• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадровые стратегии ведущих вузов

В конце прошлого года в Высшей школе экономики прошел семинар российских научно-исследовательских университетов, посвященный развитию кадрового потенциала. О семинаре рассказывает директор Программы развития ГУ-ВШЭ Ирина Карелина.

― Ирина Георгиевна, какова цель семинара и кто принимал в нем участие?

— Как вы знаете, в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 29 российских университетов получили статус национальных исследовательских. Два вуза получили этот статус по указу президента (МИФИ и МИСиС), остальные вузы – их большинство – принимали участие в конкурсе программ развития, по результатам которого получили такой статус. Сложилась ситуация, когда одни вузы уже второй год работают в новом качестве, другие – в начале этого пути. Каждый университет реализует собственную программу, в рамках которой и выстраивает стратегию развития. И траектории движения к цели очень разные. Мне видится естественным, что вузы нуждаются в общении, обмене мнениями, в обсуждении своих интересных находок на этом пути. На мой взгляд, естественно, что Высшая школа экономики выступила с инициативой провести серию семинаров для национальных исследовательских университетов, на которых можно было бы открыто обсуждать очень важные вопросы развития вузов.

Первый семинар мы задумали вместе с Национальным фондом подготовки кадров. Тема, которая была для него выбрана – «Кадровые стратегии национальных исследовательских университетов», – на наш взгляд, большинством национальных исследовательских университетов еще недостаточно проработана. При подготовке семинара важно было понять, что вузы в этом направлении делают, что у них получается, с какими трудностями они сталкиваются, каким интересным опытом готовы поделиться с коллегами, о каких удачах и проблемах на этом пути они готовы говорить.

Конечно, наиболее осмысленные шаги по реализации кадровой стратегии развития предъявили вузы так называемой «первой волны»: Московский институт стали и сплавов, Высшая школа экономики, Томский политехнический университет. Не ошибусь, если скажу, что наибольший интерес со стороны участников семинара вызвали выступления первого проректора Национального технологического университета «МИСиС» Натальи Владимировны Третьяк и первого проректора национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Вадима Валерьевича Радаева. Наталья Владимировна рассказала об аттестации научно-педагогического персонала: согласно законодательству, научно-педагогические работники не реже одного раза в пять лет проходят конкурсную процедуру. Казалось бы, зачем тогда аттестация этой категории сотрудников? Наталья Владимировна обосновала, что сегодня аттестация не заменяет конкурсный отбор ППС, является важным его дополнением, а также рассказала о первых результатах аттестации. Выступление Вадима Валерьевича – о практическом опыте создания условий для эффективной работы преподавателей и исследователей, о стимулировании академической деятельности. Это и система академических надбавок, и стимулирование научной и публикационной активности преподавателей, и поощрение руководителей, аспиранты которых защищают в срок диссертации, о том, как должно выстраиваться взаимодействие университета с другими вузами, с бизнесом, с партнерами для продвижения научных исследований, новых образовательных программ, позиционирования на рынке исследований и образовательных услуг.

В наших дискуссиях в режиме видеоконференции приняли участие коллеги из Дальневосточного федерального университета. Этот вуз создается на базе Дальневосточного госуниверситета, и в феврале к нему присоединятся еще три крупных вуза Владивостока. Территориально новый федеральный университет будет базироваться на острове Русский в новом кампусе, построенном по современным технологиям, оборудованном по последнему слову техники и технологий. То есть там будет все, что сразу придаст университету современный облик, сопоставимый с обликом ведущих мировых вузов. Но опять возникает проблема кадров. И мы с интересом услышали, как наши коллеги видят свой университет с точки зрения кадрового развития.

Большинство выступлений были максимально ориентированны на практику и нестандартны. Несмотря на то, что семинар продолжался всего один день, в обсуждении приняли участие более 50 человек из разных городов – Санкт-Петербурга, Томска, Иркутска, Белгорода, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Владивостока и, конечно, Москвы. На сайте Национального фонда подготовки кадров можно посмотреть презентации всех прозвучавших выступлений (http://pnpo.ntf.ru/p21aa1.html).

