Образовательные проекты «кадрового резерва» ВШЭ
11 февраля в Высшей школе экономики состоялась вторая в этом году встреча кадрового резерва ВШЭ, на которой победители конкурса инициативных образовательных проектов представили свои работы.
В течение 2010 года инициативные группы, состоящие из участников кадрового резерва, выполняли проекты, связанные с облегчением работы преподавателей Вышки. И вот три лучших проекта были представлены коллегам.
Первый проект – «Курс молодого преподавателя» – создавался для того, чтобы начинающие работать в Вышке могли легко преодолеть возникающие трудности, сориентироваться в пространстве Высшей школы экономики. По форме проект – мультимедийная книга с функцией поиска и интерактивной проверкой знаний, состоящая из пяти основных разделов: Преподаватель в аудитории, Преподаватель в академической среде, Преподаватель в издательстве, Преподаватель в бухгалтерии, Преподаватель на корпоративном портале.
Авторы электронного методического пособия – Елена Бердышева и Зоя Котельникова (факультет социологии), Юлия Овчинникова (факультет экономики), Алексей Балашов (факультет экономики Санкт-Петербургского филиала ВШЭ) – дают ответы на часто возникающие у начинающих преподавателей вопросы. В книге есть ссылки на официальные документы, мнения экспертов и так далее. При подготовке справочника был проведен контент-анализ студенческих замечаний к рейтингам преподавателей.
![]() |
Зоя Котельникова. "Курс молодого преподавателя, или будни Bonifacy в Вышке" |
Выступившие оппоненты и эксперты отметили, что книга может быть адресована как молодым преподавателям, так и опытным коллегам, только начинающим работать в Высшей школе экономики. Булат Назмутдинов, преподаватель кафедры теории права и сравнительного правоведения, заметил, что справочник был бы более информативным, если бы в нем были рассмотрены возможные экстремальные ситуации в преподавательской работе, а также разные формы учебной деятельности – лекции, семинары и прочее. Не лишним был бы раздел, посвященный приобретению преподавательского статуса, ведь эта работа существенно отличается от других видов деятельности.
По общему мнению, подобные справочники необходимы для всех категорий вышкинцев: студентов (особенно первокурсников), магистрантов и аспирантов, пришедших из других вузов, начинающих работать сотрудников и так далее.
Второй из представленных проектов был посвящен обучению в аспирантуре. Цель, которую преследовали разработчики, заключалась в анализе ситуации и формулировке предложений по ее улучшению. Разработкой концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности и повышения научного уровня диссертационных работ занимались Александр Татарко и Марина Котова (факультет психологии), Людмила Засимова и Елена Подколзина (факультет экономики), Сергей Пархоменко (факультет государственного и муниципального управления).
Основой для реализации проекта стал опрос нынешних аспирантов Высшей школы экономики. Не стало новостью, что почти все аспиранты работают на условиях полной или частичной занятости, четверть не довольны обучением в аспирантуре, а 90 процентов хотят продолжать академическую карьеру.
В качестве препятствующих успешному обучению в аспирантуре факторов опрошенные называют недостаток времени, сложность доступа к специальной литературе, сложности во взаимодействии с научным руководителем и кафедрой, большая учебная нагрузка.
Сегодня аспиранты участвуют в научных проектах, проводимых институтами и центрами (правда, далеко не всегда есть совпадение или пересечение тем диссертации и проекта), выступают с докладами на конференциях, повышают квалификацию. Самой продуктивной формой стимулирования научной активности был назван аспирантский семинар, который, по общему мнению, должен быть площадкой для обсуждения диссертаций.
![]() |
"Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности" |
Одним из оппонентов этого проекта выступала Елена Кобзарь, начальник управления аспирантуры и докторантуры ВШЭ. Используя метафору диссертационного исследования, она обратила внимание на отсутствие новизны в предложениях разработчиков. Кроме того, по ее мнению, проведенную работу нужно поместить в контекст: у аспирантуры Вышки есть история, она развивалась, менялась. А самое главное – ответить на вопрос, чем же так хороши существующие практики. Только ли потому, что сами аспиранты считают их хорошими?
Андрей Верников, профессор кафедры банковского дела ВШЭ, заметил, что в представленном проекте содержится некая пресуппозиция, что аспиранты хотят и могут заниматься научной работой. Но это, как свидетельствует опыт, не так. «Я ожидал более смелых оценок и даже радикальных предложений, но этого, к сожалению, не прозвучало».
Обсуждение этого проекта выявило целый ряд проблем, требующих решения. И хотя Вышка открыла аспирантуру «полного дня», по-прежнему существуют «обычные» аспиранты очной и заочной форм обучения. По словам первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, представленный проект – это попытка собрать данные об аспирантах, которые «выпали» из поля зрения.
