• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны»

«Пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны»

© Высшая школа экономики

На заседании Ученого совета ВШЭ был сделан вывод, что для роста качества учебно-методической деятельности необходимо повышение квалификации преподавателей по вопросам работы в новой цифровой среде. Были проанализированы итоги и перспективы развития факультета экономических наук, а также секреты финансового успеха факультетов — лидеров по объему внебюджетных доходов.

Подробный доклад по первому вопросу — об особенностях учебно-методической деятельности в университете — сделал проректор ВШЭ Сергей Рощин. Он акцентировал внимание членов Ученого совета на таких аспектах, как дистанционное обучение, портфель образовательных программ, образовательная модель университета, инструменты управления образовательными процессами, а также привел данные о студентах и преподавателях.

Сергей Рощин

Сергей Рощин подвел итоги работы ВШЭ в период пандемии прошлого года, отметив оперативную реакцию на возникшие вызовы. Вышка хорошо выглядит не только на фоне российских, но и многих мировых университетов, более того — из этой ситуации мы выходим с позитивным видением: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Университет продолжает развивать гибридный формат преподавания, причем он востребован независимо от эпидемиологической ситуации, преподаватели ведут межкампусные курсы, развиваются партнерства с вузами в России и за рубежом, взаимодействие с иностранными коллегами, появились магистерские и бакалаврские программы, реализуемые полностью онлайн.

Проректор подчеркнул, что ВШЭ первой открыла такую программу, причем в партнерстве с платформой Coursera, но теперь на этот совершенно другой рынок «буквально рвануло множество российских университетов», объявляя о десятках бакалаврских и магистерских программ. «Этот рынок будет развиваться не только в форматах деятельности университетов, а в сотрудничестве с различными платформами онлайн-образования, с бизнесом, который накопил соответствующий маркетинговый и методический опыт работы в этих форматах образовательных продуктов», — подчеркнул Сергей Рощин. В этих условиях Вышке предстоит обеспечить высокое качество образования и высокую востребованность таких программ.

Говоря о преподавателях университета, он отметил сложности их адаптации к работе онлайн и напомнил фразу Уоррена Баффета о финансовом рынке: «Когда начинается отлив, видно, кто купался голым». Массовый переход преподавания в цифровую среду показал, что «в каком-то смысле мы оказались голыми» — многие офлайн-методики, равно как и преподавательская харизма, просто так в онлайн не переводятся. Возникает иной запрос на технологию и методику преподавания, на формирование цифровой дидактики, над которой работают университеты в России и в мире. Так что ключевой проблемой остается повышение квалификации и переподготовка кадров — для ее решения в Вышке предстоит создать Центр методической поддержки преподавателей.

На Ученый совет впервые вынесли обсуждение результатов работы и направлений развития конкретного факультета — был выбран факультет экономических наук. В рамках второго вопроса его декан Сергей Пекарский представил SWOT-анализ ситуации, подробно рассказав о всех аспектах его работы.

Сергей Пекарский

В числе преимуществ факультета он назвал сильнейший в России коллектив научно-педагогических работников, высокие позиции в предметных рейтингах и международную академическую репутацию, бренд на рынке высшего образования, в числе слабых — недостаточно сбалансированную кадровую структуру (актуальна задача вовлечения молодежи и преподавателей-практиков) и недостаточно диверсифицированный поток доходов. Возможности для стратегического развития факультета дают проектный подход к основным направлениям деятельности, новые технологии в образовании, его продвижение как лидера образования в регионах. Возможные угрозы — ограниченность человеческих ресурсов, избыток конкурирующих направлений развития. Дальнейшему развитию факультета будут способствовать новые сервисы и инфраструктура.

Комментируя доклад, вице-президент ВШЭ Лев Якобсон сказал, что если бы те, кто начал работать в Вышке четверть века назад и более, когда существовало только экономическое направление, увидели эту презентацию, то испытали бы чувство глубокого удовлетворения. Действительно, состоялось то, к чему мы стремились, и такая динамика обязывает и дальше двигаться очень динамично.

