• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Хотелось бы уже начать инвестировать, работать и продолжать учебу»

Наталья Костенко из Якутии — студентка первого курса Международного института экономики и финансов, стипендиат программы Альфа-шанс 2011 года, поступила в ВШЭ как победитель Всероссийской олимпиады по экономике.

— Наташа, как вы узнали о Высшей школе экономики? Почему решили поступать именно в Международный институт экономики и финансов?

— В девятом классе, на первой своей Всероссийской олимпиаде по экономике, я познакомилась с ребятами, которые учились на разных факультетах Вышки, с сотрудниками и преподавателями ВШЭ, от них узнала о Международном институте экономики и финансов и загорелась идеей поступить туда. Но сначала меня остановило то, что туда берут исключительно на коммерческие места, а бесплатно могут поступить только призеры и победители Всероссийских олимпиад. (В Международный институт экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ также могут быть зачислены призеры и победители олимпиад школьников по математике или обществознанию 1 и 2 уровня, а также победители и призеры Всероссийской олимпиады по экономике или математике. — Прим. ред.). Когда познакомилась со студентами и преподавателями из Вышки, почувствовав атмосферу олимпиады, мне очень захотелось победить. В итоге я приехала домой с полным чемоданом книг и с желанием выиграть олимпиаду на следующий год.

— Есть ли какие-то секреты, которые позволили вам стать победительницей Всероссийской олимпиады?

— На мой взгляд, прежде всего, надо очень сильно этого желать. Надо верить в себя и не обращать внимания на препятствия, которые могут встать на пути. Моя уверенность росла по мере того, как я решала все более сложные задачи. Дома, в Якутии, у меня не было возможности посещать спецкурсы, и не было учителей, которые могли бы мне подсказать, как решить сложные олимпиадные задания, я готовилась самостоятельно — читала книги, сама решала задачи. В 10 классе я стала призером олимпиады, и это придало мне уверенности, что в 11 классе я должна стать как минимум призером. Хотя хотелось стать победителем (и так оно и получилось).

— Какие конкретно книги вы использовали в своей подготовке?

— Я занималась по учебникам Сергея Ивановича Иванова «Основы экономической теории», Рустема Махмутовича Нуреева «Курс микроэкономики», еще все рекомендуют и хвалят Владимира Сергеевича Автономова «Введение в экономику» и задачники по микроэкономике Дмитрия Викторовича Акимова, Андрея Алексеевича Мицкевича, Рустема Махмутовича Нуреева. По макроэкономике я штудировала учебник Татьяны Юрьевны Матвеевой, в котором очень много тестов, фактически я его использовала и как задачник — прорешала все задачи по два раза. Очень хороший задачник по макроэкономике есть у Кима Игоря Александровича.

— В чем, на ваш взгляд, заключается специфика олимпиадных заданий?

— Олимпиадные задания построены на понимании всей концепции предмета, а не на простом знании формул и схем, по которым решаются задачи. Но при этом общее понимание складывается, в том числе, после определенного количества решенных тобою задач…

— Чем вас привлекла экономика?

— У нас в республике регулярно проводится конференция «Шаг в будущее», в рамках которой школьники участвуют в конкурсе научных работ. Один из этапов конкурса проводился в нашей школе. Сами понимаете, это было значительное событие в жизни нашей школы, я поддалась общему настроению и тоже решила принять участие в конкурсе. Выбрала тему — экономическое обоснование переработки мусора. Я заняла первое место на республиканском уровне, и меня готовы были отправить на всероссийский этап, но я не поехала. И все же этот конкурс косвенно повлиял на мою судьбу. Когда в следующем году пришло время олимпиад, мой преподаватель и руководитель конкурсной работы предложил мне попробовать принять участие в олимпиаде по экономике. Я участвовала во многих олимпиадах, но хорошо помню, что ни одну из них я не хотела выиграть так, как экономическую. Наверно, потому, что меня увлек сам предмет. В общем, над учебниками и задачниками по экономике я готова была просиживать сутками.

