• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Для меня важно, чтобы студентам было интересно»

Доцент кафедры экономической теории Игорь Ким, лучший, по мнению студентов факультета экономики ВШЭ, преподаватель университета: «Курсы для студентов должны быть максимально практически полезными, они должны давать реальную отдачу, и именно в этом я вижу свою задачу как преподавателя».

— Игорь Александрович, как давно вы работаете в Высшей школе экономики?

— В университете я работаю с конца 1996 года, пятнадцать лет, почти всю мою профессиональную жизнь. Хотя мои отношения с Вышкой начались еще раньше, я учился на втором наборе магистратуры экономического факультета ВШЭ. Тогда это была единственная магистратура Вышки, и туда собирали студентов со всех вузов России, «технарей», прежде всего, так что я пришелся ко двору со своими дипломами программиста и менеджера Новосибирского государственного университета.

— Какие курсы вы ведете?

— В настоящее время я читаю у экономистов вводный курс в экономическую теорию, он позволяет адаптироваться тем первокурсникам, у кого не было экономики в школе, позволяет им говорить на одном языке с остальными. А на факультете менеджмента я веду курс по макроэкономике.

— Как складывалась ваша преподавательская карьера?

— Не знаю, может, это была судьба, но преподавать в Вышку я пошел в результате случая. После окончания магистратуры устроился работать в банк в отдел ценных бумаг, но душа не лежала к банковской деятельности, я всегда считал, что профессия преподавателя несет в себе больше свободы и творчества, поэтому, когда от знакомого узнал, что в базовой школе Вышки есть вакансия преподавателя, ушел из банка. Через некоторое время меня позвали преподавать на кафедру экономической теории. Начинал я с семинарских занятий, в том числе в рамках курса по макроэкономике Леонида Сергеевича Гребнева, это весьма нестандартный человек, я до сих пор стараюсь следовать его принципу — быть в преподавании ближе к реальной действительности, к практике, давать студентам самую свежую и актуальную информацию.

В последние годы у меня появилась возможность преподавать на курсах МВА в Вышке и в АНХ, меня это захватило. Преподавание в рамках дополнительного образования для взрослых, на мой взгляд, отличается от преподавания на первом курсе бакалавриата, оно ставит иные задачи. И прежде всего, оно должно быть максимально полезно и практично, взрослый человек, когда ему что-то рассказывают, сразу же спрашивает о применимости этого знания, студенты такие вопросы задают реже. Но, на мой взгляд, курсы для студентов также должны быть максимально практически полезными, они должны давать реальную отдачу, и именно в этом я вижу свою задачу как преподавателя.

— Кто повлиял на ваше профессиональное становление как преподавателя?

— Мне очень нравились лекции Эмиля Борисовича Ершова, как живо он общался с нами, шутил, но при этом его манеру преподавания можно охарактеризовать как точную, научную и строгую. Под его руководством я писал свою кандидатскую диссертацию. Кроме того, я до сих пор помню лекции и яркую личность профессора Уолтера Сиддре из Голландии.

— Какова сфера ваших научных интересов?

— С точки зрения профессиональной идентичности я больше себя ощущаю преподавателем, чем ученым, хотя, конечно, часть своего времени я посвящаю академической деятельности. Мой научный интерес связан с макроэкономикой, я занимаюсь моделированием межотраслевого баланса. К сожалению, эта проблематика не сильно пересекается с тем, что я преподаю первокурсникам. Я был бы рад, если бы мне удавалось интенсивнее сочетать науку и преподавание, рассказывать студентам не элементарные вещи, а в большей степени использовать свой научный потенциал.

Сейчас вместе с коллегами мы работаем над проблемой сопоставления российской и зарубежной статистик в области межотраслевого анализа. Это серьезная проблема, на сегодняшний день пока не решенная. Мы как раз пытаемся обеспечить какую-то сопоставимость данных российской статистики с мировой, не дожидаясь 2015 года, на который намечена очередная публикация таблиц для нашей страны. Результаты нашей работы были представлены на ежегодной конференции по межотраслевому анализу, которая в этом году проходила в Александрии (США), также они будут опубликованы в «Экономическом журнале ВШЭ» и в одном из номеров, посвященном данной проблематике.

— Если бы вы могли выбирать, вы бы изменили свою профессию?

— Нет, мне нравится моя профессия. Это мне интересно и это мое ремесло, я могу с его помощью кормить свою семью. Я знаю, что для многих студентов мои занятия стали началом обретения профессии, я вижу, как меняются ребята за то время, что мы проводим вместе. Бывают замечательные студенты, через несколько лет, когда мы встречаемся, можно увидеть, какие они молодцы, как они «выросли», это очень приятно. Хотя, бывают случаи, когда студенты приходят учиться, потусуются и уходят. И появляются сомнения: «А зачем я работаю?» Но, к счастью, мотивированных, умных ребят, которые знают, чего хотят, значительно больше. С ними приятно и интересно общаться, я знаю, что даю им что-то полезное. А иногда и сам узнаю что-то новое. Для меня важно, чтобы студентам было интересно. Если это получается, значит, я хорошо делаю свою работу.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«Я сбился со счета, сколько раз облетел земной шар. Экономика — это приключения!»

Как вуз делает из тебя человека, что меняет в жизни сертификат CFA и почему экономисту никогда нельзя останавливаться в профессиональном росте — об этом и о многом другом рассказал Николай Тлехугов, главный эксперт по инвестиционной деятельности и управлению проектированием в компании «Сибур».

Список литературы: взлеты и падения российской экономики

В новом выпуске рубрики «Список литературы» доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Генрих Пеникас рассказывает о книгах в помощь тем, кто хочет разобраться в причинах успехов и неудач отечественной экономики.

«Не бояться мечтать и ставить новые цели»

Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?

«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»

Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.

Российская экономика сможет расти быстрее, если будет открытой и конкурентной

В Банковском институте НИУ ВШЭ состоялась открытая лекция главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Беллы. Он представил краткосрочный прогноз состояния российской экономики и рассказал о долгосрочных перспективах ее развития.

Константин Сонин: нобелевский прогноз по экономике-2018

8 октября станет известно, кто получит Нобелевскую премию по экономике в 2018 году. Профессор Факультета прикладной экономики ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в своем блоге рассказал о наиболее вероятных претендентах на эту награду. IQ.HSE публикует полную версию прогноза с разрешения автора.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.

В Москве открылась первая Международная олимпиада школьников по экономике

Она проводится по инициативе Высшей школы экономики и при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также Российской экономической школы (РЭШ). В олимпиаде принимают участие 65 участников из 13 стран. Все они прошли строжайший отбор и являются победителями соревнований национального уровня.