• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На заключительном этапе конкурса «Высший пилотаж» школьники представили макет спутника CubeSat-1U

На заключительном этапе конкурса «Высший пилотаж» школьники представили макет спутника CubeSat-1U

© iStock

Прошли финальные защиты проектов конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по новому направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum». Приглашение на заключительный этап получил 61 участник – они представили групповые и индивидуальные проекты.

В 2020 году в конкурсе исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» появилось новое направление – «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum». Это направление объединило в единое состязательное пространство школьников, которые хотят стать ближе к теме освоения космоса и связывают свое будущее с космической индустрией.

Предметная область направления находится на стыке самых разных наук и технических дисциплин: математики, программирования, физики, робототехники и разработки умных устройств, инженерии космических систем, защиты информации. Многое из перечисленного не входит в школьную программу. Поэтому первым делом организаторы решили задачу по поддержке участников. На всех этапах проектной работы, начиная от момента выбора темы и заканчивая финальной презентацией, школьники могли обратиться с вопросом к ментору и получить консультацию по подготовке конкурсной работы.

Специально для участников конкурса и при поддержке партнеров – программы «Дежурный по планете», коммерческих компаний – были разработаны и записаны методические вебинары, созданы чаты с экспертами в мессенджерах. У ребят была возможность загружать работы до 1 февраля. В итоге эксперты проверили более 70 проектов и исследований, авторы самых интересных и необычных получили приглашение на заключительный этап конкурса.

Финал прошел 12 февраля в дистанционном режиме. Школьники защищали проекты перед экспертами – ведущими специалистами в областях спутникостроения и геоинформационных технологий. Среди экспертов – также представители крупных компаний космической отрасли, являющихся партнерами соревнования. Они сопровождали работу проектных команд, оказывали им методическую и наставническую помощь на протяжении всего конкурсного цикла.

Марина Воронина, руководитель отдела образовательных проектов ГК «СКАНЭКС»

Марина Воронина, руководитель отдела образовательных проектов ГК «СКАНЭКС»

День защит проектных работ для нас пролетел на одном дыхании. Порадовала содержательная широта работ – от мониторинга ледовых полей до оценки состояния лесных покровов, от вулканов до полигонов твердых бытовых отходов и многое другое. Приятно удивило, что школьники представили на суд экспертов работы уровня вузовских выпускных квалификационных работ, проявили глубокие и комплексные познания в области геоинформатики и дистанционного зондирования Земли из космоса. Мы знаем, что мотивированные, заинтересованные, стремящиеся к новым знаниям ребята могут все. Благодаря конкурсу высокие технологии и большие возможности в их руках.

Направление изначально было разделено на две секции – «Спутникостроение» и «Геоинформационные технологии», а серьезную помощь в подготовке методических материалов организации менторской поддержки оказали компании-партнеры.

Так, секция «Современное спутникостроение» курировалась компанией «Спутникс», специализирующейся на производстве нано- и микроспутников, космических компонентов и технологий. На вебинарах, проведенных специалистами компании, особое внимание было уделено детальному рассмотрению кубсатов («малых спутников») и их систем, назначению их работы. Направление «Геоинформационные технологии» сопровождали представители компании «СКАНЭКС», являющейся одним из лидеров в области спутникового мониторинга.

В финале ребята представили жюри 41 конкурсную работу. В итоге было отобрано 4 проекта-победителя и 16 проектов-призеров в двух секциях. География участников заключительного этапа – вся Россия: Бийск, Воронеж, Казань, Калининград, Красноярск, Курск, Подольск, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Челябинск, Шумерля.

Победителями в секции «Современное спутникостроение» стали девятиклассники Алексей Гиленко и Елизавета Кудряшова с проектом «Макет спутника формата CubeSat-1U» и десятиклассники Кристина Шведова, Дмитрий Бондаренко, Анна Дембицкая с проектом «Разработка и создание управляемой модели двухосной системы ориентации солнечных панелей».

Кристина Шведова, 10 класс, победитель секции «Современное спутникостроение»

Кристина Шведова, 10 класс, победитель секции «Современное спутникостроение»

О конкурсе я узнала от классного руководителя и куратора инженерного класса, сразу же решила принять участие сама. Такое же решение приняли мои одноклассники. Благодаря куратору проекта, который быстро отвечал на все возникающие вопросы и помогал в решении проблем, наша команда с энтузиазмом погрузилась в тему проекта. В дальнейшем я планирую принимать участие в конкурсах по космической тематике, так как она меня очень заинтересовала.

В секции «Геоинформационные системы и технологии» победили групповой проект «Грифонная активность в юго-восточной части Черного моря в 2020 году» десятиклассников Ники Найденовой, Дмитрия Болдинского и индивидуальный проект десятиклассника Николая Бойко «Анализ озеленения административных округов г. Москвы по геоинформационным материалам и данным дистанционного зондирования земли».

Ангелина Лебедь-Юрченко, 8 класс, призер секции «Современное спутникостроение»

Ангелина Лебедь-Юрченко, 8 класс, призер секции «Современное спутникостроение»

Terra Notum-2021 – мой первый инженерный конкурс всероссийского уровня. С трудом выбрала тему проекта – наработок у меня не было, поэтому участвовала во всех семинарах организаторов конкурса, на которых рассказывали о трендах в спутникостроении. Когда я рассказала о своих интересах, то сразу же получила совет, на чем нужно сфокусироваться при работе над проектом. При написании работы мне помог наставник от конкурса: я неоднократно обращалась за советом по источникам информации и оформлению.

