• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если возникают проблемы в коллективе, обращаются в первую очередь ко мне»

Екатерина Грушина, старший специалист по работе с персоналом отдела аудита компании КПМГ, выпускница бакалавриата и магистратуры факультета психологии ВШЭ, считает, что главное преимущество психологического образования в Вышке — это его практическая направленность.

— Екатерина, какими критериями вы руководствовались, поступая на факультет психологии ВШЭ? Рассматривали альтернативные варианты?

— Наверное, как многие абитуриенты, я действовала совершенно вслепую: в школе училась хорошо, но особых предпочтений у меня не было. Выбор остановила на психологии, потому что эта профессия обычно кажется заманчивой, особенно для девушек: с одной стороны, хочется «видеть людей насквозь», с другой — быть «врачевателем душ», помогать всем, кому тяжело. Начав учиться, очень быстро понимаешь, что психология — не простое и занимательное развлечение, а серьезная наука: трудная, требующая к себе уважения и внимания, иногда скучная, иногда настолько непонятная, что кажется, проще было бы изучать ядерную физику.

Почему выбрала ВШЭ? Мне было 15 лет, я оканчивала школу экстерном, главная мысль была — скорее бы стать студенткой. В этой ситуации для меня объективные критерии и разумный подход к выбору вуза отошли на второй план. Несомненно, что в этот период для каждого подростка очень важна поддержка и помощь старших. Мне повезло: мои родители очень внимательно отнеслись к моему выбору профессии и, кажется, даже больше меня были заинтересованы в выборе лучшего вуза. Рассматривали мы тогда два варианта: ВШЭ и МГУ.

Решение в пользу Вышки я приняла сразу же после того, как зашла на ее портал. Он меня совершенно покорил — и формой, и содержанием, конечно. Самое большое впечатление, как бы сейчас это странно ни звучало, произвел раздел «Библиотека». Когда я увидела, сколько книг там представлено и как это все оформлено, я поняла, что буду поступать в ВШЭ.

Кроме того, если разумно аргументировать свой выбор, то ВШЭ давала более практический подход к изучению психологии по сравнению с МГУ, где основное внимание уделяется теоретической базе, а это, по моему мнению, могло бы создать определенные трудности при устройстве на работу.

Так, на основании практического подхода и подростковых впечатлений и эмоций, было принято решение поступать в ВШЭ. Правда, на бюджетное отделение я не попала и все 4 года бакалавриата училась платно.

— Это дорогое удовольствие?

— Сейчас мне трудно вспомнить стоимость, ведь поступала я в 2003 году. Кажется, год обучения стоил около 3-3,5 тысяч долларов США. Помогало то, что в ВШЭ действует удобная система скидок и бонусов для студентов коммерческих отделений в зависимости от результатов обучения. Начиная со второго курса, у меня были очень неплохие оценки, я занимала нормальные позиции в рейтинге, что давало мне право на получение скидок.

— Вы совмещали работу с учебой?

— Я начала работать с четвертого курса бакалавриата. Многие мои сокурсники и друзья к тому времени уже вкусили радость труда, и я чувствовала, что тоже хочу начать зарабатывать свои собственные деньги. Целый год я работала секретарем на ресепшн. Были временные проекты, на неделю-две, когда я была не очень загружена в университете. Заработанных денег как раз хватало на карманные расходы и на удовлетворение потребности в самостоятельности.

— А когда вы учились в магистратуре, тоже подрабатывали?

— В магистратуру я поступила на бюджетное отделение по конкурсу. Успешно сдала два экзамена: психологию как профилирующий предмет и иностранный язык. Магистратура официально была дневная, но учились мы по вечерам, что давало возможность начать уже полноценную профессиональную деятельность. И я пошла работать с самого начала учебного года (это было, как сейчас помню, 3 сентября 2008 года) — в достаточно крупную международную компанию «International SOS», занималась подбором кадров для этой организации. Это было мое первое знакомство с профессиональной областью НR («human resources» — «человеческие ресурсы»).

