• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Студенты высоко оценили мою работу — значит, для меня установлена новая планка»

Студенты отделения программной инженерии факультета бизнес-информатики ВШЭ считают Константина Дегтярева, доцента кафедры управления разработкой программного обеспечения, одним из лучших преподавателей Высшей школы экономики.

— Как давно вы работаете в Вышке, какие курсы ведете?

— Я преподаю в Вышке с сентября 2008 года, в настоящее время веду два курса — «Основы информатики и программирования» для первокурсников бакалавриата отделения прикладной математики и информатики и «Прикладной системный анализ» (на английском языке) для первого курса магистратуры отделения программной инженерии.

— Оба курса связаны с разработкой программного обеспечения?

— Нет. «Основы информатики и программирования» — это достаточно объемный вводный курс, который ориентирован на то, чтобы дать студентам представление о разных вопросах, связанных с информатикой, алгоритмизацией и программированием на языке С++. Курс «Прикладной системный анализ» для магистрантов — гораздо более специфичный, поскольку непосредственно связан с пониманием систем, их целостности и выработкой навыков системного мышления у студентов, которые в той или иной степени вовлечены в процесс разработки сложных программных продуктов.

— У меня есть убеждение, что преподаватель может понравиться студентам только в том случае, если ему самому интересно преподавать. Что вас привлекает в преподавательской деятельности?

— Преподаванием я занимаюсь давно, хотя были перерывы, и я уходил в иные сферы деятельности, но всегда возвращался на эту колею. Это означает, что у меня действительно есть тяга к такой работе.

Курс, который я веду для студентов бакалавриата, сложен тем, что в нем затрагиваются вопросы программирования, которые для многих студентов являются некоей «темной материей». Как известно, в средней школе информатика преподается чаще всего «по остаточному принципу», поэтому и уровень подготовки первокурсников, и степень их интереса к этой области знаний варьируются в очень широких пределах. Иногда даже о наличии реальной заинтересованности говорить и не приходится, поэтому в течение первого полугодия необходимо интенсивно работать, чтобы привести ребят к примерно одинаковому уровню знаний. Здесь приходится действовать очень осторожно, потому что кто-то из студентов начинает быстро продвигаться вперед, кто-то требует большего внимания, а кто-то даже сопротивляется, потому что программирование — область весьма специфическая. Нужно искать индивидуальные подходы к каждому студенту.

Кроме того, студентов первого года обучения очень сложно выводить на диалог, в них еще сильны школьные привычки и школьный формат обучения. Я хочу, чтобы они открыто разговаривали со мной, делились своими трудностями и проблемами, стремились к пониманию задач, потому что механическое заучивание каких-то языковых конструкций — это пустая трата времени, а выработать логическое мышление — очень сложная задача. Тем не менее трехлетний опыт преподавания в Вышке убедил меня в том, что даже ребят, изначально далеких от информатики, можно увлечь, «заразить» огромным интересом к этой обширной области практических приложений.

Говорить о готовых рецептах не приходится, каждый год приносит новые сюрпризы, к которым невозможно подготовиться заранее, но мне интересно искать новые способы и методы преподавания. А то, что студенты высоко оценили мою работу, значит, что для меня установлена новая планка, ниже которой опускаться уже нельзя.

— Вам, наверное, самому повезло в жизни с учителями?

— Я окончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения, и, конечно, многих своих преподавателей математических курсов буду помнить всегда. Информатика тоже была в программе вузовского обучения, но ее содержание, разумеется, сильно отличалось от сегодняшнего наполнения. А если говорить о людях, то многочисленные контакты со специалистами в области информационных технологий, которые энергично, «с горящими глазами» обсуждали свои проблемы и возникающие задачи, безусловно, вызвали мой интерес, заставили задуматься, и чем больше я погружался в эту область, тем больше нового для себя находил. Позднее я понял, что делиться знаниями (и тем самым обогащать себя новыми знаниями), заинтересовывать, помогать молодым людям логически мыслить и вырабатывать собственное мнение — это не менее интересно.

— Где вы работали до Вышки?