Лев Якобсон

Сергей Рощин привел в качестве аналогии название советского романа «Человек меняет кожу»: так и факультет сейчас меняет парадигму — он на середине пути, когда одна кожа слезает, а другая только формируется. Вопрос в том, какой будет эта кожа, остается открытым, и здесь важно исходить не из того, что было важно для экономистов в прошлые годы, а по-другому посмотреть на повестку актуальных вызовов, «пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны».

По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, одобрять основные направления развития факультета экономических наук, являющегося ядерным, корневым для Вышки, пока рано. «Настало время серьезных инвестиций университета в этот факультет, чтобы мы не испытывали ощущения медленно ускользающего от нас лидерства, а я предвижу, что такое ощущение будет», — подчеркнул ректор и предложил сделать факультет центром больших проектов. Возможно, они позволят достроить те компетенции, которые уже здесь сложились.

Ярослав Кузьминов

Третий вопрос повестки Ученого совета был посвящен проекту Положения о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, которое представил Сергей Рощин. Он пояснил, что разработке этого документа предшествовал «нормативный импульс» — приказ двух образовательных министерств «О практической подготовке обучающихся», но по сути он совпадает с задачами, которые есть в Вышке в части перестройки образовательного процесса.

Предстоит несколько по-другому выстроить то, что связано с практической подготовкой, практикой, проектной деятельностью и так далее. Вводится новое понятие — элемент практической подготовки (ЭПП), представляющий собой часть учебного плана в рамках образовательного модуля «Практика». Он представляет собой самостоятельную или групповую работу студентов, целью которой является отработка практических (в том числе исследовательских) навыков. Примеры ЭПП — курсовая работа проектного типа, исследовательский проект, производственная практика.

Четвертый вопрос, рассмотренный на Ученом совете, был посвящен факультетам ВШЭ — лидерам по внебюджетным доходам. Как сообщил проректор ВШЭ Алексей Новосельцев, внебюджетные доходы выросли у всех факультетов, а лидерами стали факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Высшая школа бизнеса (ее кейс будет рассмотрен на следующем заседании) и факультет компьютерных наук.

Иван Аржанцев

Декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев рассказал об источниках дохода факультета и отметил, что расходовать средства существенно труднее, чем тратить, и это большая работа. «Мы сформировали финансовый комитет и перешли на проектное планирование бюджета — чтобы каждый проект за бюджет боролся, чтобы за него отчитывался по итогам и планировал бюджет на следующий год», — рассказал он.

«Все знают, как написан роман «Дон Кихот», но никто не знает, как его написать», — отметил декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна Андрей Быстрицкий. Это, впрочем, не помешало ему поделиться некоторыми секретами финансового успеха.

Андрей Быстрицкий

«Сотрудники факультета в значительной своей части крайне ориентированы на интерактивное взаимодействие со средой, в которой они работают, и с людьми, которых они учат, и это позволяет занимать активную позицию на рынке. Слава приносит деньги, а деньги приносят славу. Гибкость, свобода, разнообразие подходов, быстрое реагирование на все то современное, что появляется в образовательной сфере, умение адаптировать это к себе — чрезвычайно важные вещи. Когда я работал на ВГТРК, мой руководитель Олег Максимович Попцов говорил, что управлять — значит разрешать. Думаю, что свобода, которая у нас есть, возможность гибкого реагирования, улавливания активного спроса на образовательные услуги — это и есть в какой-то степени залог успеха», — заявил декан.

Ключевым фактором успеха он также считает кадры: качество сотрудников факультета — «выше всяких похвал, с такими людьми работать приятно, интересно и выгодно для всех». В условиях роста финансового обеспечения проектов растут и доходы сотрудников: заработок должен быть обоснован, честен, и это важный способ стимулирования людей, создания из них активных участников развития факультета.

Как отметил Алексей Новосельцев, представленные факультеты — «чемпионы», но успешно работают не только они. Так что ректорату необходимо организовать не изучение опыта отдельных факультетов, а обмен опытом успешного фандрайзинга и рационального планирования расходования средств.

Вам также может быть интересно:

Ученый совет подвел итоги приемной кампании в НИУ ВШЭ

Высшая школа экономики впервые вышла на второе место по среднему баллу абитуриентов, зачисленных в бакалавриат на бюджет. Реализация концепции «Четыре кампуса — один университет» привела к росту числа абитуриентов и качества приема в региональных кампусах. Прием на онлайн-программы вырос более чем на 50%. Несмотря на некоторое сокращение числа иностранных абитуриентов в силу внешних факторов, удалось сохранить селективность при их наборе. Среди стран, откуда в магистратуру НИУ ВШЭ поступило больше всего студентов, лидирует Китай.

