• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов: «Свои обязательства в отношении МИЭМ мы будем выполнять стопроцентно»

23 мая в Культурном центре Высшей школы экономики прошла встреча коллектива Московского государственного института электроники и математики ВШЭ с руководством университета.

В беседе со стороны руководства университета участвовали ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, первые проректоры ВШЭ Вадим Радаев и Александр Шамрин, проректоры ВШЭ Сергей Рощин, Борис Рудник, Алексей Шалковский, и.о. ректора Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ Владимир Кулагин и другие представители администрации вуза. Главной темой встречи стало обсуждение хода присоединения МИЭМ к Вышке. Преподаватели и сотрудники МИЭМ, в свою очередь, получили возможность задать руководителям НИУ ВШЭ интересующие их вопросы.

Открывая встречу, Ярослав Кузьминов заметил, что присоединение МИЭМ к ВШЭ — явление не исключительное, такова общая тенденция в российском высшем образовании — за счет укрупнений и соединений число университетов и институтов будет сокращаться до 250-300. Этот процесс в первую очередь затронет вузы, созданные в советское время под решение конкретных задач коммунистического государства и оказавшиеся в тяжелом положении после смены экономической модели. Для продолжения своей деятельности и чтобы быть адекватными вызовам нового времени, такие вузы должны будут меняться.

Что касается МИЭМ, то руководство ВШЭ считает его «сильным и перспективным» вузом и «достойным партнером» Высшей школы экономики. «Мы поэтому и приняли решение о такого рода объединении, — сказал Ярослав Кузьминов.— ВШЭ и МИЭМ имеют свой бренд, и после объединения мы сможем усилить друг друга. У МИЭМ в составе Вышки появится новая перспектива — не только потому, что вы становитесь частью национального исследовательского университета, а потому, что мы с вами впервые в России будем формировать университет нового типа. Университет, где социальное проектирование и инженерное проектирование идут рядом. Целый ряд решений в области инженерного дела очень тесно сейчас связан с решениями в области дизайна, широкими маркетинговыми исследованиями, психологическими исследованиями, социологией и теорией управления. Наука на самом деле едина — если это наука».

«В Вышке есть и направления, совсем близкие МИЭМ — математика, прикладная математика, бизнес-информатика, — продолжил Ярослав Кузьминов. — Мы надеемся отладить с вашей помощью систему элитного инженерного образования, которое будет гарантировать выпускникам карьеру не хуже, чем у лучших экономистов и юристов, образования, которое будет интернациональным и глобальным. То, что еще при советской власти началась девальвация подготовки инженеров, а потом и девальвация инженерной профессии, на вашем сообществе, сообществе МИЭМ, которое всегда было тесно связано с точными науками и оборонным комплексом, я надеюсь, сказалось в меньшей степени. Поэтому мы действительно рассчитываем на эффективную совместную работу».

О том, как будут выстраиваться трудовые отношения с преподавателями и сотрудниками МИЭМ в связи с присоединением института к ВШЭ, рассказал Вадим Радаев. Он напомнил, что новая структура МИЭМ включает в себя три факультета (электроники и телекоммуникаций, информационных технологий и вычислительной техники, прикладной математики и кибернетики), отделение дизайна и несколько общеинститутских кафедр. Действующие штатные преподаватели этих факультетов и кафедр будут переведены в новую структуру в рамках объединенного вуза. При этом свою силу сохраняют все текущие трудовые договоры (их условия не могут быть ухудшены), остаются действительными и сроки этих договоров, то есть никаких досрочных конкурсов для штатных сотрудников МИЭМ НИУ ВШЭ проводиться не будет.

«Есть группа преподавателей, у которых трудовые договоры истекают уже в ближайшие месяцы, — сделал уточнение Вадим Радаев. — С ними дела будут обстоять следующим образом: мы всех таких преподавателей переведем в новую структуру НИУ ВШЭ по приказу до очередного конкурса профессорско-преподавательского состава (ППС). И в декабре 2012 года эти преподаватели вместе со всеми преподавателями Вышки, у которых истекают сроки договоров, выйдут на конкурс ППС».

Все приказы о переводе сотрудников МИЭМ в новую структуру МИЭМ НИУ ВШЭ планируется подписать до начала отпускного периода.

Аналогичным образом будет осуществляться перевод в новую структуру штатных работников учебно-вспомогательного персонала. Этот процесс будет сопровождаться определенной оптимизацией, но уровень заработной платы работников при этом также не понизится.

