• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы можем сравнить вакцинацию с уроками самообороны»

«Мы можем сравнить вакцинацию с уроками самообороны»

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Онлайн-лекция, посвященная ответам на вопросы о прививках от коронавируса, прошла недавно в питерском кампусе ВШЭ. Биолог, директор АНО по поддержке и развитию вакцинопрофилактики «Коллективный иммунитет» Антонина Обласова рассказала о жизненном цикле вирусов, отличии вакцин от лекарств по принципу действия, а также о типах прививок. Кроме того, спикер ответила на основные вопросы о вакцинах: почему они появились так быстро и как они работают, насколько они эффективны и влияют ли на работу репродуктивной и других систем организма.

Лекция Антонины Обласовой прошла в рамках вебинара «Вакцинация от COVID-19 в вопросах и ответах». «У каждого человека есть иммунная система, и ее обучение — самая важная для нас функция. Иммунный ответ — это процесс обучения иммунной системы. Она видит что-то чужеродное и пытается с этим, чем-то потенциально опасным, бороться. В результате она приобретает навык, который мы называем иммунитетом. Он является нашей защитой», — объяснила слушателям Антонина Обласова.

Обучиться иммунная система может только вследствие контакта с «дикой» инфекцией, то есть переболев и выжив, или после прививки. Это два разных сценария с совершенно разными рисками. Прививка — это более безопасная [по сравнению с болезнью] альтернатива получить иммунитет. «Если провести аналогию с нашими повседневными делами, то мы можем сравнить вакцинацию с уроками самообороны: мы преподносим нашему организму уроки, чтобы он при встрече с чем-то подобным в будущем мог активно и эффективно с ним справиться», — отмечает биолог.

Антонина Обласова пояснила, что вакцины бывают разными. Наиболее понятной для большинства является инактивированная вакцина. При ее производстве берется живой «дикий» вирус, который может размножаться в специально предназначенной для этого клеточной культуре (на производстве). Когда вируса становится достаточно, процесс останавливают, клетки, в которых размножался вирус, удаляют, а вирус инактивируют — делают неспособным размножаться в человеческом организме. Его лишают этой способности, обработав определенным химическим веществом, и в результате в организм попадает неживой вирус. К этому типу относится вакцина от COVID-19 «КовиВак».

«ЭпиВакКорона» является пептидной вакциной. Для ее создания химическим путем воспроизводят отдельные фрагменты S-белка коронавируса. «Особенность в том, что сами по себе пептиды маленькие, и они для иммунной системы не очень интересны, поэтому она на них не реагирует, — объяснила Антонина Обласова. — Для их укрепления и нужен белок-конъюгат, благодаря которому по задумке разработчиков получается более крупная конструкция, уже более привлекательная для клеток иммунной системы».

Векторная вакцина — «Спутник V» — это, по словам эксперта, троянский конь. Она состоит из оболочки одного, заведомо безопасного для человека, вируса и кусочка генетического материала от другого вируса. Схожий принцип работы и у РНК-вакцин. Только вместо натуральной оболочки, которая взята от безопасного для нас вируса, искусственно создается имитация. Среди вакцин от коронавируса к ним относятся иностранные Pfizer/BioNTech и Moderna.

Биолог подчеркнула, что все доступные в России вакцины являются неживыми, то есть они не могут размножаться в организме. Поэтому побочные эффекты от прививки (температура, озноб и т.д.) — это лишь симптомы иммунного ответа организма, который «думает», что в него проник кто-то чужеродный, а самого инфекционного процесса не происходит.

Исходя из того, что вакцина не размножается и не покидает место инъекции, мы можем сделать вывод, что она не приводит к тому, что действующее вещество распространяется и попадает в отдаленные органы: сердце, легкие, носоглотку или репродуктивные органы. Вакцина физически не может этого сделать

Антонина Обласова также отметила, что самой изученной в России вакциной является «Спутник V» (другое название — «ГамКовидВак»). Примерно 97% вакцин, поступающих в лечебно-профилактические учреждения страны, приходится на нее.

Ответила эксперт и на интересующий всех вопрос, почему вакцины появились так быстро. По ее словам, в «мирное» время классический путь создания вакцины состоит из нескольких этапов, каждый из которых требует финансирования. Именно нехватка денег прежде всего влияет на скорость разработки, ведь у производителей нет явной мотивации инвестировать в создание вакцин. Поэтому разработка происходит постепенно: каждая последующая фаза не начинается, пока не закончится предыдущая. Инвестор несет высокие экономические риски: что, если он вложится в завод, а вакцина не пройдет третью фазу испытаний? Поэтому новые вакцины обычно разрабатываются очень долго.

«Что нам помогло разработать ковидную вакцину так быстро? Как я говорила, деньги были важным моментом: на производство вакцины от COVID-19 их выделили очень много. То есть эта проблема уже была решена, — подчеркнула Антонина Обласова. — Но эта причина была не единственной».

