• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательные проекты «кадрового резерва» ВШЭ

11 февраля в Высшей школе экономики состоялась вторая в этом году встреча кадрового резерва ВШЭ, на которой победители конкурса инициативных образовательных проектов представили свои работы.

В течение 2010 года инициативные группы, состоящие из участников кадрового резерва, выполняли проекты, связанные с облегчением работы преподавателей Вышки. И вот три лучших проекта были представлены коллегам.

Первый проект – «Курс молодого преподавателя» – создавался для того, чтобы начинающие работать в Вышке могли легко преодолеть возникающие трудности, сориентироваться в пространстве Высшей школы экономики. По форме проект – мультимедийная книга с функцией поиска и интерактивной проверкой знаний, состоящая из пяти основных разделов: Преподаватель в аудитории, Преподаватель в академической среде, Преподаватель в издательстве, Преподаватель в бухгалтерии, Преподаватель на корпоративном портале.

Авторы электронного методического пособия – Елена Бердышева и Зоя Котельникова (факультет социологии), Юлия Овчинникова (факультет экономики), Алексей Балашов (факультет экономики Санкт-Петербургского филиала ВШЭ) – дают ответы на часто возникающие у начинающих преподавателей вопросы. В книге есть ссылки на официальные документы, мнения экспертов и так далее. При подготовке справочника был проведен контент-анализ студенческих замечаний к рейтингам преподавателей.

Зоя Котельникова. "Курс молодого преподавателя, или будни Bonifacy в Вышке"
Зоя Котельникова. "Курс молодого преподавателя, или будни Bonifacy в Вышке"
Преимущества такой мультимедийной книги, по мнению самих авторов, состоят, прежде всего, в хорошей структурированности, целостности подачи и надежности информации, в мобильности и удобстве использования, открытости для редактирования информации по мере ее обновления. Немаловажно и то, что книга «весит» всего около 5 мегабайт. Недостаток же, пожалуй, всего один – не учтена специфика факультетов и филиалов Вышки.

Выступившие оппоненты и эксперты отметили, что книга может быть адресована как молодым преподавателям, так и опытным коллегам, только начинающим работать в Высшей школе экономики. Булат Назмутдинов, преподаватель кафедры теории права и сравнительного правоведения, заметил, что справочник был бы более информативным, если бы в нем были рассмотрены возможные экстремальные ситуации в преподавательской работе, а также разные формы учебной деятельности – лекции, семинары и прочее. Не лишним был бы раздел, посвященный приобретению преподавательского статуса, ведь эта работа существенно отличается от других видов деятельности.

По общему мнению, подобные справочники необходимы для всех категорий вышкинцев: студентов (особенно первокурсников), магистрантов и аспирантов, пришедших из других вузов, начинающих работать сотрудников и так далее.

Второй из представленных проектов был посвящен обучению в аспирантуре. Цель, которую преследовали разработчики, заключалась в анализе ситуации и формулировке предложений по ее улучшению. Разработкой концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности и повышения научного уровня диссертационных работ занимались Александр Татарко и Марина Котова (факультет психологии), Людмила Засимова и Елена Подколзина (факультет экономики), Сергей Пархоменко (факультет государственного и муниципального управления).

Основой для реализации проекта стал опрос нынешних аспирантов Высшей школы экономики. Не стало новостью, что почти все аспиранты работают на условиях полной или частичной занятости, четверть не довольны обучением в аспирантуре, а 90 процентов хотят продолжать академическую карьеру.

В качестве препятствующих успешному обучению в аспирантуре факторов опрошенные называют недостаток времени, сложность доступа к специальной литературе, сложности во взаимодействии с научным руководителем и кафедрой, большая учебная нагрузка.

Сегодня аспиранты участвуют в научных проектах, проводимых институтами и центрами (правда, далеко не всегда есть совпадение или пересечение тем диссертации и проекта), выступают с докладами на конференциях, повышают квалификацию. Самой продуктивной формой стимулирования научной активности был назван аспирантский семинар, который, по общему мнению, должен быть площадкой для обсуждения диссертаций.

"Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности"
"Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности"
Для вовлечения аспирантов в активную научную работу авторы проекта предлагают создать институт научных консультантов, проводить специальные конференции для аспирантов, разработать систему грантов, подготовить путеводитель академических возможностей Вышки. Укреплению связей между факультетами и проведению междисциплинарных исследований может способствовать межфакультетский аспирантский семинар. В качестве инструментов стимулирования научной активности предложено поощрять работу в научно-учебных и проектно-учебных лабораториях, а в качестве требования к аспирантским отчетам ввести обязательное участие в конференциях.