Организаторы дали методические указания с точными требования к работе и критериями оценивания, напоминали о сроках сдачи проектов. Это помогало держать фокус и не забрасывать работу. Студенты ВШЭ провели семинары для участников, объяснили, как составлять презентации и на что обращать внимание при выступлении. Своим успехом в конкурсе я во многом обязана этой поддержке.

Конкурс «Высший пилотаж» проводится с 2016 года по широкому спектру направлений для учеников 9-11 классов, делающих первые шаги в науке и проектной деятельности. Участие в конкурсе позволяет реализовать творческий потенциал, дает опыт публичных выступлений, развивает навыки и профессиональные компетенции. Авторы лучших исследований и проектов, представленных на конкурс награждаются дипломами. Кроме того, успех в конкурсе позволяет получить баллы в копилку индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении в НИУ ВШЭ и другие вузы.

Вам также может быть интересно:

Подведены итоги Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж»

Завершился заключительный этап Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», организованного НИУ ВШЭ. Свои работы представили около 1 тысячи учеников 8–11-х классов из 7 стран и 69 регионов России. Имена победителей и призеров были объявлены на торжественной церемонии закрытия конкурса в Центре культур НИУ ВШЭ, специальные призы им вручили представители компаний-партнеров.

Завершилось голосование за название для нового спутника Вышки: победила традиция!

CubeSX-HSE2 — под таким именем отправится в космос второй кубсат НИУ ВШЭ. Его запуск запланирован Роскосмосом на 9 августа 2022 года с космодрома Байконур. Этот спутник будет осуществлять мониторинг земной поверхности Арктического региона, а также станет частью системы отслеживания движения судов по Северному морскому пути. Первый малый космический аппарат Вышки, CubeSX-HSE, был доставлен на орбиту год назад.

В Вышке прошла командная олимпиада школьников «Высшая проба» по программированию

17 апреля состоялся основной этап командной олимпиады школьников «Высшая проба» по программированию. Ребята использовали знание различных языков программирования, чтобы решить предложенные алгоритмические задачи. Своими впечатлениями и планами на будущее поделились с новостной службой портала участники из Москвы.

Голосование за название для второго спутника НИУ ВШЭ завершится 20 апреля

Всю прошлую неделю студенты и сотрудники Вышки активно предлагали версии названия для второго спутника ВШЭ, запуск которого запланирован Роскосмосом на 9 августа 2022 года с космодрома Байконур. Из множества вариантов выбрано шесть, и теперь сообществу университета нужно назвать лучший. Голосование завершится через два дня.

Высшая школа экономики готовит к запуску в космос второй спутник

Всего год назад на околоземную орбиту был доставлен первый спутник Вышки, разработанный силами специалистов и студентов Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ НИУ ВШЭ совместно с компанией «Спутникс». И вот уже назначена дата запуска с космодрома Байконур второго спутника Высшей школы экономики— вывод запланирован Роскосмосом на 9 августа 2022 года.

Регистрация на командную олимпиаду школьников «Высшая проба» по программированию завершится 4 апреля

В олимпиаде могут принять участие команды учеников 7–10-х классов, состоящие из трех человек. До 4 апреля нужно не только зарегистрироваться, но и дистанционно пройти квалификационный этап, решив не менее двух задач из трех предложенных. Основной этап состоится 17 апреля очно в 18 городах России и Беларуси. Также можно участвовать в основном этапе онлайн.

240 млн километров: спутник ВШЭ — год на орбите

Год назад, 22 марта 2021 года, в 9:07 по московскому времени со стартовой площадки №31 космодрома Байконур состоялся пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат» и 38 космическими аппаратами на борту. Среди них — спутник НИУ ВШЭ, разработанный силами специалистов и студентов Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ НИУ ВШЭ совместно с компанией «Спутникс».

Подведены итоги работы студентов-менторов на конкурсе «Высший пилотаж»

Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ подвела итоги менторского проекта, реализованного в рамках конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». В роли менторов в этом учебном году выступили 33 студента различных образовательных программ НИУ ВШЭ. Они провели 257 консультаций и 20 онлайн-уроков. На встрече с руководством дирекции лучшим менторам и супервайзерам вручили благодарности.

НИУ ВШЭ участвует в подготовке проекта спутникового мониторинга судоходства

Группа студентов Высшей школы экономики принимает участие в разработке российской спутниковой автоматической идентификационной системы (AIS) мониторинга судоходства. Проект создан для отслеживания и корректировки маршрутов движения судов, в том числе и в Арктике по Северному морскому пути.

Участникам конкурса «Высший пилотаж» помогут менторы

На официальной странице конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Высший пилотаж» стартовала запись на консультации к менторам — студентам НИУ ВШЭ, имеющим опыт выполнения проектов и исследований. Менторы помогут определиться с темами, ответят на вопросы о подготовке работы на конкурс, расскажут о требованиях к публичной защите.