• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны»

«Пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны»

© Высшая школа экономики

На заседании Ученого совета ВШЭ был сделан вывод, что для роста качества учебно-методической деятельности необходимо повышение квалификации преподавателей по вопросам работы в новой цифровой среде. Были проанализированы итоги и перспективы развития факультета экономических наук, а также секреты финансового успеха факультетов — лидеров по объему внебюджетных доходов.

Подробный доклад по первому вопросу — об особенностях учебно-методической деятельности в университете — сделал проректор ВШЭ Сергей Рощин. Он акцентировал внимание членов Ученого совета на таких аспектах, как дистанционное обучение, портфель образовательных программ, образовательная модель университета, инструменты управления образовательными процессами, а также привел данные о студентах и преподавателях.

Сергей Рощин

Сергей Рощин подвел итоги работы ВШЭ в период пандемии прошлого года, отметив оперативную реакцию на возникшие вызовы. Вышка хорошо выглядит не только на фоне российских, но и многих мировых университетов, более того — из этой ситуации мы выходим с позитивным видением: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Университет продолжает развивать гибридный формат преподавания, причем он востребован независимо от эпидемиологической ситуации, преподаватели ведут межкампусные курсы, развиваются партнерства с вузами в России и за рубежом, взаимодействие с иностранными коллегами, появились магистерские и бакалаврские программы, реализуемые полностью онлайн.

Проректор подчеркнул, что ВШЭ первой открыла такую программу, причем в партнерстве с платформой Coursera, но теперь на этот совершенно другой рынок «буквально рвануло множество российских университетов», объявляя о десятках бакалаврских и магистерских программ. «Этот рынок будет развиваться не только в форматах деятельности университетов, а в сотрудничестве с различными платформами онлайн-образования, с бизнесом, который накопил соответствующий маркетинговый и методический опыт работы в этих форматах образовательных продуктов», — подчеркнул Сергей Рощин. В этих условиях Вышке предстоит обеспечить высокое качество образования и высокую востребованность таких программ.

Говоря о преподавателях университета, он отметил сложности их адаптации к работе онлайн и напомнил фразу Уоррена Баффета о финансовом рынке: «Когда начинается отлив, видно, кто купался голым». Массовый переход преподавания в цифровую среду показал, что «в каком-то смысле мы оказались голыми» — многие офлайн-методики, равно как и преподавательская харизма, просто так в онлайн не переводятся. Возникает иной запрос на технологию и методику преподавания, на формирование цифровой дидактики, над которой работают университеты в России и в мире. Так что ключевой проблемой остается повышение квалификации и переподготовка кадров — для ее решения в Вышке предстоит создать Центр методической поддержки преподавателей.

На Ученый совет впервые вынесли обсуждение результатов работы и направлений развития конкретного факультета — был выбран факультет экономических наук. В рамках второго вопроса его декан Сергей Пекарский представил SWOT-анализ ситуации, подробно рассказав о всех аспектах его работы.

Сергей Пекарский

В числе преимуществ факультета он назвал сильнейший в России коллектив научно-педагогических работников, высокие позиции в предметных рейтингах и международную академическую репутацию, бренд на рынке высшего образования, в числе слабых — недостаточно сбалансированную кадровую структуру (актуальна задача вовлечения молодежи и преподавателей-практиков) и недостаточно диверсифицированный поток доходов. Возможности для стратегического развития факультета дают проектный подход к основным направлениям деятельности, новые технологии в образовании, его продвижение как лидера образования в регионах. Возможные угрозы — ограниченность человеческих ресурсов, избыток конкурирующих направлений развития. Дальнейшему развитию факультета будут способствовать новые сервисы и инфраструктура.

Комментируя доклад, вице-президент ВШЭ Лев Якобсон сказал, что если бы те, кто начал работать в Вышке четверть века назад и более, когда существовало только экономическое направление, увидели эту презентацию, то испытали бы чувство глубокого удовлетворения. Действительно, состоялось то, к чему мы стремились, и такая динамика обязывает и дальше двигаться очень динамично.

