• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный экспертный совет обсудил российские партнерские программы ВШЭ

Встреча Международного экспертного совета

Встреча Международного экспертного совета
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

17 февраля Международный экспертный совет (МЭС) ВШЭ провел встречу в смешанном формате для обсуждения текущей деятельности университета и развития проектов, реализуемых в рамках программы ВШЭ «Университетское партнерство». Цель программы – укрепление  сотрудничества Вышки с другими российскими вузами.

Модератором встречи стал проректор ВШЭ Иван Простаков, председателем – первый проектор Вадим Радаев. С сообщениями выступили: проректор Мария Юдкевич, заместитель проректора Павел Травкин, директор Центра университетского партнерства Анна Гармонова и заместитель начальника Управления международного сотрудничества Ольга Селезенева.

Во встрече приняли участие члены Международного экспертного совета ВШЭ под председательством Эрика Маскина, профессора Гарвардского университета. В совет входят представители вузов из США, Бразилии, Китая, Катара и Ирландии.

Эпидемиологическая ситуация

Первый проректор Вадим Радаев в своем вступительном слове рассказал о планах университета по возвращению к очному обучению. Несмотря на статистический спад заболеваемости, ВШЭ планирует продолжить дистанционное обучение до начала апреля. После начала очных занятий в университете сохранятся ограничения на массовые собрания и сохранится масочный режим. Кроме того, по словам проректора, «ВШЭ сегодня – единственный вуз, предлагающий своим студентам, сотрудникам и членам семей сотрудников возможность пройти вакцинацию прямо в зданиях университета».

«В скором времени, – сказал он, – мы вернемся к нормальной жизни, точнее, к “новой нормальности”, как сегодня говорят». Эта «новая нормальность», по словам проректора Радаева, будет включать гибридные форматы обучения, а также возможность коллегам старшего возраста или с хроническими заболеваниями продолжать работать из дома.

Программа ВШЭ «Университетское партнерство»

Вадим Радаев представил Совету краткий обзор программы ВШЭ «Университетское партнерство». Программа стартовала в 2019 году с целью развития и расширения партнерских связей с российскими университетами и развития российского академического сообщества в целом. Программа включает шесть элементов: привлечение российских постдоков в НИУ ВШЭ; открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»; поддержка журнальных публикаций авторов из российских образовательных и научных организаций; стажировки работников и аспирантов российских вузов и научных организаций в НИУ ВШЭ; онлайн-курсы в учебных планах университетов; программа приглашенных исследователей.

Как объяснил проректор, программа была запущена по нескольким причинам.

Вадим Радаев, первый проректор ВШЭ

Вадим Радаев, первый проректор ВШЭ

Во-первых, мы наблюдаем растущий разрыв между относительно небольшой группой ведущих российских университетов, которые развиваются быстро, входят в международные рейтинги, набирают иностранных студентов и преподавателей и, с другой стороны, другими вузами в регионах, у которых дела идут не так хорошо. Мы считаем, что этот разрыв наносит ущерб всему российскому академическому сообществу и что ведущие университеты страны должны стремиться уничтожить этот разрыв. Мы также считаем, что одной из миссий университетов должна стать интеграция российского академического сообщества. Вторая причина связана с первой: за период после 1990-х годов многие университеты вырождаются. На самом деле, многие ведущие вузы активно развивали связи с университетами по всему миру, в то время как развитие внутренних связей шло далеко не так активно – на самом деле, гораздо менее активно по сравнению с советским периодом.

В то же время, как считает Вадим Радаев, «мы можем многому друг у друга поучиться. Мы хотели бы обмениваться лучшими наработками и опытом и извлекать пользу из такого сотрудничества».

Привлечение российских постдоков в НИУ ВШЭ

Проректор Мария Юдкевич рассказала о Программе привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ, ее достижениях и трудностях. По ее словам, идея запуска программы во многом связана с успехом подобной программы по привлечению в ВШЭ иностранных постдоков. Теперь Вышка планирует распространить этот успех на партнерские университеты в России. «Мы считаем, что для того, чтобы быть конкурентоспособными на международной арене, быть частью международного академического сообщества, нам надо быть сильными изнутри, иметь сильную академическую систему внутри страны», — подчеркнула Мария Юдкевич.

Программа привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ запущена в 2018 году и преследует три основные цели: усиление связей между Вышкой и другими российскими вузами и научными организациями; развитие академического сообщества в этих организациях с помощью выпускников программы; привлечение талантливых молодых ученых в университет. В программе сегодня участвуют более 50 постдоков (из 26 городов России), которые работают в 39 подразделениях ВШЭ в Москве, Санкт-Петербурге и Перми. Результаты работы программы включают 53 научных проекта (завершенных и текущих), более 100 публикаций и более 20 грантов от государственных научных фондов России. Хотя программа пока небольшая, Мария Юдкевич считает, что «этот обмен лучшими наработками и опытом важен для всей страны». Одной из целей программы, отметила проректор, является стимулирование конкурентоспособности российских постдоков на международном рынке труда.