Состоялось последнее в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ

Впервые за два с лишним года заседание прошло в очном формате. В нем приняли участие министр просвещения РФ Сергей Кравцов и вице-президент компании VK Дмитрий Смыслов, были рассмотрены прорывные проекты университета в области инженерии и искусственного интеллекта, избраны новые заслуженные профессора и ординарные профессора НИУ ВШЭ.

Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил обновленное Положение об академических надбавках

Члены Ученого совета, заседание которого состоялось 26 ноября, обсудили итоги весенней кампании по академическим надбавкам. В частности, было отмечено, что совокупное число их получателей выросло по сравнению с 2020 годом. Кроме того, совет утвердил изменения в Положение об академических надбавках и принял Положение о надбавке за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию ВШЭ.

«Основным активом университета остается человеческий капитал»

На очередном заседании Ученого совета ВШЭ были рассмотрены результаты участия университета в конкурсных отборах на государственную поддержку в рамках программы «Приоритет-2030» и программы поддержки исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта. Также члены Ученого совета обсудили новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры в 2022/23 учебном году, перспективы развития МИЭМ им. А.Н. Тихонова до 2025 года и другие актуальные вопросы.

Победители НИРС-2021 будут получать стипендии

Ученый совет НИУ ВШЭ по итогам заседания 29 сентября утвердил Положение о стипендии победителям конкурса студенческих научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ — 2021. Теперь победители конкурса НИРС-2021, занявшие 1-е место, смогут получать стипендии в размере 20 тысяч в месяц.

Формирование качественного спроса: методы привлечения иностранных абитуриентов в Вышку дают результаты

На заседании Ученого совета ВШЭ подведены итоги приема 2021/22 учебного года по отдельному конкурсу для иностранных граждан. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, на места с платой за обучение и на места, обеспеченные стипендиями правительства РФ, удалось набрать 2055 студентов из 156 стран.

Ученый совет ВШЭ подвел итоги приемной кампании 2021 года

Завершившаяся приемная кампания оказалась успешной по многим показателям. По качеству бюджетного приема в бакалавриат московский кампус ВШЭ сохранил 3-е место среди российских вузов, санкт-петербургский кампус поднялся с 6-го на 4-е место. Выросло число платных студентов в магистратуре, состоялся прием на все заявленные онлайн-программы.

Ярослав Кузьминов переходит на пост научного руководителя НИУ ВШЭ: обращение к вышкинцам

1 июля Ученый совет НИУ ВШЭ рассмотрел заявление Евгения Григорьевича Ясина о его освобождении от должности научного руководителя НИУ ВШЭ. Члены Ученого совета единогласно избрали Евгения Ясина почетным научным руководителем. Новым научным руководителем университета в ходе тайного голосования членов Ученого совета избран Ярослав Кузьминов. Ярослав Кузьминов объявил о том, что оставляет пост ректора НИУ ВШЭ. Правительство как учредитель Вышки назначит нового ректора.

Глобальная бизнес-школа с российскими корнями: подведены итоги первого года работы Высшей школы бизнеса ВШЭ

На заседании Ученого совета ВШЭ обсудили результаты работы и перспективы развития Высшей школы бизнеса, открытой в университете 1 сентября 2020 года. За этот период был проведен редизайн портфеля образовательных программ, обновлен кадровый состав, появились экспертные и академические советы образовательных программ во главе с лидерами бизнеса, созданы альянсы с ведущими бизнес-школами мира, развернута издательская программа, опубликованы статьи в ведущих мировых журналах. Впервые появились достижения в области фандрайзинга.

В магистратуре ВШЭ будут обучать по новому образовательному стандарту

Ученый совет университета утвердил образовательный стандарт магистратуры ВШЭ, главная особенность которого – расширение возможностей выбора для студентов. Магистерская программа может состоять из нескольких треков, за каждый из которых будет отвечать академический наставник – новая ключевая фигура в образовательном процессе.