Нам хотелось познакомиться с опытом национальных исследовательских университетов как наиболее продвинутых в кадровой политике, тем более что в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» есть средства на повышение квалификации в нужном объеме. Разрешается также создание партнерств в кадровой сфере, что позволяет вывести профессорско-преподавательский состав вузов на совершенно другой уровень. В современной ситуации ведущие университеты России должны предлагать что-то совершенно новое с точки зрения своего кадрового развития. Когда мы друг друга слушаем, лучше понимаем, что делаем сами.

— Каковы ближайшие планы по проведению таких семинаров?

— Мы задумали серию семинаров с участием национальных исследовательских университетов. Есть много важных тем, которые нужно обсуждать вместе, делиться опытом.

Например, просматривая сайты зарубежных вузов, сразу видишь их миссию, стратегию, общественную значимость, ты этот вуз воспринимаешь так, как он хочет, чтобы его воспринимали… У нас многие вузы просто не умеют еще позиционировать себя. Многое делать мы уже научились, но презентовать себя не очень умеем. А тех, кому это удается, – единицы. Тема еще одного семинара: что есть вуз на рынке образовательных услуг и научно-исследовательских проектов?

Вообще тем для обсуждения, которые были бы интересны с содержательной точки зрения, очень много. Не хотелось бы поднимать на таких встречах вопросы о составлении отчетов и тому подобное, а вот вопросы содержания – это совершенно другой порядок важности, и найти здесь изюминку и рассказать о ней другим – гораздо сложнее и важнее.

Интересно было бы поднять тему образовательных стандартов. Сейчас вводятся стандарты третьего поколения, часть вузов – национальные исследовательские и федеральные университеты – имеют право разрабатывать оригинальные стандарты. Высшая школа экономики воспользовалась этим правом, и нам есть, о чем рассказать. Так, в структуре образовательных стандартов, которые разработала Вышка для бакалавров, с первого курса вводится исследовательский компонент. Продумана схема, как аккуратно, точно и методично с первого курса погружать студентов в исследовательскую среду, чтобы они себя чувствовали в ней комфортно, и уже к этапу обучения в магистратуре понимали, что собой представляет научное исследование. Большинство наших студентов участвует в работе научно-учебных и проектно-учебных лабораторий. Все это и есть погружение в среду научных исследований, комфортное с точки зрения организации этого процесса: студент в лаборатории выполняет некий проект, где он на практике применяет полученные знания. Образовательные стандарты – это тоже предмет для обсуждения, потому что по наполнению, по соотношению тех или иных дисциплин стандарты каждого национального исследовательского университета различаются. Интересно узнать, как вузы использовали свои возможности в этом направлении. Так что как минимум на ближайший год есть темы для нескольких семинаров.

— У каждого из исследовательских университетов есть своя программа развития. Могут ли подобные семинары повлиять на стратегию и тактики реализации этих программ?

— Я уверена, что да. Программа развития вуза – это канва, общий вектор развития университета. Понятно, что в этом движении могут быть ответвления, какие-то узкие тропинки и более широкие дороги. И возможность узнать об этих путях – одна из целей таких семинаров. Активный диалог позволяет открывать для себя новые ориентиры. Реализуя свою программу развития и зная, как это делают другие, можно скорректировать собственные действия в лучшую сторону. Любой опыт интересен и полезен, тем более такой, которым, например, на состоявшемся семинаре поделились коллеги.