— Вы рассматривали другие варианты поступления?

— Мои родители, люди, выросшие в советское время, считали, что я должна пойти в МГУ или МГИМО, потому что эти вузы «были, есть и будут», а ВШЭ для них — это что-то новое, и непонятно, зачем сюда идти. Но мне удалось их убедить, что Вышка — лучшее, что есть в России в плане экономического образования, а МИЭФ кроме всего прочего это еще и диплом Лондонской школы экономики. У меня очень заботливая семья, которая поддерживает меня во всех начинаниях, так что вопрос с местом учебы был решен сразу же после заключительного дня на Всероссийской олимпиаде.

— Помогает ли вам учиться олимпиадный опыт?

— Я считаю, что то, что я была участником всероссийской олимпиады, мне сильно помогает, так как благодаря подготовке к олимпиаде у меня сформирован навык самостоятельной подготовки, а это один из самых необходимых навыков для обучения в МИЭФ.

— Каким вы видите свое ближайшее будущее? Что будет через четыре года — работа, стажировка, магистратура?

— Мне хочется очень многого. Например, успевать учиться и участвовать в студенческой жизни. Уже не терпится приступить к работе, потому что предметы, которые мы изучаем, теоретические, и хочется их опробовать на практике. Мне интересны фондовые рынки, возможно, с этим я в дальнейшем свяжу свою профессиональную деятельность. Мне хотелось бы уже начать инвестировать и зарабатывать на этом. Я пытаюсь прислушиваться к мнениям различных экспертов, смотреть экономические новости, это помогает делать прогнозы. Я уже была студенткой по обмену, год жила в США, и хочу еще поехать за границу на несколько месяцев. После окончания МИЭФ я надеюсь получить стипендию в Великобритании или США, и продолжить обучение там.

— Каким экономическим новостям вы доверяете, какую профессиональную литературу читаете? Как проходят будни юного экономиста?

— Телевизор я не смотрю, утром обычно просматриваю новости в телефоне, когда еду на учебу, многое узнаю через интернет. Я люблю читать прикладную экономику, мне нравятся произведения Роберта Кийосаки, например, «Богатый папа, бедный папа», и книги таких финансовых гуру как Дональд Трамп, Питер Линч, Джордж Сорос.

— Кроме экономических тем, что еще вас интересует в жизни, на что удается находить время?

— Я люблю большой теннис, начала им заниматься, когда была студенткой в США, сейчас хочу продолжить. К сожалению, пока сложно со временем, но я над этим работаю. Я много лет играла в интеллектуальную игру «Дебаты» и продолжаю этим заниматься сейчас в МГУ, вместе с бывшими одноклассниками, которые там учатся. Особенно нравится играть на экономические темы — это то, в чем я хорошо разбираюсь.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«Я сбился со счета, сколько раз облетел земной шар. Экономика — это приключения!»

Как вуз делает из тебя человека, что меняет в жизни сертификат CFA и почему экономисту никогда нельзя останавливаться в профессиональном росте — об этом и о многом другом рассказал Николай Тлехугов, главный эксперт по инвестиционной деятельности и управлению проектированием в компании «Сибур».

Список литературы: взлеты и падения российской экономики

В новом выпуске рубрики «Список литературы» доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Генрих Пеникас рассказывает о книгах в помощь тем, кто хочет разобраться в причинах успехов и неудач отечественной экономики.

«Я прогулял лекцию по алгебре, потому что поехал на роды»

В спецпроекте, посвященном Дню защиты детей, студенты Вышки рассказывают, как совмещать учебу в университете с рождением и воспитанием ребенка — и не сойти с ума.

«Не бояться мечтать и ставить новые цели»

Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?

5 главных цифр о достижениях лицеистов Вышки на Всеросе

Лицей НИУ ВШЭ подвел итоги участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году.

«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»

Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.