• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы всегда должны находиться в поисках нового способа самовыражения»

«Мы всегда должны находиться в поисках нового способа самовыражения»

© iStock

К 130-летию знаменитого художника-авангардиста Ман Рея студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ совместно с Москино создали звуковое оформление для трех картин: «Оставь меня в покое» (1926), «Морская звезда» (1928) и «Мистерия Замка Костей» (1929). Как вариативные занятия по саунд-арту развивают творческий потенциал студентов других направлений, выяснила новостная служба портала.

О любви к музыке и сюрреализму

Студентка 3 курса профиля «Анимация и иллюстрация» образовательной программы «Дизайн» Элина Большенкова всегда увлекалась музыкой. В этом году она изучала сразу две непрофильные для аниматора дисциплины — «Экспериментальная музыка и работа в звуковых редакторах» и «Звук в медиапроизводстве». После их завершения Элине хотелось продолжить работу с саунд-дизайном, поэтому она без раздумий согласилась поучаствовать в совместном с Москино проекте: «Озвучка немого кино — захватывающий процесс, тем более речь шла о фильмах Ман Рэя: они всегда меня сильно впечатляли. Было интересно создать свою интерпретацию произведения и поработать над относительно большим хронометражем в команде». 

Все третьекурсники Школы дизайна обязательно выбирают для изучения вариативную дисциплину, которая не относится напрямую к профилю обучения, а позволяет расширить знания и навыки в других направлениях дизайна, моды и современного искусства.

Элина и ее однокурсница Диана Романова под кураторством музыканта, композитора, саунд-дизайнера Никиты Бугаева озвучивали фильм «Морская звезда», созданный в 1928 году по мотивам стихотворения французского поэта Робера Десноса. Чтобы уловить сюжет картины в потоке фантасмагорических образов, команде проекта пришлось пересмотреть его несколько раз: «Мы определили, что фильм повествует о страхе героя перед красотой, поэтому решили создать мрачную атмосферу — хотели передать ощущение клаустрофобического пространства и тот зазор между реальным и нереальным, который исследуется в искусстве сюрреализма».

Элина Большенкова

Элина признается, что работа далась нелегко, ведь в немом кино нет опор в виде диалогов и интершума, но в результате проект принес ей только положительные эмоции.

Я получала удовольствие от каждой минуты работы над проектом, но самым волнительным оказался момент совмещения всех фрагментов, созданных Дианой и мной, в единое звуковое полотно

Несмотря на пандемию, девушкам удалось постоянно оставаться на связи, поэтому обе остались довольны результатом и получили множество полезных знаний: от опыта работы в команде до проработки технических навыков. А Элине проект еще и помог понять, чем она хотела бы заниматься в жизни: «Я нашла занятие, которое отвечает моим запросам на 100, если не на 200 процентов, и произошло это, по сути, случайно. 

Я невероятно благодарна Вышке за систему вариативов и преподавателям, которые остаются открытыми и не возводят вокруг своей деятельности стену. При этом мне необязательно выбирать что-то одно, университет не ограничивает — можно заниматься и анимацией, и звуком, при желании дальше расширять сферы своих интересов. Вопрос лишь в том, хватит ли мне внутренних ресурсов, чтобы успеть все».

Работа над оформлением фильмов стала проектным продолжением вариативного курса «Работа со звуком в медиапроизводстве», который для студентов разных профилей Школы дизайна читали Стас Шарифуллин и Евгений Фадеев. Студенты хотели продолжать совместное творчество, что натолкнуло наставников на идею проекта. Фильмы, озвученные студентами, можно увидеть на сайте Москино. «Нам очень повезло со студентами. Они добились впечатляющих результатов за очень короткий срок», — отмечает куратор профиля «Sound Art&Sound Studies» магистерской программы «Практики современного искусства» Стас Шарифуллин.

О просторах для творчества

Студентка 3 курса профиля «Дизайн одежды» ОП «Мода» Полина Малишевская решилась участвовать в проекте , «зажмурившись от страха», так как сильно сомневалась в своих способностях. Но в результате все сложилось: «Мы делали так, как чувствовали, как считали нужным, двигались в комфортном для себя ритме. Думаю, после такого положительного опыта мы все набрались некоторой творческой смелости, вдохновения для дальнейшего развития, веры в себя».

Полина Малишевская

 «Мистерия замка костей» — так называлась картина, над которой работали Полина и ее сокомандники. Команду вдохновлял авангардизм кинополотна: наполненность символами, отсылками и экспериментальными приемами.

«Мы сошлись на том, что в фильме уживается ощущение тревоги и комичности, поэтому, наверное, основная сложность была именно в том, чтобы найти баланс между звучанием, нагнетающим страх, и чем-то легким, забавным, — рассказывает о работе Полина. — Также подчеркну, что это немой фильм, поэтому довольно большая доля сюжетной линии, атмосферы и настроения передается благодаря звуковому сопровождению. Для нас это значило как и большую ответственность, так и настоящий простор для наших идей». 

Полина отмечает, что огромный простор для творчества у студентов есть и на образовательной программе «Мода»: «Я могу заниматься буквально всем, чего пожелает моя душа, и сопровождать свои коллекции одежды наработками в совершенно других сферах: например, я режиссирую небольшие фильмы, сопровождающие мои проекты по моде, а в будущем попытаюсь применить и свои навыки в саунд-дизайне, чтобы впечатление от моей работы оказалось еще более полным. Мы всегда должны находиться в поисках нового для нас способа самовыражения».

Москино — организация, управляющая сетью городских кинотеатров. Ежегодно проводит сотни ретроспектив, фестивалей авторского кино, киноклубов, премьер и встреч с режиссерами. Курирует общегородской фестиваль «Ночь кино». В сеть входят 13 кинотеатров, в том числе Космос, Салют, Звезда, Факел, Юность.

О новых вызовах

«Для нас, визуальных дизайнеров, работа со звуком была сумасшедшим опытом — куратор заставил “прислушиваться” к повседневности и дал новые направления для мышления, к слову, не только творческого. Мы поняли, какое место звук занимает в медиа сейчас, и насколько это мощный инструмент в плане создания и донесения смыслов», — делится впечатлениями от саунд-арта студентка программы «Дизайн» Татьяна Прокофьева.

Не менее интересным опытом стала и работа с Москино: экспериментальный фильм «Оставьте меня в покое» (оригинальное название «Emak Bakia»), по ее мнению, очень дробный, хаотичный и абстрактный с точки зрения повествования, а ведь для немого кино «написать звук — значит, надеть на него половину смыслов». 

Татьяна Прокофьева

«Стало понятно, что идеи бессистемности и контрастности — это именно то, что нужно развивать. Можно не бояться быть разноголосыми, звучать странно, сбивчиво и непонятно, — говорит Татьяна. — В итоге получили нуаровый, наполненный, флюидный звуковой ряд, который то четко следует за картинкой, то специально чуть отходит от нее, превращаясь в путаную абстракцию».

«Sound Art & Sound Studies» — новый профиль магистерской программы «Практики современного искусства». Подробности о том, как поступить на профиль и какие экзамены нужно сдавать, вы можете узнать здесь.