• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Активное долголетие для памятников истории: как в Вышке прошел форум «Наследие»

Активное долголетие для памятников истории: как в Вышке прошел форум «Наследие»

© Петр Захаров / Высшая школа экономики

Ежегодно столичные реставраторы сдают около сотни объектов культурного наследия. Исторические здания и ансамбли становятся ценным ресурсом для экономики города, превращаясь в новые точки притяжения. При этом для реставрации и интеграции памятников в жизнь мегаполиса используются новейшие технологии. Об этом и многом другом говорили участники форума «Наследие», который прошел в НИУ ВШЭ 25–26 ноября.

Форум «Наследие» — это образовательный проект Департамента культурного наследия города Москвы, организованный в партнерстве с ведущими вузами столицы. На территории Москвы расположено более 8 тысяч объектов культурного наследия, рассказал руководитель департамента Алексей Емельянов, открывая форум. На сегодняшний день на реставрации находится более 500 объектов. За последние десять лет в порядок было приведено более 1700 памятников.

Алексей Емельянов
© Петр Захаров / Высшая школа экономики

«Все мы прекрасно понимаем, насколько непростая задача отреставрировать объект культурного наследия, сохранив его, но при этом изменив функцию под что-то нужное для города, вдохнуть в него вторую жизнь, включить в жизнь многомиллионного мегаполиса», — подчеркнул он.

Для адаптации исторических зданий разрабатываются планы реставрации и управления объектами. Опытом по их реализации поделились друг с другом участники форума. В частности, на круглом столе «Современные технологии на страже наследия» они обсудили, как традиционные методы сохранения исторических памятников могут быть дополнены новейшими технологиями — лазерным сканированием, 3D-моделированием, фотограмметрией и другими инновационными методами.

Проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич рассказала, как студенты Вышки участвовали в реализации масштабного проекта реставрации Дома Дурасова, который был построен в конце XVIII века. «Здание является частью Высшей школы экономики, и мы захотели создать для него какую-то дополнительную реальность, чтобы еще больше людей могли посмотреть на этот объект», — отметила она.

Ирина Мартусевич
© Петр Захаров / Высшая школа экономики

Старший преподаватель департамента компьютерной инженерии НИУ ВШЭ, руководитель учебной лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики НИУ ВШЭ Алексей Ролич, руководивший проектом, подробно рассказал о 3D-реконструкции здания. В процессе работы проект развился в нечто большее, чем обычная реконструкция, сейчас в него включены уже пять факультетов московского кампуса, а также кампусы в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

«На сегодняшний день проектная деятельность становится очень важной частью нашего образовательного процесса. Мы уверенно встали на путь цифровизации, но надо понимать, что наша целевая аудитория все же разнообразна и нужно давать людям возможность прикоснуться к реальному объекту. Обе истории должны развиваться параллельно, одна не должна подменять другую», — считает Ирина Мартусевич.

Генеральный директор реставрационно-строительной компании «ЭкоБау» Дмитрий Гулич рассказал о прошлогоднем опыте компании по перемещению нескольких исторических строений из будущей зоны застройки. По его словам, сложность заключалась, в частности, в том, что последний раз перенос объектов был осуществлен в Москве более 40 лет назад, более современных же наработок не существовало. Перед компанией стояла задача переместить водонапорную башню, два фрагмента стены и так называемый модельный цех. Общий вес строений достиг 5 тысяч тонн.

Дмитрий Гулич
© Петр Захаров / Высшая школа экономики

«Мы столкнулись с рядом трудностей, которые не описаны ни в одном учебнике, и наши специалисты ничего о подобном не слышали. Когда мы отрезали башню от фундамента и стали поднимать, выяснилось, что здание вращается за солнцем. Во время восхода оно получало какое-то непонятное напряжение и поворачивалось на 10° за солнцем, а ночью вставало обратно. Это стало для нас большой неожиданностью, и пришлось вносить изменения в проект прямо по ходу дела», — рассказал Дмитрий Гулич.

В результате башня была поднята на 3,5 метра и с помощью ряда сложных перестановок перемещена более чем на 150 метров. Сейчас все объекты перенесены в место их временного хранения, откуда в дальнейшем будут перемещены на постоянное место.

