпиады для студентов и школьников из стран СНГ?

— Для нас особенностей никаких нет. Просто олимпиады Вышки перешли границы России. Для стран СНГ особенность состояла в том, что их школьники и студенты получили возможность участвовать в олимпиадах на равных условиях с российскими школьниками. Расширяя доступность наших олимпиадных испытаний для граждан СНГ и Балтии, мы говорим: любой школьник или студент, вне зависимости от их национальности, гражданства и места проживания, может участвовать в наших олимпиадах, стать победителем и быть зачисленным на бюджетные места в наш университет по результатам олимпиадных испытаний. Единственным и естественным ограничением участия в олимпиаде является знание русского языка.

— И насколько хорошо абитуриенты из стран СНГ знают русский язык?

— Ситуация различается не только по странам, но даже и по регионам внутри одной страны. В странах, где русский язык является вторым государственным, знания не хуже, чем в России (например, Беларусь, Киргизия). В Казахстане русским языком владеет значительная часть населения, но русскоязычное население сконцентрировано преимущественно в северных регионах страны. В Армении и, к сожалению, в Украине русский язык «уходит» и переходит в статус «иностранного». Хотя еще не все потеряно. И наши отдельные проекты 2010 года это продемонстрировали. Например, профориентационные тренинги, которые погружают детей в языковую среду, а в дальнейшем мотивируют говорить и читать на русском языке. В этом году в подобных тренингах, которые прошли в пяти городах (Астане, Ереване, Караганде, Кишиневе и Могилеве), приняли участие более 600 школьников из различных стран СНГ. Или летний профориентационный лагерь, организованный Высшей школой экономики для семидесяти школьников из различных районов Армении летом текущего года. На протяжении двух недель дети погружались в «мир выбора будущих профессий» в Цахкадзоре с помощью международной команды тренеров-преподавателей из Вышки и армянских университетов. Были очень талантливые дети из физико-математической школы, некоторые из которых стеснялись говорить по-русски. Однако включенность в очень интенсивную творческую и интеллектуальную работу позволила к концу лагеря преодолеть языковой барьер.

— Планируется ли проведение подобных профориентационых лагерей в других странах?

— Это проект, у которого очень большое будущее не только на территории нашей страны, но и на пространстве СНГ, а в перспективе и в дальнем зарубежье, по крайне мере, в странах Центральной и Восточной Европы (тренинги на английском языке мы попробуем «отпилотировать» в странах Балтии). Методика, которую уже отработал наш Тренинговый центр, уникальна — профессиональна, интересна, «заточена» на школьников. Все дети, которые когда-либо участвовали в подобных мероприятиях, надолго запоминают время, проведенное в лагере, а заодно и то, что взрослые тренеры лагеря были из Высшей школы экономики. А после каждого многодневного тренинга или лагеря спрашивают: «А когда вы приедете к нам еще?». Учителя просят провести такие тренинги в школах, родители присылают потрясающие отзывы к нам на сайт. И это особенно приятно, так как вначале они демонстрировали недоверие к неизвестному им университету, который на 12 дней забирает их детей в летний лагерь.

— Чтобы дети говорили на русском языке, необходимо, чтобы кто-то их учил языку, сотрудничаете ли вы со школами и учителями на территории стран СНГ?

— Осенью этого года дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ГУ-ВШЭ организовала серию мероприятий по повышению квалификации для учителей российских школ, а нами были привлечены к участию в нем двадцать три учителя из Армении, Беларуси, Молдовы и Украины. Желание продолжить такое общение с Высшей школой экономики огромное, и все с нетерпением ждут продолжения весной следующего года. Работа с учителями-предметниками ведущих национальных школ, сохранивших преподавание на русском языке, в этом году только началась, но у этого направления деятельности большие перспективы. Сейчас много говорится о необходимости продвижения русского языка на постсоветском пространстве, есть даже федеральная целевая программа. С моей точки зрения, такая программа может эффективно сработать только в том случае, если захватит основных «проводников» русского языка — преподавателей школ и молодых преподавателей университетов, если библиотеки школ и университетов будут получать в большом количестве литературу на русском языке. Речь идет не только о художественной литературе, но и об учебной и научной литературе, дефицит которой испытывают и университеты, но особенно школы.