Вадим Радаев, первый проректор, Мария Юдкевич, проректор, Марина Литвинцева, директор по международным исследованиям ВШЭ
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Зеркальные лаборатории

Мария Юдкевич также рассказала об открытом конкурсе проектов «Зеркальные лаборатории»: это рассчитанный на три года проект (с возможностью продления), нацеленный на развитие научного и академического сотрудничества ВШЭ с другими российскими университетами. Университеты-партнеры программы инвестируют равные суммы в совместные проекты, получая общий доступ к данным, обучающим программам и другим ресурсам. В частности, проект предназначен для молодых ученых, обучающихся в бакалавриате, магистратуре и докторантуре.

Первый конкурс на участие в проекте состоялся в 2020 году. ВШЭ первоначально планировала поддержать три проекта-победителя. Тем не менее, из 33 заявок от 27 российских университетов было одобрено 13 проектов в партнерстве с 11 университетами. Участники одного из одобренных проектов, реализуемого совместно Дальневосточным федеральным университетом и Mеждународной лабораторией микрофизиологических систем ВШЭ – работают над созданием микрожидкостной платформы для анализа токсичности и всасываемости лекарственных препаратов в кишечнике invitro. Платформа позволит ученым изучать новые препараты без тестирования на животных или людях. Сегодня команда проекта работает с четырьмя препаратами, которые потенциально могут быть использованы для лечения онкологических заболеваний.

Несмотря на то, что проект действует только первый год, среди его результатов уже можно назвать совместные мониторинговые исследования, базы данных, совместные публикации, конференции и другие мероприятия, активное привлечение студентов к научным проектам, стажировки студентов и сотрудников в партнерских университетах, а также фандрайзинговые мероприятия.

Мария Юдкевич, проректор НИУ ВШЭ

Мария Юдкевич, проректор НИУ ВШЭ

Глядя на такое количество замечательных проектов, запущенных только за четыре первых месяца, мы верим, что следующий год станет еще более успешным.

Онлайн-курсы и методологическая поддержка университетов-партнеров

Заместитель проректора Павел Травкин взял слово, чтобы рассказать об онлайн-курсах в учебных планах российских университетов, а также образовательных партнерствах. Этот компонент координируется Дирекцией по онлайн-обучению ВШЭ и нацелен на развитие онлайн-обучения, новых подходов к управлению и преподаванию, а также обменом практическими курсами с университетами-участниками. В рамках программы партнерская деятельность университетов выросла в разы: в 2015 году сеть включала три университета и 148 студентов, а в 2021-м – 41 университет и 5618 студентов.

Программа онлайн-курсов не только предоставляет совместный доступ к отдельным курсам для студентов и методологическую поддержку для преподавателей, но также программы двойных дипломов и «микро-степени». За период с 2018 года было запущено четыре программы двойных дипломов с тремя университетами-партнерами в областях от медиакоммуникаций (бакалавриат) до управления в образовании (магистратура) и экономики (бакалавриат). Микро-степени — это наборы дополнительных курсов от ВШЭ, которые могут быть включены в программы бакалавриата или магистратуры в партнерских вузах для получения дополнительной специализации (микро-степень) в определенной области: такие программы предлагаются в области науки о данных и компьютерной лингвистики.

Павел Травкин, заместитель проректора НИУ ВШЭ

Павел Травкин, заместитель проректора НИУ ВШЭ

Сегодня на рынке труда есть спрос на специалистов, способных работать в цифровой экономике. И это не только программисты. Это выпускники, обладающие знаниями и навыками по широкому кругу специальностей, как цифровых, так и отраслевых. Они должны хорошо знать, что происходит на всех уровнях различных процессов в индустрии. Образовательная программа в области науки о данных специально разработана для подготовки таких универсальных экспертов и студентов.

Программа стажировок

Директор Центра университетского партнерства Анна Гармонова и заместитель начальника Управления международного сотрудничества Ольга Селезенева рассказали о Программе стажировок. Программа, финансируемая ВШЭ, создана с целью усиления региональных партнерств с российскими исследователями, студентами докторантуры и административными сотрудниками российских университетов и научных центров, награждая успешных кандидатов стажировками в ВШЭ.

«Программа стажировок фундаментально отличается от обычных программ повышения квалификации, — считает Анна Гармонова. — Тематика стажировок разрабатывается на основе потребностей университетов, а упор делается не на преподавание, а на обмен успешными практиками». Кроме того, программа предлагает гибкую траекторию, а ВШЭ покрывает все расходы на проезд и проживание, а также выплачивает участникам стипендию.