Достаточно очевидной оказалась и мишень, которая должна была стать действующим веществом в вакцине. Это S-белок — поверхностный антиген коронавируса. Соответственно, легко поняли, что он достаточно иммуногенный для формирования иммунитета, и взяли его за основу.

Антонина Обласова, биолог, директор АНО по поддержке и развитию вакцинопрофилактики «Коллективный иммунитет»

Антонина Обласова, биолог, директор АНО по поддержке и развитию вакцинопрофилактики «Коллективный иммунитет»

Из огромного разнообразия вакцин, которые сейчас в разработке, первыми на рынок вышли РНК-вакцины и векторные. В чем секрет? Это не новые технологии, им уже много лет, векторным порядка полувека, РНК-технологии помоложе, но тоже существуют с десяток лет. Ученые уже отлично знали, как выращивать векторы, как создавать липидные частицы, как прочитать вирусный геном и т.д. Поэтому огромный пласт работы был снят, и в совокупности все факторы позволили очень сильно сократить время разработки вакцины. К тому же было сокращено количество бюрократии и немного сдвинулись относительно друг друга фазы испытаний. Поэтому ничего удивительного в быстрых сроках появления вакцин нет.

Вам также может быть интересно:

Новый учебный год в Вышке начинается в очном формате для всех

Исходя из эпидемиологической ситуации, учебный год для всех студентов во всех кампусах Вышки начнется в очном формате с соблюдением уже привычных мер безопасности.

Российские ученые выявили особенности иммунного ответа к штаммам SARS-CoV-2

Исследователи ВШЭ оценили эффективность T-клеточного иммунного ответа против 11 штаммов SARS-CoV-2 и создали портал, который позволяет отслеживать влияние мутаций коронавируса на способность главного комплекса гистосовместимости человека (HLA) взаимодействовать с пептидами вируса. Результаты исследования опубликованы в журнале Nucleic Acids Research.

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов сделал прививку от коронавируса

В Высшей школе экономики продолжается вакцинация сотрудников и студентов от COVID-19. Ежедневно работают медпункты в кампусе на Покровском бульваре, записаться можно с помощью специального модуля в личном кабинете сотрудника. В понедельник, 5 июля, прививку сделал назначенный в минувшую пятницу на должность ректора университета Никита Анисимов. О том, почему он пошел вакцинироваться только в середине лета, — в материале новостной службы портала.

В ВШЭ создали симулятор вирусных генеалогий, позволяющий моделировать пути распространения COVID-19

Ученые из МИЭМ НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Калифорнийского университета в Санта-Круз и Европейского института биоинформатики разработали программное обеспечение, с помощью которого можно моделировать пути распространения COVID-19 в условиях глобальной пандемии. Это самый быстрый в мире симулятор вирусных генеалогий (VGsim — Viral Genealogy Simulator). Симулятор доступен, о нем можно прочесть в препринте на medRxiv и скачать код с GitHub.

«Вакцинация — это условие возврата к привычной жизни. Других способов не видно»

Университет Калифорнии и еще около 500 вузов США приняли решение сделать вакцинацию обязательной для студентов и сотрудников. Об этом, а также о том, как Беркли и Калифорния пережили пандемию, как политические предпочтения сказываются на отношении людей к ограничительным мерам и вакцинации, новостной службе портала рассказал Игорь Чириков, старший научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета Беркли, ассоциированный сотрудник Института образования ВШЭ.

Вышка — единственный вуз Москвы, который сможет проводить вакцинацию у себя на территории

В условиях ухудшающейся пандемической ситуации и нехватки врачей НИУ ВШЭ удалось сохранить возможность для сотрудников и студентов сделать прививку в университете. Таким образом, Вышка — единственный университет в Москве, на территории которого можно привиться. В остальных случаях  желающих вакцинироваться ждут павильоны «Здоровая Москва» и городские поликлиники.

Нужна вакцинация

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов обратился к сотрудникам и студентам с призывом  сделать прививку от коронавируса, чтобы вновь получить доступ к главной университетской ценности — к роскоши человеческого общения.

Как работает вакцина от COVID-19? Объясняет доцент НИУ ВШЭ Максим Шкурников

Как действует вакцина от коронавируса? Почему удалось так быстро ее выпустить? Может ли заболеть привитый человек? Рассказывает Максим Шкурников, доцент факультета биологии и биотехнологии Высшей школы экономики.

Вакцинация от гриппа защищает детей и помогает избежать осложнений у взрослых

Профессиональное медицинское сообщество на первое место в списке социально значимых инфекционных болезней ставит грипп, от которого ежегодно страдают миллионы людей по всему миру. Единственная специфическая профилактика гриппа на сегодня – это вакцинация. О ее эффективности новостной службе портала рассказывает Екатерина Александрова, директор Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ.

Вышка свободна от кори

С 22 февраля Роспотребнадзор снял все ограничительные мероприятия по проведению занятий во всех корпусах ВШЭ.