• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жить сегодня!

Продолжая серию интервью с выпускниками, закончившими аспирантуру ВШЭ и защитившими диссертации в этом году, предоставляем слово Роману Протасевичу. Он стал кандидатом экономических наук 5 июня 2008 года, защищался по специальности "Финансы, денежное обращение и кредит".

— Я окончил бакалавриат экономического факультета ВШЭ в 2001 году, в 2004 году — магистратуру экономического факультета со специализацией по финансам. Также я прошел стажировку в немецком Университете Гумбольдта, где получил степень магистра экономики и менеджмента. В Германию я ездил в 2002—2003-м учебном году, и из-за этого закончил Вышку немного позднее, чем мои однокашники, на полгода — во-первых, там семестры сдвинуты, а во-вторых, когда вернулся, писал диплом на русском языке, потому что в Германии был диплом на английском.

— Почему для обучения вы выбрали ВШЭ?

— Я, как и большинство получивших школьный аттестат, наверное, не вполне понимал, чем хочу заниматься, но экономику знал, и у меня получалось, может быть потому, что у меня оба родители экономисты. В общем, тесты и задачки по экономике мне было не скучно решать. Я подумал: почему бы и нет? Вначале выбирал между экономикой и менеджментом. Менеджмент — это практика. Менеджеры часто говорят, что надо учиться конкретным вещам, а не заумной теории. Экономика же — более фундаментальное образование: если научишься фундаментально думать, то потом сможешь делать все, что хочешь. В результате — выбрал экономику.

— А почему ВШЭ, а не МГУ или другой вуз?

— Полагаю, экономический факультет МГУ, при всем уважении к этому солидному учебному заведению, — достаточно слабый. Я еще думал о Финансовой академии. Когда поступал, Вышка вообще была еще такой темной лошадкой, гораздо менее громким именем, чем сейчас. Но я очень рад, что в итоге поступил в Вышку.

— Расскажите, пожалуйста, о стажировке.

— У меня была стипендия для годичного обучения в Германии в Университете Гумбольдта (на самом деле он Университет имени двух братьев Гумбольдтов, но при переводе на русский второго брата куда-то теряют). Тогда студентов ВШЭ впервые отправляли в эту страну, еще никто ничего не знал, это был пробный шар. Программу анонсировали в последний день летней сессии, сразу после экзамена. Некоторые уже ушли домой и ничего не слышали, а кто слышал, мыслями был уже на каникулах. Потом, в сентябре, когда все вернулись с отдыха, нужно было срочно сдавать экзамены и к октябрю подготовить все документы. Включиться и сразу сдавать экзамены не у всех получилось. Я в первую неделю сразу после занятий в ВШЭ шел в Библиотеку иностранной литературы. Тренировался сдавать тесты. Сдал, получил результат и в результате попал на совместную программу ВШЭ — Университет Гумбольдта.

Вначале на этой программе нас было всего три человека: один с факультета менеджмента и двое с экономического факультета. Причем "менеджер" сдал тест очень плохо, но поскольку людей не было совсем, а он проявил активность, его тоже взяли, но попросили пересдать тесты. К сожалению, у него в итоге не получилось, и он не поехал. Чуть позднее набор расширили. В результате в тот год, когда я учился в Германии, нас на программе было семь человек.

— Большой был конкурс?

— Скорее, это была борьба с собственной ленью — взяли всех, кто смог собраться, чтобы вовремя и более-менее прилично сдать тесты.

— В каком городе вы стажировались?

— В Берлине.

— Были мысли остаться, например, получить PhD?

— Нет. Потому что я все-таки ориентируюсь не на научную карьеру, а на практическую в бизнесе. А в бизнесе здесь перспектив гораздо больше, чем за рубежом.

— Обучение в ВШЭ каким-либо образом помогло найти работу?

