• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Золотая Вышка»: за достижения в науке

Ординарный профессор НИУ ВШЭ Вадим Петровский — победитель премии «Золотая Вышка – 2011» в номинации за достижения в науке.

— Вадим Артурович, как давно вы работаете в Вышке?

— В 2006 году я пришел на факультет психологии ВШЭ в качестве совместителя — сразу мне было трудно из состояния свободного человека, который занимается в основном наукой, консультированием, войти в роль штатного профессора. Но через некоторое время я «сдался», так как был очарован вышкинской атмосферой, мобильным и конструктивным административным аппаратом, я увидел в нем редкий пример сочетания научной одаренности, молодости и опыта в администрировании. Я ничего подобного нигде не видел.

— Какие эмоции и мысли вызвала у вас победа в «Золотой Вышке», что она для вас значит?

— Когда мне вручали что-то, что называлось золотым — мне всегда хотелось взять и при всех попробовать приз на зуб, действительно ли это того качество золото, какое должно быть, когда тебе вручают медаль. В этот раз я сдержался. Я не так часто участвую в конкурсах, первый раз это был смешной конкурс журнала «Химия и жизнь» на определение, что такое душа. Я написал, что душа — это жизнь минус смерть, и приписал, что с учетом специфики журнала душа — это жизнь минус химия. Мое определение заняло первое место, и в качестве приза я получил годовую подписку на журнал. И второй случай — это как раз «Золотая Вышка». Что это для меня? Для меня это было очень приятное и совершенно неожиданное событие, потому что Вышка — большой университет, на многих факультетах можно говорить о сложившихся научных школах, здесь работают очень серьезные ученые. И тот факт, что именно психолог оказался лауреатом, для меня знак того, что оценена работа всего факультета, она значима и заметна для Вышки, и я очень рад этому.

— В списке ваших достижений создание мультисубъектной теории личности. Расскажите, пожалуйста, о ней.

— Я построил ряд концепций, которые в результате определенных логических усилий выросли в рамках единой теории, названной мною «мультисубъектной теорией личности». Одна из этих концепций — концепция надситуативной активности, в границах которой рассматриваются феномены полагания индивидом своего «Я» за пределы освоенного и познанного, анализируются возможности выхода человека за пределы ситуации. Во второй концепции, — «отраженного Я», исследуются феномены идеальной представленности и продолженности «Я» индивида в других людях — феномены отраженной субъектности. Третья концепция — концепция «мультисубъектности Я» говорит о том, что каждый из нас представляет собой множество «Я», способных к созданию различных форм взаимодействия друг с другом и с окружающей действительностью.

— В психологии ведутся серьезные дискуссии о разрыве между академической и практической деятельностью психологов. Ваша теория имеет прикладной аспект?

— Для меня проблемы современной психологии заключается в том, что в какой-то момент она потеряла «логос», ее можно назвать психографикой — как неким изображением того, что происходит в человеке, или психософией — любовью к рассуждению на темы психологии, или психопрактикой — системой методик и техник. А вот психология, где логос централен, размывается. Я уже давно работаю как практик, а не только как теоретик, и то, чем мы сейчас занимаемся с коллегами на факультете — это нечто большее, чем просто теоретическая или практическая система. Мы создаем особую науку — персонологию, которая заключает в себе идею объединения теоретической и практической психологии личности. В сотрудничестве с Еленой Борисовной Старовойтенко, возглавляющей кафедру психологии личности, нам удалось построить систему, в которой сходятся вместе и проникают друг в друга культура, самопознание, академическая психология и психологическое консультирование. Одним из важных шагов в развитии и продвижении персонологической парадигмы в психологическом сообществе является создание Института персонологии — Науки Личности — где будут объединены идеи фундаментальной и практической психологии личности.

— Что для вас стоит за словом «логос» в психологии?

— Для меня «логос» означает построение проверяемых моделей психической реальности, и не просто проверяемых, а позволяющих прогнозировать что-то. Последние десять лет я строю такие модели, которые, с одной стороны, экзистенциально ориентированы, а с другой — математизированы, они несут в себе печать формальных схем, что позволяет прогнозировать поведение человека и его переживания. Это не только «математическое моделирование» психологических феноменов, но и то, что я называю «психологическим моделированием» математических объектов. И поэтому мне особенно приятно, что среди людей, кто высказывался в пользу моей победы, были люди, имеющие самое прямое отношение к математике. Я вижу в признании коллег знак того, что мост между психологией и математикой, экономикой, социологией, политологией и другими науками — не иллюзия, а реальность, и я очень надеюсь, что именно в стенах Вышки нам удастся наладить движение по этому мосту. В частности, оно может осуществляться и уже осуществляется за счет магистерского образования, так как наши программы интересны не только психологам, но и выпускникам других факультетов. Уже сейчас магистерские программы факультета психологии ВШЭ предлагают широкий диапазон специализаций («Персонология и экзистенциальная психотерапия»,«Исследование, консультирование и психотерапия личности», «Психология в бизнесе», «Измерения в психологии и образовании», «Прикладная социальная психология»), но, я также не исключаю, что силами Института персонологии удастся в обозримом будущем создать условия для развертки мощной мультипрофильной программы по консультативной психологии.

— Что это будет за специальность?

— К сожалению, пока это специальность, которой официально нет. В нашей стране люди, которые занимаются консультированием, изучают консультативные процессы, не имеют возможности защищать свою диссертацию по специальности, они защищают диссертации по какой угодно психологии — юридической, психологии развития, педагогической и общей, но не по консультативной психологии. Мы хотим, чтобы в ВАКе была образована особая научная специальность (это давняя моя мечта!) — консультативная психология, предметом исследования которой будет то, что происходит между консультантом и консультируемым в процессе и после их взаимодействия. Если нам удастся создать Институт персонологии и открыть программу по консультативной психологии на факультете психологии ВШЭ, то совместными усилиями мы сможем обеспечить наших выпускников уникальным набором дипломов и соответствующих компетенций: первый — диплом психолога-исследователя, второй — диплом психолога-консультанта и третий — диплом одной из ассоциаций, которая занимается психотерапией (будь то транзактный анализ, психоанализ, групп-анализ, экзистенциальный анализ, человеко-центрированная психотерапия и другое). Наша задача состоит в мультипрофильной подготовке специалиста, который способен варьировать техники и подходы в работе с конкретными клиентами. В связи с этим мы разрабатываем «консилиумный принцип» в подготовке психологов-консультантов, так как сегодня практическая работа психолога подразумевает хорошую ориентировку будущего профессионала в различных системах психологической практики. Иначе — как вырастишь свой собственный, авторский, стиль консультирования?

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.