• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Каждый год приносит новые идеи»

Римма Ахметсафина, заместитель заведующего отделением программной инженерии ВШЭ — один из лучших преподавателей, читавших лекции и проводивших семинарские занятия в 2011 году, по мнению студентов.

― Что вы думаете о конкурсе? Какие студенты, по-вашему, за вас голосовали?

― Это хороший конкурс, и он, безусловно, нужен. Есть преподаватели — блестящие лекторы, прекрасные «семинаристы», которые дают хорошие знания и с уважением относятся к студентам. Студенты понимают, знает преподаватель свой предмет или нет, они чувствуют искренность, их не обмануть. Я признательна студентам, проголосовавшим за меня. Это самая высокая оценка труда преподавателя, теперь надо ей соответствовать. Должна сказать, что многих преподавателей кафедры управления разработкой программного обеспечения студенты назвали лучшими. Мои коллеги — настоящие профессионалы, много времени и внимания уделяют студентам.

― Какие курсы вы читаете?

― В Вышке я работаю второй год, и у меня на первом курсе отделения прикладной математики и информатики есть занятия по программированию на языке С++, на втором курсе отделения программной инженерии и третьем курсе факультета бизнес-информатики веду семинары по разработке алгоритмов. Курс интересный, мы с профессором Михаилом Васильевичем Ульяновым, который читает лекции, поставили его заново, разработали семинары, и они получились интересными, «живыми», меняются год от года. Мне кажется, студентам они интересны. На втором курсе факультета бизнес-информатики веду занятия по объектно-ориентированному программированию на языке Java, а на четвертом курсе — по очень интересной дисциплине — теории информационных технологий и систем. В ней изучаются основы информатики, начиная от классической теории Клода Шеннона.

― Когда голосовали студенты, чем они, на ваш взгляд, руководствовались? Какие качества в преподавателях для них важны?

― Думаю, отношение к студентам, доступность изложения учебного материала, чувство юмора. Важно все — и профессионализм, и личные качества.

― И преподавательский артистизм?

― Конечно, он помогает увлечь аудиторию и удержать ее внимание.

― Вы читаете достаточно сложные в плане понимания и освоения курсы. Для этого, очевидно, нужны специальные методические приемы, чтобы ребят увлечь, суметь объяснить материал?

― Надо хорошо знать и любить предмет и уметь доступно объяснять сложные вещи. За много лет работы в высшем образовании сформировались некоторые преподавательские приемы. Кроме того, мне везло, я всегда попадала в замечательные коллективы единомышленников, ярких, неординарных личностей, у которых многому училась.

Долгое время я занималась вопросами тестирования абитуриентов и студентов. Эти технологии использовала и в своей преподавательской работе. Что интересно, они оказывают обратное влияние на методики преподавания. После тестирования обязательно с ребятами разбираемся, что и почему они сделали неправильно. Только так, на мой взгляд, можно эффективно использовать тестовые технологии.

― В ВШЭ много внимания уделяется научной деятельности и активному вовлечению в эту работу студентов. На отделении программной инженерии как с этим обстоят дела?

― На мой взгляд, очень хорошо это было с самого начала работы отделения, но прошедший учебный год стал знаковым. Руководитель отделения Сергей Михайлович Авдошин полон идей, которые часто кажутся фантастическими. В прошлом году, когда разрабатывались оригинальные стандарты для бакалавриата, он решил, что научные семинары нужно проводить, начиная с первого курса, с первого дня, и все четыре года. Научные семинары были включены в план, и их начали проводить замечательные преподаватели: профессора Ирина Александровна Ломазова и Михаил Васильевич Ульянов и доцент Ефим Михайлович Гринкруг. Первые полгода студенты посещали все три семинара, а после нового года должны были выбрать один. И у них появился интерес, восторг! Когда проходила студенческая конференция в апреле, первые три места заняли первокурсники. Они делали доклады по результатам своей работы на этих научных семинарах. А ведь участвовали в конференции и магистры первого и второго курсов, и нынешние выпускники бакалавриата. Но лучшими стали первокурсники, и тут, мне кажется, именно научные семинары сыграли свою роль. Кроме того, именно семинары дали возможность студентам-первокурсникам участвовать в жестком конкурсном отборе на Летнюю школу по программной инженерии и верификации, которую проводила компания Microsoft совместно с НИУ ВШЭ — и пройти отбор.