— Естественно, помогло. У меня было два замечательных диплома: один российский, другой — немецкий. Оценки смог заработать достойные. Дипломы оказались соответствующего цвета. Это произвело впечатление на моих будущих работодателей. У меня не было опыта работы во время учебы, поэтому основным достоинством резюме стало хорошее образование, хорошие оценки, стажировка за рубежом, знание языков. Ну и, естественно, повлияло то, каков я сам, как мыслю, говорю, что делаю.

— Вы это планировали: вначале работать, а потом учиться?

— Работал по плану, а про аспирантуру подумал, когда экзамены начались. Это было уже летом и осенью, после полугода работы. Я работаю финансовым консультантом, и надо постоянно демонстрировать, что мы умные, высококвалифицированные, благонадежные товарищи, которые все знают. С этой точки зрения стать кандидатом очень даже неплохо, чтоб на визитке писать не просто Вася Пупкин, а Вася Пупкин, к.э.н.

— То есть аспирантура нужна, чтобы написать потом на бумажке к.э.н.?

— Да, это было одно из соображений. Другое — армия. В наше время мало кто хочет туда идти. Третье — интересно, хотелось еще поучиться.

— Как у вас получалось работать и учиться одновременно?

— У меня была полная занятость на работе даже в первый год, когда были занятия в аспирантуре. Но я договорился на работе и уходил. Благо философия и иностранный язык были в один день, подряд, во второй половине дня. Для написания диссертации выкраивать время удавалось реже, потому что к тому времени я подрос на работе, добавилось задач и ответственности. Так что сложнее всего пришлось в конце обучения, когда надо было заканчивать диссертацию.

— У вас такие лояльные работодатели, или они просто были заинтересованы в том, чтобы вы учились в аспирантуре?

— Да, отношения с начальством у нас хорошие, и в целом компания лояльная, понимающая. За это я ее люблю и до сих пор здесь работаю.

— Какую тему диссертации выбрали?

— "Стратегии инвесторов в условиях финансовой неустойчивости компании".

— Как вы пришли к этой теме?

— Тему выбрать просто. Я стараюсь писать о том, что знаю. В бакалавриате и магистратуре у меня была возможность получать реальные, а не мифические данные по нефтяной и нефтегазовой промышленности. Соответственно, многие эссе, курсовые и диплом я писал по этой тематике, чтобы работать с реальными цифрами, а не по непонятно каким данным Госкомстата, которые в процессе обработки и передачи данных могут быть искажены. Но к моменту начала работы над диссертацией мне показалось, что развивать диплом в кандидатскую не так уж интересно. Начинать что-то новое опять про нефть не хотелось, надоело, хотя в России нефть всегда горячая тема. Это было одно из соображений. Плюс компания, где я сейчас работаю, к нефти имеет только косвенное отношение. KPMG — одна из четырех ведущих международных фирм, предоставляющих аудиторские и консультационные услуги в большинстве стран мира. Компания занимается аудитом, налоговым, финансовым и бизнес-консультированием.

— О чем была практическая часть диссертации?

— Дело в том, что одна из моих специализаций — реструктуризация предприятий, антикризисное управление. Перед тем, как поступать в аспирантуру, я пошел к своему начальнику выяснить, что он думает о том, что я буду учиться и в случае необходимости отлучаться на некоторое время с работы. Мы с ним договорились, что аспирантура — это хорошо и что было бы полезно выбрать тему, имеющую отношение к моей работе.

— То есть вы делали практическую часть на материалах проектов, которые вели в компании, где работали?

— Да, в том числе. Часть данных я взял из проектов, в которых участвовал, часть данных — из проектов людей, с которыми я общался в процессе работы, но сам не участвовал. Это накладывало определенные ограничения: неразглашение имен компаний и прочие. Но я работал на уровне выборки, обобщал средние данные без подробностей. Научным руководителем был Николай Иосифович Берзон, которому я очень благодарен за все.

— Значит, вы закончили очную аспирантуру по графику?