Директор музея-панорамы «Бородинская битва» Владимир Преснов рассказал о проекте под названием «Открытая реставрация». В рамках этого проекта будет проведена реставрация аварийного фрагмента полотна битвы в специальных рекреационных зонах, но прямо на весу, практически без разбора предметного плана. Все будет происходить в присутствии посетителей — музей не планирует закрываться.

Владимир Преснов
© Петр Захаров / Высшая школа экономики

«То, что делает реставратор, как правило, не слишком заметно обычному человеку, но всегда сильно растянуто во времени. Мы решили показать посетителям нашу настоящую работу. Эта технология позволит провести цифровое сопровождение проекта, чтобы его на специальном сайте смогли увидеть и потенциальные посетители музея. Когда люди будут понимать, какой это масштабный труд, они начнут по-другому относиться к объектам культурного наследия», — полагает Владимир Преснов.

Российский искусствовед, старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Сергей Кавтарадзе провел круглый стол «Историко-архитектурный код мегаполиса», на котором обсуждалось, какие объекты можно было бы назвать символами города, что такое городская философия и в чем различия между восприятием городских ценностей жителями и экспертным сообществом.

Также в рамках форума состоялось подписание соглашения о стратегическом партнерстве между Мосгорнаследием и НИУ ВШЭ. Документ подписали руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов и проректор Вышки Ирина Мартусевич. Стороны договорились о проведении профессиональных консультаций, обмене информацией, оказании экспертной поддержки в рамках развития культурной среды города и популяризации культурных мероприятий в столице.

Подписание соглашения о стратегическом партнерстве между Мосгорнаследием и НИУ ВШЭ
© Петр Захаров / Высшая школа экономики

Алексей Емельянов назвал ВШЭ «вузом, который наиболее тесно вплетен в городскую жизнь и на протяжении многих лет является помощником города во всех вопросах, в том числе в вопросах сохранения культурного наследия». Дальше работа станет еще теснее на благо города, пообещал он.

«Мы помогаем развиваться среде, в которой находимся, достаточно интенсивно и в самом широком смысле слова. Университет зачастую располагается в зданиях, у которых очень богатая история. Искренне надеюсь, что наш вклад в дело сохранения культурного наследия и адаптации современных, в том числе цифровых, инструментов позволит нам активно развивать наше сотрудничество», — в свою очередь отметила Ирина Мартусевич.

Второй день форума «Наследие» был посвящен презентации студенческих проектов по реставрации и включению в жизнь современного мегаполиса ансамбля Московского императорского воспитательного дома. В конкурсной программе приняли участие восемь команд, в составе которых студенты 19 ведущих вузов страны из семи регионов России. Это будущие реставраторы и архитекторы, урбанисты, экономисты, юристы и социологи. В дни форума ребята смогли посетить лекции и мастер-классы от экспертов, экскурсии на объекты культурного наследия.

Каждая команда разработала свой проект реставрации одного из строений воспитательного дома. В настоящее время ведутся работы по его восстановлению. Собственник объекта рассмотрит конкурсные работы и примет решение о реализации идей и предложений. Кураторами студенческих проектов выступили специалисты Мосгорнаследия, Союза московских архитекторов и преподаватели профильных кафедр вузов.

Никита Анисимов, ректор НИУ ВШЭ, обращение к участникам форума «Наследие»

Никита Анисимов, ректор НИУ ВШЭ, обращение к участникам форума «Наследие»

Высшая школа экономики не только много лет обучает специалистов, работающих в сфере сохранения культурного наследия, проводит исследования, но и реализует прикладные проекты в этой сфере. Новые цифровые технологии сегодня значительно поменяли подход к этой работе, в том числе они позволяют сделать объекты культурного наследия доступными буквально для каждого и в России, и в мире. Благодаря этому объекты культурного наследия начинают играть все большую роль в общественной жизни. Мы уже несколько лет поддерживаем форум, но впервые выступили его партнером, приняв участников в своих стенах. Для нас это большая честь и возможность привнести новые подходы с помощью науки и технологий.