Третий представленный проект – «Разработка учебных материалов для преподавания курсов по применению количественного инструментария к решению социально-экономических задач». Его авторы – Елена Вакуленко и Софья Кисельгоф (факультет экономики), Рита Камалова (кафедра высшей математики), Жанна Смирнова (Институт государственного и муниципального управления), Денис Стукал (факультет прикладной политологии), Татьяна Хавенсон (факультет социологии).
![]() |
Елена Вакуленко |
Оппоненты отметили удобство пользования материалами, их апробацию в учебном процессе, открытый доступ, легкость применения на практике. Пожалуй, не хватило только «большего разворота к потребителю – преподавателям, кафедрам» (А. Верников), что можно устранить, проинформировав всех заинтересованных через общую рассылку. Кстати, статистика созданного сайта (около ста ежедневных посещений) как раз и говорит о том, что он пока не «раскручен».
И.о. декана факультета психологии ВШЭ Владимир Штроо, высоко оценив, как и другие эксперты, качество проекта, посетовал на то, что задач и примеров реализации методических задумок могло быть и больше.
В этом году состоится два конкурса, о которых скоро будет объявлено: конкурс междисциплинарных семинаров и конкурс инициативных образовательных проектов. В отличие от предыдущих лет принять участие в них смогут и выпускники группы высокого кадрового потенциала Вышки.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Верников Андрей Владимирович
Камалова Рита Ульфатовна
Кисельгоф Софья Геннадьевна
Назмутдинов Булат Венерович
Овчинникова Юлия Владимировна
Вам также может быть интересно:
Школа дизайна Вышки принимает проекты на конкурс «Современное искусство»
Стартовал первый сезон нового конкурса Школы дизайна для будущих абитуриентов. Его задача — объединить на одной площадке перспективных молодых художников. Победители получат скидки до 100% на обучение в бакалавриате «Современное искусство» НИУ ВШЭ.
Заявки на второй сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN принимаются до 4 декабря
В октябре стартовал второй сезон международного конкурса HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна НИУ ВШЭ. Его цель — привлечь внимание к развитию креативных индустрий как среди начинающих специалистов, так и опытных профессионалов. В каждом сезоне — новые номинации, на этот раз в их число вошли: «Арт-проект», «Фотография», «Жилой интерьер», «Коммерческий интерьер», «Упаковка».
«Это история про служение и возможность менять страну к лучшему своими силами»
Проект «Открываем Россию заново» объявил о начале отбора на участие в осенних студенческих экспедициях. Организаторами всероссийской межуниверситетской программы выступили Высшая школа экономики, где этот проект появился в 2017 году, и президентская платформа «Россия — страна возможностей» совместно с компанией «Кавказ.РФ».
«Разработка новых методов прогнозирования — назревший вопрос»
Фонд поддержки исследований будущего ВШЭ начал конкурсный отбор заявок на поддержку исследовательских проектов молодых ученых. Победившие коллективы исследователей до 35 лет смогут получить гранты до 3 млн рублей. Заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ профессор Александр Соколов рассказал HSE Daily о задачах фонда и условиях конкурса.
«Медиакосм»: ФКМД Вышки организует конкурс студенческих проектов о космосе
Конкурс направлен на поддержку творческих медиапроектов, посвященных популяризации астрономии и космонавтики. Жюри, состоящее из медиаисследователей, научных журналистов и популяризаторов науки, рассмотрит тексты, видео, аудио, мульти- и трансмедийные проекты, включая блоги, ролики, комиксы. К участию приглашаются студенты российских вузов и выпускники 2021 года.
Современное искусство на льду: Бизнес-инкубатор ВШЭ запускает ArtBotMoscow
Художники и дизайнеры из любой точки мира смогут запечатлеть свою работу на льду Чистых прудов в самом центре Москвы. Для этого нужно принять участие в конкурсе ArtBotMoscow Бизнес-инкубатора Высшей школы экономики. Эскиз, занявший первое место, на лед нанесет робот.
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
Высшая школа экономики объявляет о старте конкурса на замещение 528 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Конкурсный отбор объявили 110 подразделений университета.
Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета
10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.
Студенты НИУ ВШЭ победили в конкурсе социальной антикоррупционной рекламы
Студенты департамента интегрированных коммуникаций факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ заняли все призовые места в конкурсе антикоррупционной социальной рекламы. Конкурс проводился Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Плакаты студентов Вышки стали лучшими среди 175 работ, присланных на конкурс из разных регионов России и ближнего зарубежья. 10 декабря в здании правительства Москвы на Новом Арбате состоится церемония награждения лауреатов конкурса.
Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества
В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.