Продержавшись полгода, я поняла, что рекрутинг — это не та область, в которой я хочу развиваться. Основная трудность заключалась в том, что я не могла контролировать, придут ли люди, отобранные мной, на интервью или нет. Наверное, у меня было завышенное чувство ответственности: я понимала, что от меня ничего не зависит, но очень из-за этого переживала. Плюс не хватало опыта — не только профессионального, но и личностного (например, я тогда еще не умела отстаивать свою точку зрения, все это пришло потом). Но я не жалею об этом коротком периоде времени, поскольку расценивала эту работу как стартовую.

— А почему вы выбрали магистерскую программу «Психология в бизнесе»? Ведь были альтернативы.

— У меня не было никаких сомнений в том, что эта область мне намного интереснее, чем, например, консультирование. Уже при выборе магистерской программы я мечтала устроиться специалистом по работе с персоналом в большую корпорацию.

На меня большое влияние оказала профессор Наталья Львовна Иванова, которая была руководителем этой магистерской программы. Кроме того, под ее руководством я писала бакалаврский диплом. Думаю, что всем нам она дала большой запас знаний, ввела нас в профессию, объяснив, как мы должны позиционировать себя на рынке труда и развиваться в своей профессиональной сфере. За это ей огромное спасибо, она нам очень помогла.

И когда сегодня на работе я общаюсь с представителями бизнеса, с менеджерами высшего звена, я ее вспоминаю как первого человека, который мне очень многое дал во время обучения в магистратуре.

— Какие еще преподаватели запомнились вам во время обучения в магистратуре?

— Запомнился Тахир Юсуфович Базаров, который вел у нас практические занятия по лидерству, управлению персоналом. В его курсе был заложен огромный объем информации, важный и полезный для каждого человека, который хочет стать квалифицированным специалистом в сфере управления персоналом. Уже позднее, начав работать, я сильно сожалела, что не уделяла должного внимания его предмету, что не осознавала важность и необходимость знаний, которые нам давались. Просто тогда еще не «доросла» до понимания того, что именно будет важно в дальнейшей работе.

И еще кого мне хотелось бы вспомнить и отметить особо, — это профессор Надежда Михайловна Лебедева. Ее лекции по кросс-культурной психологии и социокультурным исследованиям были чрезвычайно интересными. Сейчас, когда я работаю в международной компании и мне приходится иметь дело с представителями разных национальностей и культур, я вспоминаю полученные знания и отмечаю для себя практическую важность исследований в этой сфере. Очень сожалею, что в нашей магистерской программе лекциям Надежды Михайловны было отведено слишком мало времени.

— Расскажите подробнее о компании, в которой вы работаете.

— После недолгого опыта работы в качестве внутреннего рекрутера я решила сменить сферу деятельности и попробовать себя в других областях HR. Последние 4,5 года, с середины первого курса магистратуры, я работаю в компании КПМГ, которая входит в так называемую «Большую четверку» — международную сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. В офисах КПМГ в 153 странах мира работают 145 тысяч сотрудников, российское подразделение действует с 1990 года. В числе клиентов, которым оказывает услуги наша организация, — крупнейшие российские и международные компании, неправительственные организации, финансовые институты.

— А кто вам помог устроиться на работу в столь солидную организацию?

— Я опубликовала свое резюме на Headhunter, и через два часа мне позвонила моя будущая коллега и друг. Я и раньше слышала об этой компании, потому что выпускники ВШЭ с разных факультетов пользуются в ней очень большим спросом как квалифицированные сотрудники. И я поняла, что хочу там работать: прошла собеседование на начальную позицию и «расту» уже пятый год.

— С какой позиции вы начали, до какой доросли, в чем заключаются ваши обязанности сегодня?