― Это показатель того, что подобные семинары нужны.

― Да, это очень нужно. Мы озаботились еще и тем, чтобы у студентов было больше публикаций. Теперь все преподаватели кафедры нацеливают студентов на участие в конференциях, подготовку публикаций, это замечательно. Наши студенты регистрируют свои программные разработки, получают патенты. На последнем заседании кафедры обсуждали результаты защит курсовых работ. Студенты выполняют одну междисциплинарную курсовую в год. В качестве результатов своей работы они обычно представляют документацию на программный продукт. Дополнительно к этому в будущем году студентам необходимо будет представить пояснительную записку, которую они должны написать в формате научной статьи. Причем, мы ориентируемся на международные стандарты IEEE, по которым принимаются материалы на конференции и в журналы. Хорошо, если студенты будут понимать, как уметь кратко объяснить, что они сделали сами, а что было сделано до них. Если они с самого начала обучения знакомятся с требованиями к публикациям, это большой плюс.

― У вас много прикладных разработок, это открывает большие перспективы для сотрудничества подразделения с какими-то коммерческими компаниями…

― В прошлом году четыре студента (они, кстати, в этом году уже поступили в магистратуру http://ma.hse.ru/ ) под руководством доцента Гринкруга участвовали во Всемирном студенческом кубке технологий Imagine Cup, который ежегодно проводит Microsoft. Их проект занял второе место на всероссийском этапе, они получили благодарность от министра связи и телекоммуникаций, участвовали в выставках, публиковали результаты, завоевали «Золотую Вышку». Этот проект предназначен для слепых и слабовидящих людей, чтобы они могли максимально просто выходить в Интернет и общаться, получать информацию. В этом году ребята самостоятельно, без нашего участия, собрали команду студентов младших курсов, передают им опыт и развивают этот проект. Сейчас команда готовит уже «коробочную» версию продукта.

Многие студенты на третьем-четвертом курсах начинают работать. Их выпускные квалификационные работы являются результатом практической деятельности, они актуальны и востребованы. Есть студенты, которые выполняют работы по заказам. К нам довольно часто обращаются с просьбами выполнить небольшую работу, но требующую высокой квалификации. Наши студенты выполняют такие заказы, при этом они приобретают опыт и новые знания.

― Какой вуз вы окончили, как пришли в Высшую школу экономики?

― Я окончила Уфимский нефтяной институт по специальности «Автоматизация химико-технологических процессов». С благодарностью вспоминаю годы учебы, нас очень хорошо учили. Потом я училась в аспирантуре в Ленинградском электротехническом институте имени В.И. Ульянова (Ленина) на кафедре автоматики и процессов управления, защитила кандидатскую диссертацию. После этого работала в Уфимском государственном авиационном техническом университете до 2009 года, а потом мы всей семьей переехали в Москву.

В Высшую школу экономики попала не случайно, это история довольно интересная. С 1998 по 2000 годы коллектив университета, в котором я работала, разрабатывал тесты централизованного абитуриентского тестирования по информатике. Но и после этого у нас были тесные контакты с Федеральным центром тестирования (я руководила региональным центром). Потом тесты стал разрабатывать Сергей Михайлович Авдошин, а меня попросили написать рецензию, что я и сделала. Сергей Михайлович мне ответил, так мы познакомились. И когда встал вопрос о переезде в Москву, я ему позвонила и сказала, что хотела бы работать у него на кафедре. Что, собственно, и произошло.

