• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Хочешь оставаться актуальным — не давай себе поблажек»

Цикл интервью с лучшими преподавателями Высшей школы экономики по итогам голосования студентов Вышки продолжает интервью с доцентом кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Юлией Таратухиной.

— Юлия, вы педагог по первому образованию, защитили кандидатскую диссертацию по филологии, а преподаете на факультете бизнес-информатики. Расскажите, как вы оказались в Вышке?

— В Высшей школе экономики я преподаю уже пять лет, меня пригласили сюда читать курс деловой коммуникации. До этого я работала в Московском авиационном институте и несколько лет жила и работала в Великобритании — там я писала диссертацию, касавшуюся англоязычной пушкинистики. В 2003 году стажировалась в Кембридже на факультете педагогики, а также в Открытом университете Великобритании. Когда я начала преподавать в России, занялась дисциплинами коммуникативного характера — лингвистикой, межкультурной коммуникацией — и по этой же «линии» оказалась на факультете бизнес-информатики ВШЭ. Конечно же, пришлось адаптироваться к специфике факультета, я должна была «развернуть» эти курсы в информационную область, предложить студентам изучать влияние информационных технологий на коммуникативный процесс. Отойти от стандартной схемы построения курса было сложной, но одновременно очень интересной для меня задачей.

— Из чего состоит ваш курс?

— Он фактически междисциплинарный и включает элементы психологии, теории коммуникации, культурологии, менеджмента. Основная задача состоит в том, чтобы студент за тот модуль, в течение которого он слушает курс, получил определенную базу, опираясь на которую он мог бы самостоятельно наращивать в дальнейшем свои навыки. Мы говорим и о личной эффективности, и о коммуникативной компетентности, о тех факторах, которые мешают человеку успешно общаться, затрагиваем основы конфликтологии и разбираем особенности манипулятивного поведения. Особое место занимает изучение основ межкультурного общения: как и почему мы не всегда хорошо понимаем представителей иных культур, что нужно сделать, чтобы наладить это общение? Это важная проблема, если учесть, что все больше сфер нашей жизни становится поликультурными. Важнейший раздел курса посвящен общению в формате информационных технологий — коммуникациям в блогах, социальных сетях, с помощью различных гаджетов. Бизнес активно перенимает эти технологии связи с клиентами, и современному IT-специалисту необходимо уметь ими пользоваться. Отдельно в рамках курса мы говорим о том, как информационные технологии влияют на развитие образования.

Такой курс для наших университетов в известном смысле новаторский. Для составителей подобных курсов главная опасность заключается в излишней теоретизации материала, увлекшись которой, ты легко можешь отстать от реальной жизни — настолько быстро в ней происходят изменения. С другой стороны, без определенного теоретического фундамента тоже не обойтись, так что соблюсти необходимый баланс теории и практики — очень непростая задача.

— Ваш курс является элективным. Сколько студентов обычно на него записывается?

— На отсутствие студентов я пожаловаться не могу: в минувшем учебном году на курс записалось 108 человек. Я сама веду и лекции, и семинары, но уже три года практикую такую вещь: к нам читать отдельные темы (как на русском, так и на английском языке) приезжают специалисты из Крэнфилдского университета в Великобритании, в частности директор центра европейских языков Крэнфилдской школы менеджмента Юрий Гладков. Он проводит бизнес-ориентированные мастер-классы по межкультурному общению. Наша «аудитория» — это студенты второго курса бакалавриата, но я также веду научный семинар в магистратуре факультета бизнес-информатики.

— Как вы могли бы охарактеризовать эту «аудиторию»? Вы преподаете в Вышке пять лет, сильно ли за это время изменились студенты?

— Начнем с того, что студенты Вышки сильно отличаются от студентов других вузов, мне есть с чем сравнивать. Они отличаются проактивностью, амбициозностью (в хорошем смысле этого слова), инициативностью, с ними интересно и сложно работать. Эта та аудитория, которая заставляет меня как преподавателя быть требовательным к себе, профессионально расти, пробовать новые методики преподавания. Обратная связь не прекращается, и более того, у своих студентов я сама могу чему-то научиться. Это залог движения вперед. Что касается того, как меняются студенты курс от курса, то заметно, что с каждым годом студенты приходят все более знающие, понимающие, чего они от обучения хотят, что, безусловно, является положительным их качеством. Сейчас трудно представить себе студента, который, записавшись на курс, вообще ничего бы не знал о бизнес-коммуникациях. Информации подобного рода в открытом доступе много, кто-то из студентов проходил коммуникативные тренинги, а некоторые и вовсе сами их организовывали. В этом смысле их ожидания от моего курса выше, общие слова и теория им уже неинтересны.

— Вы сказали, что курсы, аналогичные вашему, в российских вузах встречаются нечасто. А как обстоит дело с учебной литературой по этой теме?

— При всем разнообразии информации, в России учебников или пособий, в которых были бы собраны знания по особенностям деловых коммуникаций именно в сфере информационных технологий, очень мало. Мы такой учебник написали. А осенью должен выйти в свет еще один учебник, посвященный межкультурным коммуникациям в IT-сфере — это новое, но уже весьма актуальное направление исследований. В более отдаленной перспективе я планирую написать англоязычный учебник совместно с коллегами из Крэнфилда, где я числюсь research fellow.

— А замечаете ли вы студентов, которые могут эти исследования «подхватить». Насколько велика среди них доля тех, кто мог бы выбрать академическую карьеру?

— Мой предмет носит прикладную, вспомогательную функцию, да и на втором курсе рано делить студентов на теоретиков и практиков, но тех, кто потенциально готов заниматься наукой, все равно видно. А что из этого потенциала получится, зависит от большого количества обстоятельств.

— Какие изменения вы планируете вносить в структуру своего курса в будущем?

— Мы хотим выделить больше часов на практическую, тренинговую составляющую курса. Не хочется здесь использовать стандартные модели, мы постараемся придумать что-нибудь свое, тем более что и готовых разработок в этом направлении — для IT-сферы — не так много. Нам есть где развернуться.

— И напоследок вопрос о том, что явилось поводом для сегодняшнего интервью: как вы восприняли результаты студенческих выборов? Насколько ценно для вас мнение студентов о вашей работе?

— Я к любой конкурентной среде отношусь позитивно, она дисциплинирует, держит тебя в тонусе. Но голосование — это до некоторой степени лотерея. Не могу сказать, что его результаты стали совсем уж неожиданным для меня, но признание студентов мне приятно и стимулирует к дальнейшей работе. Это большая ответственность, и почивать на лаврах я не собираюсь. Вообще сама среда в Вышке заставляет жить и работать в высоком темпе. Хочешь оставаться актуальным — не давай себе поблажек.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.

Подведены итоги конкурса лучших преподавателей НИУ ВШЭ

Студенты и выпускники московской и питерской Вышки определили лучших преподавателей вуза. О результатах голосования рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3

6 июня — последний день голосования за лучших преподавателей Высшей школы экономики. А сегодня новостная служба ВШЭ публикует заключительную часть правил, которых придерживаются в своей работе те, кто уже становился лауреатом этого конкурса четыре раза подряд — то есть каждый год.

«Не мешать студенту пользоваться своим умом». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 2

До конца этой недели в Вышке продолжаются выборы лучших преподавателей. Новостная служба ВШЭ попросила тех, кто побеждал в этом конкурсе четыре года подряд, рассказать о правилах, которых они придерживаются в своей работе. Продолжаем публиковать ответы победителей.