— Почти. Если бы по графику, должен был закончить в декабре прошлого года защитой, а у меня защита состоялась в мае. По графику, осенью, я завершил первый вариант диссертации, но получил существенные замечания, и текст пришлось дорабатывать.

— Были мысли бросить аспирантуру?

— Конечно, были.

— Что же все-таки привело к тому, что вы защитили диссертацию?

— Самодисциплина и железная сила воли, что же еще может привести. Если начал, надо закончить — я не люблю незаконченные дела. Если когда-то решил, что это имеет смысл, значит это по-прежнему имеет смысл, даже если мне вдруг стало лень или появились другие "важные" обстоятельства.

— Были сложности во время обучения в аспирантуре?

— Самое сложное было, наверное, с данными. Не сразу нашлась нужная информация, не сразу нашлись данные, которыми можно было проверить ту модель, которую я придумал. Модель тоже родилась не сразу, но когда родилась — родилась быстро.

— Яблоко на темечко упало?

— Где-то так. Сначала много читал других работ, смотрел, что сделано раньше, какие бывают подходы, какие мнения и точки зрения. Нашел несколько направлений, которые можно было дополнить и расширить тем, что я видел в своей практической деятельности. Сделал модель, частично похожую на то, что было сделано в других статьях, расширил, дополнил новыми случаями. Потом долго и мучительно искал данные, которые могли бы это проверить, подтвердить или хотя бы проиллюстрировать. В России, как известно, с данными не очень хорошо. Изначально я рассчитывал на один большой проект, который делала наша компания. Но мне по нему не дали информацию. Люди, которые там работали несколько лет назад, ответили, что информация конфиденциальная, и рассказали только самые общие вещи. Пришлось собирать данные из других источников и перестраивать логику работы. Собственно замечания, которые я получил осенью на предзащите, относились именно к части диссертации, где были данные и расчеты. Эту часть я практически переписал целиком. Еще было очень сложно найти время.

— Работали ночами?

— Нет, ночами я сплю. Но в последние полгода, и даже больше, были заняты все выходные, вечера. Пару раз брал отпуск специально для работы над диссертацией. В метро я читал исключительно научную литературу и статьи.

— Вы ездите на метро?

— Да, потому что если ездить на машине, читать не удается. Кроме того, на метро быстрее.

— Защита кандидатской помогла как-то в карьере? Повысили в должности или увеличили зарплату?

— Повышение в должности и зарплаты у нас связаны с достижениями на работе.

— Защита кандидатской не является достижением?

— Это не влияет напрямую на работу и должность. Наоборот, у меня были некоторые проблемы из-за того, что не всегда мог посвящать себя работе целиком и полностью, насколько это требовалось. У нас был тяжелый период в группе, и иногда коллеги были недовольны, что я, несмотря на наличие большого количества дел, старался заканчивать работу пораньше, вставал и уходил писать диссертацию.

— Есть какие-либо ожидания в отношении результатов защиты кандидатской?

— Думаю, когда я смогу написать на визитке три заветные буквы, это добавит некоторой солидности. Защита также избавила меня от необходимости изучать некоторые другие вещи, которые я меньше хочу делать. Я имею в виду профессиональные сертификаты и экзамены, мне это не так интересно.

— Какие сертификаты имеете в виду?

— Есть разные профессиональные сертификаты — CFA, ACCA, CIMA и другие. У нас в компании поощряется, чтобы люди постоянно увеличивали свои познания и, в том числе, получали такие сертификаты. Но отношение сотрудников к этому разное: кто-то считает, что они "повышают стоимость специалиста на рынке труда", кто-то полагает, что это просто бумажки, на которые тратится куча времени и денег. Тратить время на то, что дают при обучении на сертифицированного финансового аналитика (CFA), и потом сдавать экзамены, мне не захотелось, потому что мы почти все это учили во ВШЭ. За экзамены надо платить, а когда получаешь сертификат, нужно быть членом CFA сообщества и делать членские взносы. Впрочем, часть этих расходов наша фирма компенсирует.