Отдельно Вадим Радаев сказал о процедуре перехода в НИУ ВШЭ штатных преподавателей и сотрудников тех факультетов и кафедр МИЭМ, которые «вольются» в состав профильных факультетов и кафедр Вышки (речь об экономистах, менеджерах и других). «Никого из них мы также в процессе перевода не потеряем», — заверил Вадим Радаев. А вот вопросы учебной нагрузки таким преподавателям необходимо будет решать в индивидуальном порядке со своими новыми руководителями в лице деканов и заведующих кафедрами ВШЭ.

Что касается внешних совместителей, то кадровая политика в их отношении будет такой же, какая принята в Вышке. «Как правило, договоры с внешними совместителями мы заключаем на один год при наличии соответствующей нагрузки, — рассказал Вадим Радаев. — Если у внешнего совместителя нагрузка на следующий год есть, мы его оформляем, если нет — не оформляем».

Единые для всех правила будут касаться и оплаты труда, и применения академических инструментов. «После перехода в НИУ ВШЭ, — пояснил коллегам из МИЭМ Вадим Радаев, — у вас будет тот же, что у сотрудников ВШЭ, базовый уровень зарплаты, на вас также будут распространяться — ступенчато — наши академические инструменты. Первый шаг уже сделан, он касается академических надбавок за научные публикации. С апреля все сотрудники МИЭМ могли подавать заявки на такого рода надбавки. Результаты будут оглашены в ближайшее время, и выплата надбавок начнется, как это принято в ВШЭ, с сентября».

В то же время на переводимых в структуру НИУ ВШЭ преподавателей МИЭМ будут распространяться и общеуниверситетские требования. В частности, для приведения в соответствие с нормами НИУ ВШЭ будут подписаны дополнения к трудовым договорам — они никоим образом не могут ухудшить условия самого договора, вновь подчеркнул Вадим Радаев. Сотрудники МИЭМ также должны будут опубликовать на личных страницах портала свои биографические и академические данные, а еще — учебные курсы. Разумеется, для выполнения этих требований будет отведено адекватное количество времени.

Особо Вадим Радаев призвал коллег из МИЭМ изучить положение о контроле знаний НИУ ВШЭ.

Та же схема, что и с преподавателями, будет распространяться на работников административно-хозяйственного и управленческого персонала. Курирующий этот блок в Вышке Борис Рудник, однако, обратил внимание коллег на высокий уровень централизации и информатизации функций административно-управленческого персонала (АУП) в ВШЭ, в качестве примера можно привести хотя бы Систему документооборота (СДОУ). «Коллеги, которые к нам перейдут, конечно, будут обучены работе в этой информационной среде», — сказал проректор. Он также обратил внимание на формирующуюся в Вышке систему внешней оценки работы АУП, вновь пришедшие сотрудники этих подразделений должны быть готовы к подобного рода «обратной связи» с коллегами по университету.

Дополнительно некоторые аспекты организации учебной деятельности прокомментировал Сергей Рощин. Он отметил, что студенты МИЭМ второго и последующего годов обучения продолжат его по прежним программам и рабочим учебным планам (или, как их принято классифицировать в МИЭМ, «отрезкам»). Студенты-экономисты и менеджеры, переводящиеся на соответствующие факультеты ВШЭ, также сохранят свои программы.

А вот первокурсники начнут занятия уже по учебным планам, исходящим (там, где они разработаны) из оригинальных образовательных стандартов, которые НИУ ВШЭ имеет право использовать вместо общефедеральных. В случае применения общефедеральных стандартов, некоторые новации в учебные планы также будут внесены. «В частности, для набора 2012 года будет синхронизировано обучение иностранному языку в соответствии с тем, как это делается в ВШЭ», — сказал Сергей Рощин.

Присоединение к ВШЭ не изменит формат реализации программ аспирантуры, принятых в МИЭМ. С сохранением всех условий и стоимости договоров будут переведены в НИУ ВШЭ как бюджетные, так и платные аспиранты МИЭМ (напомним, что в самой Высшей школе экономики коммерческой аспирантуры не существует).

«У нас с вами есть еще много нюансов учебного процесса, которые нам предстоит синхронизировать, — добавил Сергей Рощин. — Сделать это одномоментно, сразу с 1 сентября, нельзя. Значит, мы выработаем этапы такой синхронизации».