Лев Якобсон

Сергей Рощин привел в качестве аналогии название советского романа «Человек меняет кожу»: так и факультет сейчас меняет парадигму — он на середине пути, когда одна кожа слезает, а другая только формируется. Вопрос в том, какой будет эта кожа, остается открытым, и здесь важно исходить не из того, что было важно для экономистов в прошлые годы, а по-другому посмотреть на повестку актуальных вызовов, «пересобрать контенты, рынки, а не следовать учебникам, которые нам привычны».

По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, одобрять основные направления развития факультета экономических наук, являющегося ядерным, корневым для Вышки, пока рано. «Настало время серьезных инвестиций университета в этот факультет, чтобы мы не испытывали ощущения медленно ускользающего от нас лидерства, а я предвижу, что такое ощущение будет», — подчеркнул ректор и предложил сделать факультет центром больших проектов. Возможно, они позволят достроить те компетенции, которые уже здесь сложились.

Ярослав Кузьминов

Третий вопрос повестки Ученого совета был посвящен проекту Положения о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, которое представил Сергей Рощин. Он пояснил, что разработке этого документа предшествовал «нормативный импульс» — приказ двух образовательных министерств «О практической подготовке обучающихся», но по сути он совпадает с задачами, которые есть в Вышке в части перестройки образовательного процесса.

Предстоит несколько по-другому выстроить то, что связано с практической подготовкой, практикой, проектной деятельностью и так далее. Вводится новое понятие — элемент практической подготовки (ЭПП), представляющий собой часть учебного плана в рамках образовательного модуля «Практика». Он представляет собой самостоятельную или групповую работу студентов, целью которой является отработка практических (в том числе исследовательских) навыков. Примеры ЭПП — курсовая работа проектного типа, исследовательский проект, производственная практика.

Четвертый вопрос, рассмотренный на Ученом совете, был посвящен факультетам ВШЭ — лидерам по внебюджетным доходам. Как сообщил проректор ВШЭ Алексей Новосельцев, внебюджетные доходы выросли у всех факультетов, а лидерами стали факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Высшая школа бизнеса (ее кейс будет рассмотрен на следующем заседании) и факультет компьютерных наук.

Иван Аржанцев

Декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев рассказал об источниках дохода факультета и отметил, что расходовать средства существенно труднее, чем тратить, и это большая работа. «Мы сформировали финансовый комитет и перешли на проектное планирование бюджета — чтобы каждый проект за бюджет боролся, чтобы за него отчитывался по итогам и планировал бюджет на следующий год», — рассказал он.

«Все знают, как написан роман «Дон Кихот», но никто не знает, как его написать», — отметил декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна Андрей Быстрицкий. Это, впрочем, не помешало ему поделиться некоторыми секретами финансового успеха.

Андрей Быстрицкий

«Сотрудники факультета в значительной своей части крайне ориентированы на интерактивное взаимодействие со средой, в которой они работают, и с людьми, которых они учат, и это позволяет занимать активную позицию на рынке. Слава приносит деньги, а деньги приносят славу. Гибкость, свобода, разнообразие подходов, быстрое реагирование на все то современное, что появляется в образовательной сфере, умение адаптировать это к себе — чрезвычайно важные вещи. Когда я работал на ВГТРК, мой руководитель Олег Максимович Попцов говорил, что управлять — значит разрешать. Думаю, что свобода, которая у нас есть, возможность гибкого реагирования, улавливания активного спроса на образовательные услуги — это и есть в какой-то степени залог успеха», — заявил декан.

Ключевым фактором успеха он также считает кадры: качество сотрудников факультета — «выше всяких похвал, с такими людьми работать приятно, интересно и выгодно для всех». В условиях роста финансового обеспечения проектов растут и доходы сотрудников: заработок должен быть обоснован, честен, и это важный способ стимулирования людей, создания из них активных участников развития факультета.

Как отметил Алексей Новосельцев, представленные факультеты — «чемпионы», но успешно работают не только они. Так что ректорату необходимо организовать не изучение опыта отдельных факультетов, а обмен опытом успешного фандрайзинга и рационального планирования расходования средств.