• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В статусе автономного учреждения

23 декабря прошлого года подписано постановление Правительства России №1109, согласно которому Высшая школа экономики стала автономным учреждением. О том, какие новые возможности и новые обязательства появляются в связи с этим у Вышки, рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник.

— Борис Львович, что означает переход в статус автономного учреждения?

— Это означает, что Вышка изменила свой тип как федеральное учреждение: с бюджетного на автономное. При этом наш университет остается государственным учреждением. Хочу заметить, что этим же постановлением утвержден новый устав университета, и теперь полное официальное название Вышки — федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"».

Теперь о типах государственных учреждений. Главное отличие между двумя названными типами учреждений в степени их свободы в расходовании финансовых средств. Будучи бюджетным учреждением, Вышка финансировалась по смете и использовала свои средства в соответствии с этой сметой: столько-то должно быть израсходовано на заработную плату, столько-то — на оплату коммунальных услуг, столько-то — на оплату услуг связи и так далее. Переброска средств из одной расходной статьи в другую строго ограничивалась учредителем. Автономное же учреждение получает средства единой суммой — субсидией — и самостоятельно в соответствии с разработанным финансовым планом их расходует. То есть сам университет, как в нашем случае, планирует использование своих денег, как заработанных, так и полученных из бюджета, без вмешательства учредителя, без сметы расходов.

— Какие еще преимущества дает статус автономного учреждения кроме финансовой самостоятельности?

— Законы, установившие типы государственных и муниципальных учреждений, носят экономический характер. Основной их предмет — вопросы экономической самостоятельности, продвижения в этом направлении. Наряду с большими правами автономного учреждения по расходованию финансов отмечу также еще такие наиболее важные права, как право размещать свои деньги на счетах в банках, а не на счетах федерального казначейства, право автономного учреждения создавать другие, в том числе коммерческие, организации, право привлекать кредиты, переносить расходование средств, полученных из бюджета на выполнение государственного задания, на следующий год. То есть автономному учреждению не нужно в конце года лихорадочно «распихивать» остатки таких средств, как это нередко случается сегодня, чтобы они не ушли обратно в бюджет.

Еще одна важная особенность автономного учреждения — право не руководствоваться в своей закупочной деятельности пресловутым законом № 94-ФЗ. Это не означает, что в такой деятельности наступит хаос. Готовясь к переходу в новый статус, наш университет разработал собственное положение о закупках. Недавно оно одобрено Ученым советом. Это положение достаточно полно регламентирует закупочную деятельность Вышки, обеспечивает ее прозрачность и на основе конкуренции поставщиков — эффективность. Вместе с тем в отличие от закона № 94-ФЗ оно учитывает специфику таких особо значимых для университета закупок, как закупки научно-технической продукции и консалтинговых услуг.

— Высшая школа экономики по многим вопросам была и остается экспериментальной площадкой. Означает ли переход в автономное учреждение своего рода обкатку новшеств в законодательстве?

— Так и есть. Получить статус автономного учреждения — это еще половина дела. Теперь надо принятое правительством постановление реализовать. Многое предстоит изменить в деятельности университета. Изменения коснутся всех его основных «блоков»: учебного, научного, финансового, административного и хозяйственного. Сейчас завершается подготовка соответствующего плана нашей работы. Он включает около 40 позиций, большинство из которых не носят чисто формального характера, связанного, например, с изменением названия университета. Естественно, хотелось бы опереться на имеющийся опыт, посмотреть, что и как делали другие. Но по большинству вопросов мы являемся первопроходцами. Думаю, что многие наши решения (не только положение о закупках), будут носить модельный характер и помогут коллегам из других вузов.

— И каковы границы «переходного периода»?

— Они законодательством не установлены. Но мы, разумеется, планируем завершить все переходные процедуры в максимально короткие сроки, чтобы уже в первом полугодии воспользоваться преимуществами нового статуса.

— Что еще даст Высшей школе экономики такой переход?