— После окончания вуза непродолжительное время я работал в одном из институтов Академии наук, затем преподавал и работал в банковской сфере, экспертной организации. В какой-то момент коллеги пригласили меня в один из зарубежных университетов, что дало неоценимый опыт практического использования и совершенствования английского языка в преподавании. Кстати, этот опыт сыграл свою роль и в магистерском курсе в ВШЭ. На мой взгляд, очень важно прививать студентам навыки разговорного общения и выражения своих мыслей, вести с ними диалог на английском языке. Полагаю, что за прошедший год мы добились некоторого положительного сдвига в этом направлении, и боязнь студентов использовать английский язык в презентациях и письменных работах отступила. Будущее покажет, что еще и каким образом можно сделать в этом направлении.

— Насколько ваши магистранты заинтересованы в самостоятельной исследовательской работе?

— Мне кажется, реальная заинтересованность в исследовательской работе у них практически отсутствует, потому что подавляющее большинство студентов работают. К сожалению, экономическая ситуация в стране заставляет студентов зарабатывать на жизнь, так что на исследования у них не остается ни полноценного времени, ни сил. Но я обратил внимание на то, что некоторые из них постепенно начали понимать, что надо пользоваться теми возможностями, которые предоставляет Вышка, особенно доступом к электронным ресурсам с современными и интересными публикациями. В ходе нашего курса мы постарались использовать некоторые материалы, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью студентов.

Принято считать, что магистратура — это первый шаг на пути в научную карьеру, но только в том случае, если это магистратура «полного дня», когда студент имеет возможность «вариться» в этой среде как минимум 3-4 полных дня в неделю. Я думаю, что должна измениться к лучшему ситуация в государстве в целом, прежде чем студенты смогут, не думая о хлебе насущном, заниматься научными изысканиями в выбранной ими области. Пока они гораздо больше ориентированы на практику и бизнес, которые не требуют значительных теоретических знаний.

— Вы могли бы дать совет молодому специалисту, который стоит перед выбором — заниматься ему преподаванием или нет?

— Если с полной отдачей, честно заниматься преподавательской работой, то она отнимает огромное количество времени. Я понимаю коллег-ученых, которые не готовы отрывать это время от своих исследовательских проектов. Наверное, преподаватель должен быть готов жертвовать многим — и физическими, и моральными силами. Мне кажется, хороший преподаватель, должен иметь чувство внутренней уверенности в себе и своих знаниях, потому что студенты задают много вопросов, в том числе неожиданных и странных. Кстати, последнее подводит и к необходимости иметь хорошее чувство юмора и позитивный настрой на ведение диалога. Все эти профессиональные составляющие, на мой взгляд, создают благоприятную атмосферу и на лекциях, и на практических занятиях. Преподаватель должен быть готов к любому развитию ситуации, внутренне мобилизован и способен воспринимать вопросы так, как будто он их ожидал. Терпение, самоотдача и постоянная работа над собой — если человек готов так вкалывать, то у него все получится.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Как получить дополнительное образование по бизнес-информатике в Вышке

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 15-летие. О том, что нового школа предлагает потенциальным слушателям, о возможностях дистанционного обучения и о том, как правильно выбрать программу ДПО, рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.

Бакалаврская программа «Программная инженерия» получила престижную международную аккредитацию

Высокое качество подготовки студентов этой программы подтвердили эксперты Совета по аккредитации программ в области техники и технологий со штаб-квартирой в США. ABET более 85 лет занимается аккредитацией образовательных программ в области информатики, прикладных наук, техники и технологий. На сегодняшний день «Программная инженерия» — единственная в России программа, имеющая эту аккредитацию.

Нетипичный программист: как посмотреть мир, разрабатывая мобильные приложения

Вадим Дробинин в прошлом году окончил бакалаврскую программу «Программная инженерия». Сейчас он работает в Лондоне в амбициозном стартапе, который обещает перевернуть современные представления о поиске в интернете. Вопреки стереотипу о программисте-интроверте в растянутом свитере, который «прогает» ночи напролет, Вадим много путешествует, ведет блог с рецептами блюд из разных стран, преподает и участвует в крупных международных конференциях.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.