У этой истории появилось продолжение: в прошлом году издательство «Просвещение» обратилось к нам с предложением написать пособия для подготовки к ЕГЭ и ГИА (государственной итоговой аттестации в 9 классе) по информатике. Работа была очень сложная, новая для нас, но интересная. В авторский коллектив вошла молодой преподаватель кафедры Ольга Максименкова, имеющая опыт работы в школе. Вместе мы с удивлением обнаружили, что при огромном разнообразии материалов для подготовки к ЕГЭ практически отсутствуют материалы для выпускников 9 классов. Книги были написаны в очень сжатые сроки, и теперь именно учебно-справочные материалы для 9-х классов можно увидеть в списках хитов продаж. Обязательно надо сказать о роли наших студентов в этой большой работе. Мы привлекали их в качестве экспертов, что оказалось чрезвычайно полезно как для нас, так и для них. Мы исправляли тексты, написанные слишком сложно, а студенты поняли, какая это непростая задача — разработка тестовых заданий.

― А есть у вас еще какие-то увлечения?

― Совсем нет свободного времени. Я далеко не спортсменка, но очень люблю ходить на лыжах, плавать в бассейне, хотя это пока редко удается. Дома есть собака, мы всей семьей ее очень любим, она — чемпионка России, с ней мы много ездили на выставки. Но самое главное — это мои дети, семья, им я отдаю все силы и время. А отдыхать очень люблю на море.

― В вашем кабинете на доске — магнитики. Вы их сами привозили или коллеги и друзья подарили?

― Эта традиция стихийно сложилась на кафедре. В прошлом году я ездила в командировку и привезла всем маленькие сувениры. А после этого коллеги стали привозить магнитики из тех городов и стран, в которых бывали. Каждый магнит о чем-то напоминает или рассказывает. Вот, к примеру, в Красноярск ездил профессор Ульянов, он там участвует в ежегодных конференциях. Есть магнит из Заполярья, Норильска, — я совсем недавно вернулась оттуда. Есть магниты из Венгрии, Израиля, Болгарии, Кипра… Там проходили конференции, в которых участвовали коллеги. Есть тут и Пермь, и Петербург… А вот особые магниты из Голландии — мы устанавливаем связи с университетом Эйндховена, у нас будет интересная совместная магистерская программа. Первый год студенты будут учиться здесь, а второй — в Голландии, и при этом будут получать стипендию. Коллеги из технологического университета Эйндховена готовы принять 10 человек. Заключать договор туда ездили Сергей Михайлович Авдошин и Ирина Александровна Ломазова, руководители магистерской программы.

Так что наше отделение живет, развивается. С нетерпением ждем начала нового учебного года, новых студентов — и бакалавров, и магистров. Каждый год приносит новые идеи, значимые результаты работы и профессиональные достижения.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Бакалаврская программа «Программная инженерия» получила престижную международную аккредитацию

Высокое качество подготовки студентов этой программы подтвердили эксперты Совета по аккредитации программ в области техники и технологий со штаб-квартирой в США. ABET более 85 лет занимается аккредитацией образовательных программ в области информатики, прикладных наук, техники и технологий. На сегодняшний день «Программная инженерия» — единственная в России программа, имеющая эту аккредитацию.

Нетипичный программист: как посмотреть мир, разрабатывая мобильные приложения

Вадим Дробинин в прошлом году окончил бакалаврскую программу «Программная инженерия». Сейчас он работает в Лондоне в амбициозном стартапе, который обещает перевернуть современные представления о поиске в интернете. Вопреки стереотипу о программисте-интроверте в растянутом свитере, который «прогает» ночи напролет, Вадим много путешествует, ведет блог с рецептами блюд из разных стран, преподает и участвует в крупных международных конференциях.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.

На факультете компьютерных наук открывается базовая кафедра ИСП РАН

22 сентября состоится презентация новой кафедры, созданной в составе Департамента программной инженерии факультета компьютерных наук на базе Института системного программирования РАН (ИСП РАН). Кафедра будет дополнять научную и педагогическую деятельность факультета основополагающей для программирования областью исследований — системным программированием.