Одним из оппонентов этого проекта выступала Елена Кобзарь, начальник управления аспирантуры и докторантуры ВШЭ. Используя метафору диссертационного исследования, она обратила внимание на отсутствие новизны в предложениях разработчиков. Кроме того, по ее мнению, проведенную работу нужно поместить в контекст: у аспирантуры Вышки есть история, она развивалась, менялась. А самое главное – ответить на вопрос, чем же так хороши существующие практики. Только ли потому, что сами аспиранты считают их хорошими?

Андрей Верников, профессор кафедры банковского дела ВШЭ, заметил, что в представленном проекте содержится некая пресуппозиция, что аспиранты хотят и могут заниматься научной работой. Но это, как свидетельствует опыт, не так. «Я ожидал более смелых оценок и даже радикальных предложений, но этого, к сожалению, не прозвучало».

Обсуждение этого проекта выявило целый ряд проблем, требующих решения. И хотя Вышка открыла аспирантуру «полного дня», по-прежнему существуют «обычные» аспиранты очной и заочной форм обучения. По словам первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, представленный проект – это попытка собрать данные об аспирантах, которые «выпали» из поля зрения.

Третий представленный проект – «Разработка учебных материалов для преподавания курсов по применению количественного инструментария к решению социально-экономических задач». Его авторы – Елена Вакуленко и Софья Кисельгоф (факультет экономики), Рита Камалова (кафедра высшей математики), Жанна Смирнова (Институт государственного и муниципального управления), Денис Стукал (факультет прикладной политологии), Татьяна Хавенсон (факультет социологии).

Елена Вакуленко
Елена Вакуленко
Прикладная задача – описание известных и доступных баз данных – была успешно решена. Авторы проекта описали 34 базы данных и разработали «методички» по работе с ними. Кроме того, составили задачи для 15 дисциплин, читаемых в ВШЭ, создали специальный сайт на корпоративном портале, опубликовали статью в электронном журнале «Экономическая социология». Все материалы уже используются при чтении соответствующих курсов.

Оппоненты отметили удобство пользования материалами, их апробацию в учебном процессе, открытый доступ, легкость применения на практике. Пожалуй, не хватило только «большего разворота к потребителю – преподавателям, кафедрам» (А. Верников), что можно устранить, проинформировав всех заинтересованных через общую рассылку. Кстати, статистика созданного сайта (около ста ежедневных посещений) как раз и говорит о том, что он пока не «раскручен».

И.о. декана факультета психологии ВШЭ Владимир Штроо, высоко оценив, как и другие эксперты, качество проекта, посетовал на то, что задач и примеров реализации методических задумок могло быть и больше.

В этом году состоится два конкурса, о которых скоро будет объявлено: конкурс междисциплинарных семинаров и конкурс инициативных образовательных проектов. В отличие от предыдущих лет принять участие в них смогут и выпускники группы высокого кадрового потенциала Вышки.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов

Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.

«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон

На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.

Объявлены итоги конкурса от HSE ART AND DESIGN SCHOOL X Mezzatorre X Albione

В начале года Mezzatorre и Albione, бренды женской и мужской повседневной одежды, проводили для учащихся Школы дизайна НИУ ВШЭ конкурс на создание принтов для лимитированных коллекций. Задачей участников было придумать три серии принтов на темы, отражающие разные ощущения города, от энергии и динамики до эскапизма. По итогам победителями стали семь студентов, работы которых будут представлены в офлайн-магазинах брендов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.

Пятый сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN стартовал

Школа дизайна ВШЭ запускает пятый сезон международного онлайн-конкурса HSE CREATIVE OPEN. Заявки принимаются в номинациях: «3D-персонаж», «Анимация», «Дизайн интерьера», «Дизайн книги», «Упаковка» и «Фотография». К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения. Цель конкурса — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии.

Стартовал первый совместный конкурс Школы дизайна НИУ ВШЭ и Яндекс Музея для студентов

В сентябре Школа дизайна Вышки и команда Яндекс Музея запустили первый совместный конкурс «Новая жизнь привычных вещей» — для студентов бакалавриата, магистратуры, ДПО, онлайн-программ, а также выпускников разных направлений Школы дизайна. Работы принимаются по 6 номинациям, лучшие станут частью Яндекс Музея — в качестве экспонатов выставки или как часть сувенирной продукции музейного магазина. Победители в каждой номинации получат денежные призы. Работы принимаются до 7 ноября.

Сотрудники НИУ ВШЭ стали выпускниками программы развития кадрового резерва в области науки и высшего образования

В Координационном центре Правительства России прошла заключительная защита проектов участников программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Выпускниками программы стали более 80 управленцев, в том числе директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых.

Начинается прием заявок на Всероссийский конкурс социальных практик, реализуемых по технологии «обучение служением»

Организаторами конкурса выступили Высшая школа экономики и Ассоциация волонтерских центров при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Поданные с 1 по 30 апреля заявки оценит экспертная комиссия. С 25 по 29 мая заявители лучших практик смогут презентовать их в дистанционном режиме.