— Если говорить о количественных показателях, изменилось ли число поступивших ребят из стран СНГ после олимпиады?

— Количество поступавших в бакалавриат «через» олимпиады увеличилось с 10 человек в 2009-м до 883 человек в 2010 году. Победители и призеры олимпиады из стран СНГ составили 2,4%. Это, безусловно, низкий показатель. Однако этому есть ряд объяснений. Во-первых, школьники участвовали в нашей олимпиаде впервые. Большая часть из них пришла на олимпиаду, чтобы «попробовать свои силы», не готовясь к олимпиадным испытаниям (это отметили 73% школьников в ходе нашего опроса в период проведения олимпиады в марте 2010-го). Во-вторых, выпускники последних классов (в одних странах 11 классов, в других — 12-х) к марту 2010 года уже выбрали университет для поступления. Подтверждением последних тезисов является и статистика поступающих по классам. В отличие от России, основную долю (41,1%) участников олимпиады составляли школьники 9-х классов (или 10-х классов при 12-летнем школьном образовании). И, наконец, времени на раздумья было крайне мало, а вуз в этих странах малоизвестен. Поэтому пока можно говорить только о «вхождении» проекта олимпиады ВШЭ в постсоветское пространство, но для нас это был крайне важный познавательный опыт.

— А что можно сказать по итогам студенческой олимпиады?

— Со студентами ситуация несколько лучше: количество поступавших в магистратуру по итогам олимпиады возросло с 11 человек в 2009-м до 231 в 2010 году, из них 10,4% вошли в число победителей олимпиады. Замечу, что популярность Вышки в студенческой среде значительно выше, чем в школьной. Что понятно: пользователей интернетом среди студентов значительно больше, и студенческие социальные сети играют здесь немаловажную роль. Поэтому большая часть студентов, пришедших на олимпиаду, знала о Вышке, и мотивация к поступлению у них была высокой. Поэтому, в отличие от школьников, большая часть студентов (52% по нашему опросу) готовилась к олимпиадным испытаниям, регулярно просматривала портал Вышки.

— В начале нашей беседы вы упомянули про сотрудничество с университетами, как строится работа с ними?

— Весной мы подписали соглашения о сотрудничестве с семью университетами. К концу года были подписаны еще два соглашения, то есть в каждой стране у нас есть один или два вуза-партнера. Понятно, что соглашения — это не мертвые документы. Они должны быть наполнены конкретными действиями, к которым мы приступили сразу после подведения итогов наших олимпиад. Первый шаг — это пополнение университетских библиотек литературой, выпускаемой нашим издательским домом. Запрос на наши издания (учебники, научные издания, журналы) был достаточно объемным. Но мы выполнили наши обещания и литература «уехала» к нашим партнерам. Кстати, некоторые школы также обратились с просьбой высылать им литературу, прежде всего, журнал «Вопросы образования» и «Мониторинг экономики образования».

Еще один шаг — это выезд наших преподавателей для чтения лекций, проведения семинаров и мастер-классов для студентов вузов-партнеров. В этом году наши преподаватели выезжали в Одесские университеты, Российско-Белорусский университет, Карагандинский экономический университет, Бакинские университеты, Казахстанский гуманитарный юридический университет, Ереванский государственный университет, Национальный Киргизский университет, Донецкий национальный технический университет.

— Как происходит отбор преподавателей, которые выезжают на подобные мероприятия?