О перспективах научных исследований и связях с научными и конструкторскими объединениями и бизнесом рассказал проректор НИУ ВШЭ Алексей Шалковский. «Мы все знаем, что МИЭМ пятьдесят лет работал на космос, — сказал он, — и сейчас институт ведет работу с ведущими предприятиями отрасли — РКК «Энергия», «Прогрессом» и другими — по формированию научных групп. Это могут быть разные формы взаимодействия — и в рамках магистерской подготовки, и через аспирантуру, и через непосредственное участие в НИОКР. Наряду с космосом, не менее емким рынком является связь. Сейчас мы ведем переговоры с рядом ключевых партнеров на этом рынке. На очереди — вопросы, связанные с медицинской техникой и информационными технологиями самого различного применения — например, в музейном деле».

После кратких докладов руководители ВШЭ ответили на ряд вопросов из зала. Так, Вадим Радаев рассказал о том, что сотрудники МИЭМ на общих со всеми основаниях могут подавать заявки на публикацию своих книг, учебных пособий и других материалов в Издательском доме НИУ ВШЭ. Прием заявок происходит круглогодично, а решение по поддержке или отклонению публикации принимает совет Издательского дома на основе отзывов независимых рецензентов. При этом наряду с печатными изданиями все большее распространение получает выпуск книг в электронном виде. Высшая школа экономики готова поддержать и выпуск научных журналов МИЭМ, если они являются реферируемыми. «Но мы точно не поддержим издание журнала, который в каком-то виде берет плату со своих авторов», — оговорился Вадим Радаев.

Отвечая на вопрос об организации научных конференций, первый проректор обозначил такую стандартную схему — подача заявки (ее форма опубликована на портале ВШЭ), ее экспертиза, рассмотрение коллегиальным органом, принятие решения. «Конкурс и на проведение конференций, и на проведение таких популярных мероприятий, как летние школы, у нас реальный, — подчеркнул Вадим Радаев. — Только в этом году у нас было 52 заявки на различные школы и экспедиции, и 25 из них мы сумели профинансировать. Хорошую заявку на конференцию мы тоже стараемся поддержать. Если же у вас есть софинансирование на ее проведение (это же касается и исследований), ваши шансы пройти конкурс в Вышке существенно повышаются. Мы призываем коллег — если вы готовите серьезную заявку, подайте ее сначала в РФФИ или РГНФ. Любое другое софинансирование также идет в плюс».

Ярослав Кузьминов более подробно остановился на доступе к источникам финансирования фундаментальной науки, существующим в ВШЭ. «В Вышке есть финансирование по фундаментальным исследованиям, — подтвердил ректор, — и мы являемся одним из немногих вузов, которые имеют строкой в бюджете государственное задание, как и, например, Российская академия наук и Московский государственный университет имени Ломоносова. Разумеется, вопросы объединения и развития МИЭМ мы решаем, имея в виду, что мы «прирастаем» сильным коллективом математиков, физиков и инженеров. Сейчас мы не можем выделить деньги коллегам из МИЭМ на организацию поисковых работ, поскольку трехлетний план фундаментальных исследований был утвержден в прошлом году еще до нашего объединения. В нем просто нет сейчас «МИЭМовских» направлений. Это упущение при формулировании нового плана мы с вами попробуем исправить. Пока этого не случилось, мы имеем такие формы поддержки, как Научный фонд ВШЭ, то есть на организацию фундаментальных исследований по новым направлениям мы обратим те деньги, которые университет сам зарабатывает. Есть и другой источник — РФФИ. Высшая школа экономики — единственный университет, который софинансирует гранты РФФИ. Выигрывайте их, и мы вам за это доплатим».

Отвечая на другие вопросы, руководители ВШЭ, в частности, заявили о поддержки таких «знаковых» проектов МИЭМ, как летний лагерь в Рузе (организуется институтом с 1965 года) и Физико-математическая школа МИЭМ. Объединение двух вузов также не приведет к массовому «переселению» сотрудников, хотя ситуацию с учебными площадями значительно улучшит введение в строй корпуса МИЭМ в Строгино — там завершены основные строительные работы, начата отделка, и по плану поздней осенью здание готово будет принять первых обитателей.

«На этой встрече мы постарались осветить наиболее сложные вопросы нашего объединения, — сказал напоследок Ярослав Кузьминов. — Но если кто-то ответа на свой вопрос не услышал или не совсем его понял, пожалуйста, приходите к нам — мы вас выслушаем и поможем. А свои обязательства в отношении МИЭМ мы будем выполнять стопроцентно».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

ВШЭ стала лидером в 7 предметах рейтинга научной продуктивности вузов по версии АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики вошла в десять предметных областей и шесть более узких предметных срезов рейтинга аналитического центра «Эксперт». При этом в пяти областях и двух срезах университет занял 1 место.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.