• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы хотели показать школьникам, что космос — это просто и нужно только начать»

«Мы хотели показать школьникам, что космос — это просто и нужно только начать»

© Высшая школа экономики

В ноябре завершилась Республиканская космическая смена, проходившая на базе казанского Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ: 28 талантливых школьников из Татарстана создавали собственные спутники. Педагогами и разработчиками программы выступили эксперты ведущих компаний и вузов страны, специализирующихся на теме космических технологий: «Сканекс», Космический центр Сколковского института науки и технологий, НИУ ВШЭ, Казанский федеральный университет и другие.

Руководителем программы стал Владимир Безменов, кандидат технических наук, доцент кафедры Астрономии и космической геодезии КФУ, лидер лаборатории «Дистанционное зондирование земли и внеземные территории» Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в республике Татарстан.

Модуль «Спутникостроение» вел Артемий Косинов — инженер учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем (ФБКАиС) МИЭМ НИУ ВШЭ, выпускник образовательной программы «Информатика и вычислительная техника». Ранее Артемий уже участвовал в проведении смены «Большие вызовы» в образовательном центре Сириус.

Программа «Республиканская космическая смена» — это отборочный этап проекта «Дежурный по планете 2020-2021», созданного для школьников 8-11 классов. Проект объединил пять технологических конкурсов по разработке оборудования для спутников и прототипов космических аппаратов, приема космических данных и обработки данных дистанционного зондирования Земли.

Отбор участников на смену проводился на основе приложенных достижений в области физики и информатике. Ребятам необходимо было написать мотивационное эссе, где они поделились идеями научного эксперимента, космических исследований и способами их реализации, а также рассказали об общественной ценности своих проектов. В Татарстане этот проект стал первой программой космической направленности для школьников.

В рамках модуля «Спутникостроение» участники под руководством Артема Косинова создавали собственный макет спутниковой миссии по исследованию неизвестной планеты. Требовалось разработать свою спутниковую платформу и полезную нагрузку, которую спутник должен доставить. Для разработки космического аппарата необходимо было сформировать бортовую систему из основных модулей, спроектировать конструкцию, написать программный код для функционирования компонентов, а также продумать и рассчитать весь процесс работы для доставки полезной нагрузки. Полезная нагрузка же представляла из себя отдельную устройство на основе микроконтроллера Arduino, для которого команды разрабатывали программный код, создавали алгоритмы работы, определяли функционал и реализовывали его с помощью датчиков.

Артемий Косинов, инженер учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем (ФБКАиС) МИЭМ НИУ ВШЭ

Фото из личного архива

Еще во время учебы в бакалавриате МИЭМ на программе «Информатика и вычислительная техника» преподаватель предложил мне поработать с новым оборудованием в лаборатории ФБКАиС (в то время, когда я был студентом, проектная деятельность еще не велась, однако теперь к нам приходят студенты с разных курсов, чтобы реализовывать свои идеи и создавать собственные разработки). Постепенно на этом оборудовании появлялись учебные курсы дополнительного образования для школьников. Такие курсы охватывали все больше областей знаний, их даже начали использовать в учебном процессе разработки студентов МИЭМ НИУ ВШЭ.

В целом, область космических разработок кажется людям сложной и может отталкивать, но цель подобных курсов и смен — показать всем заинтересованным, что космос — это просто и нужно только начать.

Вся работа выполнялась на протяжении 10 дней, что для подобных смен является очень сжатыми сроками ведь участникам нужно не только с головой окунуться в новую, ранее неизведанную область, но и подготовить работающий проект. В финале смены команды-участники представили результаты своей работы перед жюри, среди которых присутствовали преподаватели и организаторы смены, а также приглашенные эксперты из компаний-партнеров, наблюдавшие за выступлением онлайн.

© Высшая школа экономики

По результатам смены в каждом из трех модулей определились команды-победители, получившие возможность пройти в полуфиналы всероссийских конкурсов проектов, в частности «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum» и Прикладные космические системы – научные эксперименты.

Участники поделились впечатлениями от программы.

Никита Заикин

Мне ближе авиация, чем космос, но так это родственные темы, я решил поехать на смену. Не пожалел и всем рекомендую! Все прошло круто благодаря, во-первых, знакомству с новыми людьми, во-вторых, интересной теме смены. С помощью преподавателей мы смогли полностью в нее погрузиться. Я научился программировать на языке C, потянул знания в Blender и в области физики. Также понравилось работать в командах.

Игорь Васюков

На смене я улучшил свои навыки программирования и даже лидерские качества. В будущем хотел бы посещать такие программы - и продолжать изучение космической сферы.

Андрей Тазетдинов

На такой проектной смене я был впервые. Научился базовой работе с Blender, подтянул знания по языку C. Планирую и дальше заниматься  программированием спутников.