Программа координируется Центром университетского партнерства ВШЭ и реализуется с 2019 года: тогда она включала 85 стажеров из 34 российских регионов. В мае 2020 года программа переехала в онлайн и стала предлагать цифровые групповые стажировки, а в октябре 2020 в нее вошли цифровые индивидуальные стажировки. Всего в программе приняли участи 492 стажера из 56 регионов и 107 организаций по всей России. Стажировки проходили практически во всех основных подразделениях ВШЭ.

Данная программа имеет особое значение, поскольку служит отправной точкой для всех проектов «Университетского партнерства»: зачастую, именно здесь создаются новые инициативы и новые рынки, подчеркнула Ольга Селезенева. Она добавила, что по мере развития программы планируется привлекать больше управленцев российских вузов.

Поддержка журнальных публикаций

Проректор Вадим Радаев рассказал о работе пятого компонента «Университетского партнерства» — поддержке журнальных публикаций авторов из российских региональных университетов. Этот компонент координируется Центром повышения квалификации ВШЭ и ставит целью преодоление разрыва между ведущими и региональными университетами, а также стимулирование ученых из региональных университетов публиковать статьи в ведущих научных журналах.

«Это не значит, что мы собираемся снижать академические стандарты, — подчеркнул проректор. — Напротив, мы расширяем научную поддержку». В рамках программы назначаются научные советники, которые помогают авторам как независимые читатели и помогают привести рукописи в соответствие со стандартами научных журналов. В программе участвуют несколько журналов, выпускаемых ВШЭ, в частности, «Социологическое обозрение», «Бизнес-информатика» и другие. Программа запущена в январе 2020 года: уже 150 рукописей поданы в журналы ВШЭ, а 84 из них опубликованы в виде статей.

Приглашенные исследователи

Вадим Радаев также рассказал о программе приглашенных исследователей ВШЭ — шестом и самом новом компоненте «Университетского партнерства», старт которого запланирован на вторую половину 2021 года. Целью программы является активизация внутренней научной мобильности и интеллектуального обмена. В программу пригласят российских исследователей, как начинающих, так и опытных, из различных университетов страны. Конкурс будет проводиться дважды в год, в сентябре и марте. Участвуя в программе, приглашенные исследователи сохраняют аффилиацию со своим университетом в регионе, работая над исследовательским проектом в одном из научных подразделений ВШЭ.

Партнерство, а не помощь «большого брата»

Отвечая на вопрос профессора Эрика Маскина о целях запуска программы, Вадим Радаев объяснил, что это реализация одной из задач миссии ВШЭ: университет ставит своей целью поддержку и развитие российского академического сообщества в целом. «Мы поняли, что вместо реализации программы “большого брата”, более правильно будет устанавливать общение на условиях взаимовыгодного партнерства. И очень скоро выяснилось, что это отличная идея. Например, в наших “зеркальных лабораториях” работают очень грамотные и высококвалифицированных сотрудники из партнерских организаций, поэтому можно сказать, что наша программа действительно строится на партнерстве, а не на доминировании ВШЭ», — ответил проректор.

В ответ на вопросы о возможных перекосах в партнерских отношениях между ВШЭ, ведущим российским университетом, и другими российскими вузами, которые могут играть второстепенную или третьестепенную роль, Павел Травкин подчеркнул, что вышкинские ученые «работают с очень ограниченной группой студентов, поэтому программы остаются выборочными». Проректор Иван Простаков добавил, что ВШЭ поддерживает высокие стандарты по отношению к своим партнерам.

«По-моему, это вдохновляющий опыт: ВШЭ использует свой авторитет для реализации социальной миссии, помогая менее продвинутым организациям улучшить уровень знаний и экспертизы, — заметил Франциско Мармолехо, советник по образованию Катарского фонда образования, науки и общественного развития. — Я считаю, что это часть той общественной миссии, которую выполняет и должен выполнять университет. Я аплодирую университету за то, что он этим занимается».

Вам также может быть интересно:

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Мы воодушевлены тем, как Вышка продолжает развиваться»

Завершилось восьмое ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Его итоги подвел председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин.

«Университет быстро отвечает на рекомендации и пожелания». В ВШЭ началось заседание Международного экспертного совета

В Москве проходит ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ под руководством нобелевского лауреата Эрика Маскина. В центре внимания членов совета — реорганизация аспирантуры, обновление образовательной и кадровой политики и другие вопросы.

Развитие университета — скорее не административный, а творческий процесс

Проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков о некоторых итогах Международного экспертного совета и приоритетах в международной деятельности университета.

«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»

Завершилось ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Итоги состоявшихся встреч и обсуждений подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Вышка превращается из социально-экономического в многопрофильный университет

7 декабря на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ ректор Ярослав Кузьминов рассказал об изменениях, происходящих в Вышке, и о том, как в рамках проекта «5-100» вуз стремится к достижению международной конкурентоспособности.