• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Студенты высоко оценили мою работу — значит, для меня установлена новая планка»

Студенты отделения программной инженерии факультета бизнес-информатики ВШЭ считают Константина Дегтярева, доцента кафедры управления разработкой программного обеспечения, одним из лучших преподавателей Высшей школы экономики.

— Как давно вы работаете в Вышке, какие курсы ведете?

— Я преподаю в Вышке с сентября 2008 года, в настоящее время веду два курса — «Основы информатики и программирования» для первокурсников бакалавриата отделения прикладной математики и информатики и «Прикладной системный анализ» (на английском языке) для первого курса магистратуры отделения программной инженерии.

— Оба курса связаны с разработкой программного обеспечения?

— Нет. «Основы информатики и программирования» — это достаточно объемный вводный курс, который ориентирован на то, чтобы дать студентам представление о разных вопросах, связанных с информатикой, алгоритмизацией и программированием на языке С++. Курс «Прикладной системный анализ» для магистрантов — гораздо более специфичный, поскольку непосредственно связан с пониманием систем, их целостности и выработкой навыков системного мышления у студентов, которые в той или иной степени вовлечены в процесс разработки сложных программных продуктов.

— У меня есть убеждение, что преподаватель может понравиться студентам только в том случае, если ему самому интересно преподавать. Что вас привлекает в преподавательской деятельности?

— Преподаванием я занимаюсь давно, хотя были перерывы, и я уходил в иные сферы деятельности, но всегда возвращался на эту колею. Это означает, что у меня действительно есть тяга к такой работе.

Курс, который я веду для студентов бакалавриата, сложен тем, что в нем затрагиваются вопросы программирования, которые для многих студентов являются некоей «темной материей». Как известно, в средней школе информатика преподается чаще всего «по остаточному принципу», поэтому и уровень подготовки первокурсников, и степень их интереса к этой области знаний варьируются в очень широких пределах. Иногда даже о наличии реальной заинтересованности говорить и не приходится, поэтому в течение первого полугодия необходимо интенсивно работать, чтобы привести ребят к примерно одинаковому уровню знаний. Здесь приходится действовать очень осторожно, потому что кто-то из студентов начинает быстро продвигаться вперед, кто-то требует большего внимания, а кто-то даже сопротивляется, потому что программирование — область весьма специфическая. Нужно искать индивидуальные подходы к каждому студенту.

Кроме того, студентов первого года обучения очень сложно выводить на диалог, в них еще сильны школьные привычки и школьный формат обучения. Я хочу, чтобы они открыто разговаривали со мной, делились своими трудностями и проблемами, стремились к пониманию задач, потому что механическое заучивание каких-то языковых конструкций — это пустая трата времени, а выработать логическое мышление — очень сложная задача. Тем не менее трехлетний опыт преподавания в Вышке убедил меня в том, что даже ребят, изначально далеких от информатики, можно увлечь, «заразить» огромным интересом к этой обширной области практических приложений.

Говорить о готовых рецептах не приходится, каждый год приносит новые сюрпризы, к которым невозможно подготовиться заранее, но мне интересно искать новые способы и методы преподавания. А то, что студенты высоко оценили мою работу, значит, что для меня установлена новая планка, ниже которой опускаться уже нельзя.

— Вам, наверное, самому повезло в жизни с учителями?

— Я окончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения, и, конечно, многих своих преподавателей математических курсов буду помнить всегда. Информатика тоже была в программе вузовского обучения, но ее содержание, разумеется, сильно отличалось от сегодняшнего наполнения. А если говорить о людях, то многочисленные контакты со специалистами в области информационных технологий, которые энергично, «с горящими глазами» обсуждали свои проблемы и возникающие задачи, безусловно, вызвали мой интерес, заставили задуматься, и чем больше я погружался в эту область, тем больше нового для себя находил. Позднее я понял, что делиться знаниями (и тем самым обогащать себя новыми знаниями), заинтересовывать, помогать молодым людям логически мыслить и вырабатывать собственное мнение — это не менее интересно.

— Где вы работали до Вышки?

— После окончания вуза непродолжительное время я работал в одном из институтов Академии наук, затем преподавал и работал в банковской сфере, экспертной организации. В какой-то момент коллеги пригласили меня в один из зарубежных университетов, что дало неоценимый опыт практического использования и совершенствования английского языка в преподавании. Кстати, этот опыт сыграл свою роль и в магистерском курсе в ВШЭ. На мой взгляд, очень важно прививать студентам навыки разговорного общения и выражения своих мыслей, вести с ними диалог на английском языке. Полагаю, что за прошедший год мы добились некоторого положительного сдвига в этом направлении, и боязнь студентов использовать английский язык в презентациях и письменных работах отступила. Будущее покажет, что еще и каким образом можно сделать в этом направлении.

— Насколько ваши магистранты заинтересованы в самостоятельной исследовательской работе?