— Вы думаете, что кандидатскую диссертацию можно рассматривать как эквивалент профессионального сертификата?

— Это совсем разные вещи, но они одинаково успешно выполняют функцию придания солидности визитной карточке и резюме. Кто-то больше ценит CFA, кто-то кандидатскую. Например, для чиновников больший вес имеет диссертация.

— Кем вы себя видите через пять лет? Что-то планируете?

— Терпеть не могу этот вопрос. Я живу сегодня, а не через пять лет. Жизнь сложная и не такая уж длинная, и жить надо сейчас, а не в будущих планах. Надо сегодня делать то, что сегодня делать приятно и что делает приятнее твое будущее. Если стараться сегодня, то будущее будет меняться и становиться лучше. Я живу, чтобы жизнь была мне в радость. А таковой ее делают интересная работа, общение с друзьями, хорошая семья, увлечения, хобби.

— У вас есть хобби?

— Есть. Люблю фотографировать. Я несколько месяцев учился в Московской академии фотографии параллельно с Вышкой. Люблю путешествовать. В этом мне, кстати, хорошо помогла стажировка в Германии, потому что была шенгенская виза и на каникулах можно было активно смотреть Европу.

— Где были в последний раз?

— Последний раз был в Париже в сентябре на тренинге, куда меня отправила моя компания. Я три дня учился, а три дня гулял по Парижу.

— Получилось совмещение полезного с приятным?

— Да. В отпуске же был в Болгарии летом. Лазил в горы и катался на велосипеде. Моря не видел, чем удивляю тех, кто при слове "Болгария" сразу вспоминает Золотые Пески.

— По России путешествуете?

— Да, с большим удовольствием. Я был в Карелии, на Байкале, на Алтае, на Ладоге, на Камчатке, на Кавказе. Был на Соловецких островах. В Крыму и в Карпатах на Украине.

— Есть у вас любимое место? Где бы хотелось еще раз побывать?

— Мне хотелось бы побывать во всех местах, где я бывал раньше. Но всегда отдаю предпочтение месту, где еще не был.

— Куда бы вы хотели в следующий раз поехать?

— У меня длинный список. Наверно, больше всего хотелось бы в Гренландию или Австралию. А так я бы даже в Урюпинск съездил, если ненадолго. Путешествовать люблю сам по себе, без турфирм.

— Вы общаетесь с теми, с кем учились в Вышке?

— Обязательно. У меня все друзья из Вышки. К сожалению, сейчас видимся реже, чем во время учебы. У нас компания. Мы общаемся в том или ином составе, гуляем, что-то делаем, куда-нибудь ходим, дни рождения празднуем. По работе мало пересекаемся. С одной только девушкой сейчас в одном отделе работаю. Я ее порекомендовал, она успешно прошла собеседование, сейчас замечательно работает.

— Что вам больше всего понравилось во время обучения в Вышке?

— Хорошая компания, стажировка, некоторые предметы, возможность изучать языки на хорошем уровне. Сейчас, правда, к сожалению, жив только английский, а немецкий и французский потихоньку умирают.

— Как вы думаете, какой будет ВШЭ через пять лет?

— Надеюсь, еще лучше и краше. Во всех смыслах. Чтобы все хорошее, что есть сейчас, развивалось, например международные программы, визиты иностранных студентов к нам. Чтобы сохранялась возможность получать образование, которое именно ты хочешь, выбирать предметы, которые желаешь знать. Чтобы студенческая жизнь была активной и интересной, чего не хватало в годы моего обучения.

– Есть какие-либо пожелания выпускникам ВШЭ?

– Наверное, не буду оригинален, но скажу так: найти свое место в жизни. Здесь я имею в виду не столько должность и карьеру, сколько общее обустройство собственной жизни таким образом, чтобы в ней были комфорт, радость и настоящее чувство счастья.

 

Вера Пешкова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения

Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.

Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы

Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»

До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.