— По согласованию с нашими партнерами в странах СНГ и в соответствии с пожеланиями и возможностями наших преподавателей. В сентябре почти все наши партнеры прислали нам пакеты предложений, содержащие их потребности либо в конкретных учебных курсах, либо в учебных курсах плюс пожелания о персонах, которых они бы хотели увидеть у себя в качестве лекторов. К настоящему времени состоялось около двадцати выездов. Самый большой спрос на преподавателей экономики, права, политологии, менеджмента, востоковедения и филологов-славистов. Большой потенциальный, но пока не реализованный, спрос на социологов. Надо сказать, что наши преподаватели с удовольствием откликаются на призывы поехать в страны СНГ и приезжают довольные и приемом в университетах, и студенческой аудиторией. Помимо лекций и семинаров, наши преподаватели проводят методические семинары для преподавателей, а по приезде в Москву продолжают более предметную, индивидуальную работу с молодыми исследователями по интернету. Пока эта работа не носит массового характера, но, наверное, это и вряд ли возможно.

— Кроме олимпиады управление провело международную научную студенческую конференцию. Расскажите о ней подробнее.

— Конференция ГУ-ВШЭ прошла в Одессе в начале ноябре этого года при содействии в организации Международного гуманитарного университета. Мы собрали порядка двухсот пятидесяти ребят из разных стран СНГ — Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Украины, Узбекистана. И, конечно же, там были студенты Вышки. Отбор докладов на конференцию осуществлялся по той же процедуре, что и на конкурс научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Поступило 60 научно-исследовательских работ из разных стран, наши преподаватели выступали в качестве экспертов представленных работ, в чем компетентно помогли Фуад Тагиевич Алескеров, Марина Григорьевна Колосницына, Оксана Михайловна Олейник, Ирина Марксовна Козина. В конечном итоге в числе победителей оказались двадцать три человека, шесть из которых — студенты Российско-Армянского университета. Все победители выступали на студенческой конференции в Одессе. Открывал студенческую научную конференцию Евгений Григорьевич Ясин, который выступил перед студентами с открытой лекцией. На конференции прошли две крупные сессии: экономико-менеджериальная и политико-правовая. Круглый стол по образовательной миграции провел Михаил Борисович Денисенко. Евгений Григорьевич Ясин, Марина Григорьевна Колосницына, Оксана Михайловна Олейник выступили также с открытыми лекциями для студентов одесских вузов.

— А как живут студенты из стран СНГ, которые обучаются в нашем университете?

— Живут активно, хотя их пока не очень много в Вышке. Осенью этого года создали свою Ассоциацию студентов и выпускников из стран СНГ и Балтии (в основном это магистры, аспиранты, чуть меньше — бакалавры). И надо сказать, эта ассоциация оказывает существенную помощь и нашему управлению, и вновь поступившим студентам из стран СНГ. Сейчас студентка магистратуры ВШЭ из Узбекистана участвует в проведении выставки в Ташкенте и работает со школами, продвигая вышкинские олимпиады. Как показывает мой опыт, самые жизнеспособные и динамичные студенческие проекты — это те, которые зарождаются «снизу». Примеры тому — Центр развития карьеры, Учебный бизнес-инкубатор. Сейчас вот появились еще две новых организации: упомянутая мной ассоциация и Палата национальностей. Очень хочется надеяться, что хорошее и бурное начало их деятельности продолжится и в дальнейшем.

— Каковы планы управления по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии на ближайшую перспективу?

— 18 января стартует первый этап Межрегиональной олимпиады школьников ГУ-ВШЭ. В России и в некоторых странах СНГ олимпиада будет проводиться в заочном режиме по интернету. Там где отсутствует интернет, что, соответственно, не позволяет школьникам дистанционно участвовать в олимпиаде, мы будем проводить олимпиаду очным способом, и сотрудники подразделения уже готовятся к предстоящим поездкам. На ближайшую перспективу — это приоритетное направление деятельности управления.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

1088

человек стали в этом году победителями и призерами Олимпиады НИУ ВШЭ для студентов и выпускников. Дипломы первой степени получили 282 человека, второй степени — 357 человек, третьей степени — 449 человек.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

8409

человек зарегистрировались на Олимпиаду ВШЭ для студентов и выпускников вузов. Это наибольший показатель за всю историю проведения олимпиады.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.