Нет такой стратегии, которая была бы незыблема. Жизнь есть жизнь, и условия быстро меняются. Вуз выбирает приоритетное направление развития, и если какой-то прорыв происходит в этом направлении, на него нельзя не реагировать, нужно принимать вызовы и учитывать их. Опять же пример Высшей школы экономики: программа развития, которая сейчас реализуется, была принята трудовым коллективом университета в 2008 году. Когда университет участвовал в конкурсе программ развития национальных исследовательских университетов в 2009 году, то были выделены приоритетные направления, как это требовалось по условиям конкурса. Но это вовсе не означает, что университет уделяет внимание только приоритетным направлениям развития. Я думаю, что и этот опыт можно обсуждать на семинарах, ведь вуз не должен замыкаться на 3-4 приоритетах. У него много сфер деятельности, которые не попали в программу НИУ в силу жестких требований к структуре и финансированию. Мы рассчитываем в этих вопросах на поддержку со стороны Министерства образования и науки, и надеемся, что его представители смогут принять участие в наших семинарах.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ стала одним из лидеров «Приоритета 2030» по направлению «Исследовательское лидерство»

Высшая школа экономики вошла в первую группу университетов, получивших грант по направлению «Исследовательское лидерство» в рамках программы «Приоритет 2030». Ранее ВШЭ успешно защитила свою заявку на базовую часть гранта.

Лицей НИУ ВШЭ начнет готовить будущих специалистов нефтегазовой отрасли

Новый образовательный трек «Будущий инженер нефтегазовой промышленности» появится внутри уже существующего профиля «Информатика, инженерия и математика». Выпускники будут ориентированы на получение инженерного образования в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, а в будущем — на карьеру в компании «НОВАТЭК». Программа закреплена в трехстороннем соглашении между НИУ ВШЭ, Губкинским университетом и компанией «НОВАТЭК».

Очередная конференция работников и обучающихся НИУ ВШЭ состоится в мае (дата уточняется)

Будет рассмотрен доработанный проект программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года.

НИУ ВШЭ примет новую Программу развития

На Конференции работников и обучающихся НИУ ВШЭ 20 марта ректор Ярослав Кузьминов представил основные положения новой Программы развития до 2030 года. Предложенные тезисы открывают серию дискуссий в корпоративной среде университета по выбору оптимальных векторов и инструментов развития.

ВШЭ усилила позиции на рынке глобального образования

На Конференции работников и обучающихся НИУ ВШЭ 20 марта ректор Ярослав Кузьминов представил отчет о выполнении в период с 2014 года «Программы развития Государственного университета — Высшей школы экономики на период 2009–2015 гг. и до 2020 г.».

«Опыт, полученный в разных странах и вузах, я надеюсь использовать на благо ВШЭ»

6–7 декабря на свое седьмое заседание собирается Международный экспертный совет НИУ ВШЭ. В его составе появились три новых члена. Они рассказывают о том, почему решили войти в совет, какой видят роль внешних консультантов в развитии вузов, а также об академической репутации Вышки и вызовах, стоящих перед университетом.

«Двигаемся в нужном направлении»

27 марта на заседании Ученого совета ВШЭ были подведены итоги реализации программы развития университета в 2014 году.

Ярослав Кузьминов: «Проверка Счетной палаты позволила привлечь внимание к системным проблемам, ограничивающим эффективность работы университета»

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов выступил на коллегии Счетной палаты Российской Федерации, которая была посвящена рассмотрению результатов проверки НИУ ВШЭ.

Репутация университета — лучшая гарантия его автономии

28 марта Ученый совет ВШЭ впервые соберется в новом составе. Его членам предстоит сформировать комиссии совета, от качества работы которых во многом зависит эффективность университетского самоуправления. Эта тема стала ключевой во время дискуссии на недавней конференции работников и обучающихся ВШЭ.

Чтобы развиваться, университету необходимо меняться

На конференции работников и обучающихся ВШЭ, состоявшейся 20 марта, ректор Ярослав Кузьминов выступил с отчетом об основных итогах реализации Программы развития ВШЭ в 2009-2013 годах. Представляем основные тезисы его доклада.