— Мне кажется, реальная заинтересованность в исследовательской работе у них практически отсутствует, потому что подавляющее большинство студентов работают. К сожалению, экономическая ситуация в стране заставляет студентов зарабатывать на жизнь, так что на исследования у них не остается ни полноценного времени, ни сил. Но я обратил внимание на то, что некоторые из них постепенно начали понимать, что надо пользоваться теми возможностями, которые предоставляет Вышка, особенно доступом к электронным ресурсам с современными и интересными публикациями. В ходе нашего курса мы постарались использовать некоторые материалы, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью студентов.

Принято считать, что магистратура — это первый шаг на пути в научную карьеру, но только в том случае, если это магистратура «полного дня», когда студент имеет возможность «вариться» в этой среде как минимум 3-4 полных дня в неделю. Я думаю, что должна измениться к лучшему ситуация в государстве в целом, прежде чем студенты смогут, не думая о хлебе насущном, заниматься научными изысканиями в выбранной ими области. Пока они гораздо больше ориентированы на практику и бизнес, которые не требуют значительных теоретических знаний.

— Вы могли бы дать совет молодому специалисту, который стоит перед выбором — заниматься ему преподаванием или нет?

— Если с полной отдачей, честно заниматься преподавательской работой, то она отнимает огромное количество времени. Я понимаю коллег-ученых, которые не готовы отрывать это время от своих исследовательских проектов. Наверное, преподаватель должен быть готов жертвовать многим — и физическими, и моральными силами. Мне кажется, хороший преподаватель, должен иметь чувство внутренней уверенности в себе и своих знаниях, потому что студенты задают много вопросов, в том числе неожиданных и странных. Кстати, последнее подводит и к необходимости иметь хорошее чувство юмора и позитивный настрой на ведение диалога. Все эти профессиональные составляющие, на мой взгляд, создают благоприятную атмосферу и на лекциях, и на практических занятиях. Преподаватель должен быть готов к любому развитию ситуации, внутренне мобилизован и способен воспринимать вопросы так, как будто он их ожидал. Терпение, самоотдача и постоянная работа над собой — если человек готов так вкалывать, то у него все получится.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.

«Выпускники направления “Бизнес-информатика” обладают визионерским видением»

Сегодня более 130 российских вузов в 60 городах страны готовят выпускников по направлению «Бизнес-информатика». Перспективы этого направления подготовки обсудили в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ в рамках конференции «20 лет развития направления “Бизнес-информатика” в России».

ФКН проведет для старшеклассников летние школы по анализу данных и программной инженерии

Факультет компьютерных наук Высшей школы экономики организует летние школы для учащихся 8–11-х классов на бесплатной основе. Первая — по анализу данных — состоится с 26 по 30 июня. Вторая — по программной инженерии — пройдет с 3 по 14 июля. Для участия необходимо зарегистрироваться и пройти отбор.

На ФКН Вышки прошла вторая зимняя школа по программной инженерии

В этом году для участия во второй зимней школе по программной инженерии на факультете компьютерных наук ВШЭ было подано 625 заявок из 90 городов. Основными темами стали архитектура ПО, мобильная разработка, цифровые двойники, искусственный интеллект, разработка облачных сервисов, API, техдолг, QA, программные системы, Flutter, распределенные системы.

«Когда я научился воплощать свои идеи в программы, понял: вот ради чего стоило поступать в университет»

15–17 февраля 2023 года факультет компьютерных наук ВШЭ проводит зимнюю школу по программной инженерии, направленную на распространение и обмен знаниями о современных инструментах и методах разработки программного обеспечения. Регистрация доступна до 12 февраля. Студенты ФКН рассказали новостной службе «Вышка.Главное» об учебе на образовательной программе «Программная инженерия».

ФКН Вышки провел первую зимнюю школу по программной инженерии

14–18 февраля факультет компьютерных наук Высшей школы экономики организовал первую международную зимнюю школу по программной инженерии. Мероприятие состоялось при поддержке компании JetBrains, Университета Иннополис и Технологического института Шаффхаузена.

Как получить дополнительное образование по бизнес-информатике в Вышке

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 15-летие. О том, что нового школа предлагает потенциальным слушателям, о возможностях дистанционного обучения и о том, как правильно выбрать программу ДПО, рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.

Бакалаврская программа «Программная инженерия» получила престижную международную аккредитацию

Высокое качество подготовки студентов этой программы подтвердили эксперты Совета по аккредитации программ в области техники и технологий со штаб-квартирой в США. ABET более 85 лет занимается аккредитацией образовательных программ в области информатики, прикладных наук, техники и технологий. На сегодняшний день «Программная инженерия» — единственная в России программа, имеющая эту аккредитацию.

Нетипичный программист: как посмотреть мир, разрабатывая мобильные приложения

Вадим Дробинин в прошлом году окончил бакалаврскую программу «Программная инженерия». Сейчас он работает в Лондоне в амбициозном стартапе, который обещает перевернуть современные представления о поиске в интернете. Вопреки стереотипу о программисте-интроверте в растянутом свитере, который «прогает» ночи напролет, Вадим много путешествует, ведет блог с рецептами блюд из разных стран, преподает и участвует в крупных международных конференциях.