— Главное, как я уже говорил, — большую экономическую самостоятельность. И она особенно необходима нашему университету. Вышка постоянно развивается, вводит новации в содержание и организацию образовательно-научной деятельности, что, естественно, должно находить отражение в ее финансовом плане. Понятно, что в такой ситуации проще принимать финансовые решения самостоятельно, чем доказывать учредителю, почему нам необходима именно такая структура затрат, существенно отличающаяся от структуры затрат многих российских университетов. Вообще, широкие права в области образовательно-научной и экономической деятельности — вещи взаимосвязанные. Одно без другого не может быть реализовано в полной мере.

— Появление новых возможностей подразумевает и новые обязательства…

— Это очень важный вопрос. Одна из главных обязанностей автономного учреждения — обеспечить прозрачность, открытость своей деятельности для общественности. Вышка и без этого всегда демонстрировала открытость. Например, на нашем сайте уже многие годы публикуется финансовый план, чего я не видел на сайтах других вузов. Тем не менее, для выполнения требований законодательства необходимы будут дополнительные шаги в этой области. Потребуется ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчет о деятельности университета и об использовании его имущества. Должен быть также сформирован наблюдательный совет Вышки, через который в той или иной форме будут проходить все ключевые вопросы функционирования и развития университета и в состав которого войдут представители общественности.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

постановление Правительства РФ №1109 «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Вам также может быть интересно:

ВШЭ стала одним из лидеров «Приоритета 2030» по направлению «Исследовательское лидерство»

Высшая школа экономики вошла в первую группу университетов, получивших грант по направлению «Исследовательское лидерство» в рамках программы «Приоритет 2030». Ранее ВШЭ успешно защитила свою заявку на базовую часть гранта.

Лицей НИУ ВШЭ начнет готовить будущих специалистов нефтегазовой отрасли

Новый образовательный трек «Будущий инженер нефтегазовой промышленности» появится внутри уже существующего профиля «Информатика, инженерия и математика». Выпускники будут ориентированы на получение инженерного образования в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, а в будущем — на карьеру в компании «НОВАТЭК». Программа закреплена в трехстороннем соглашении между НИУ ВШЭ, Губкинским университетом и компанией «НОВАТЭК».

Очередная конференция работников и обучающихся НИУ ВШЭ состоится в мае (дата уточняется)

Будет рассмотрен доработанный проект программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года.

НИУ ВШЭ примет новую Программу развития

На Конференции работников и обучающихся НИУ ВШЭ 20 марта ректор Ярослав Кузьминов представил основные положения новой Программы развития до 2030 года. Предложенные тезисы открывают серию дискуссий в корпоративной среде университета по выбору оптимальных векторов и инструментов развития.

ВШЭ усилила позиции на рынке глобального образования

На Конференции работников и обучающихся НИУ ВШЭ 20 марта ректор Ярослав Кузьминов представил отчет о выполнении в период с 2014 года «Программы развития Государственного университета — Высшей школы экономики на период 2009–2015 гг. и до 2020 г.».

«Опыт, полученный в разных странах и вузах, я надеюсь использовать на благо ВШЭ»

6–7 декабря на свое седьмое заседание собирается Международный экспертный совет НИУ ВШЭ. В его составе появились три новых члена. Они рассказывают о том, почему решили войти в совет, какой видят роль внешних консультантов в развитии вузов, а также об академической репутации Вышки и вызовах, стоящих перед университетом.

«Двигаемся в нужном направлении»

27 марта на заседании Ученого совета ВШЭ были подведены итоги реализации программы развития университета в 2014 году.

Ярослав Кузьминов: «Проверка Счетной палаты позволила привлечь внимание к системным проблемам, ограничивающим эффективность работы университета»

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов выступил на коллегии Счетной палаты Российской Федерации, которая была посвящена рассмотрению результатов проверки НИУ ВШЭ.

Репутация университета — лучшая гарантия его автономии

28 марта Ученый совет ВШЭ впервые соберется в новом составе. Его членам предстоит сформировать комиссии совета, от качества работы которых во многом зависит эффективность университетского самоуправления. Эта тема стала ключевой во время дискуссии на недавней конференции работников и обучающихся ВШЭ.

Чтобы развиваться, университету необходимо меняться

На конференции работников и обучающихся ВШЭ, состоявшейся 20 марта, ректор Ярослав Кузьминов выступил с отчетом об основных итогах реализации Программы развития ВШЭ в 2009-2013 годах. Представляем основные тезисы его доклада.