— Я работаю в команде «НR в бизнесе». Пришла на должность ассистента в эту группу — просто помогать более опытным сотрудникам, делать какие-то отчеты, встречать стажеров, отвечать на звонки. Сейчас я старший специалист по работе с персоналом, отвечаю за один из крупных отделов аудита коммерческих рынков и рынков потребительского сектора (по-английски чаще используется название Commercial and Consumer Markets, сокращенно ССМ), и в нашем отделе сейчас около 250 человек.

Как сотрудник отдела по работе с персоналом я занимаюсь самыми различными направлениями: участвую в процессе рекрутинга, в составлении тренинг-программ для различных позиций, оценкой персонала отдела, которая проходит два раза в год, и это еще не полный список. Конечно, не последнее место в работе занимает каждодневное общение с людьми, определение их потребностей и возможностей, решение их проблем.

— А вы как психолог изучаете своих сотрудников, их характеры, личностные качества? Или это не входит в ваши задачи?

— Напрямую от меня этого никто не требует, нигде специально не прописано, что я должна работать в компании как психолог. Но в любом случае я со многими людьми тружусь бок о бок уже почти пять лет, каждый год приходят новые сотрудники, которые обращаются именно ко мне при возникновении любых трудностей, поскольку я единственный специалист по работе с персоналом в отделе ССМ. И, конечно, об этих людях я знаю очень многое: на каждого сотрудника могу составить если не полный психологический портрет, то рассказать об очень многих личностных особенностях, лидерских качествах и способах коммуникации внутри группы. Те знания и навыки, которые я получила, обучаясь на факультете психологии, помогают мне эффективно выполнять свою работу.

— То есть вы не относитесь к числу «сапожников без сапог», которые много знают, но мало что применяют на практике. Вы научились общаться с людьми, решать конфликтные ситуации?

— Очень надеюсь, что я работаю так долго в КПМГ потому, что знаю людей, пытаюсь каждому помочь, разрешаю сложные ситуации. Если возникают какие-то проблемы в коллективе во взаимоотношениях сотрудников, обращаются в первую очередь ко мне. НR-специалист — человек, который сможет помирить, сгладить конфликт, урегулировать сложную ситуацию, помочь выйти из нее. И это, наверное, самое главное, чему нужно научиться и чему стараются учить в ВШЭ.

— Как написано на сайте КПМГ, сотрудники вашей компании должны следовать так называемым корпоративным ценностям, в числе которых: социальная ответственность, руководство на основе личного примера, работа единой командой, добросовестность и порядочность, уважение к личности. Соблюдаете ли вы и ваши коллеги эти «10 заповедей»? Что грозит тем, кто их нарушает?

— Корпоративные ценности, принятые в нашей компании, — это основные принципы эффективной деятельности любого специалиста независимо от его сферы деятельности. И вообще, этим правилам должны следовать все порядочные люди. То, что КПМГ уделяет особое внимание принципам качественной и честной работы, — для меня одно из неоспоримых достоинств этой организации как работодателя. Все мы стараемся следовать ценностям компании, но, увы, получается это далеко не всегда. Нарушение правил ведет, прежде всего, к осуждению коллег, а это, по моему мнению, самое жестокое наказание, если ты работаешь в коллективе.

— Были случаи, чтобы вы предотвратили увольнение?

— Отвечая на этот вопрос, необходимо понимать специфику работы в компаниях «Большой четверки». Здесь высокая ротация кадров: очень много приходит людей, в том числе молодых специалистов, без опыта работы, а через 5-6 лет из них остаются единицы. Прежде всего, это происходит из-за неимоверных нагрузок: люди, работающие здесь, отдают себя делу целиком, зачастую в ущерб своей личной жизни. Поэтому часто возникают ситуации, когда люди не могут найти силы двигаться дальше. Все сотрудники HR и руководство КПМГ прилагают немало стараний для того, чтобы удержать лучшие кадры и помочь им подняться по карьерной лестнице. Бывает, что иногда надо просто поговорить с человеком, поддержать его, дать понять, что все будет хорошо, что есть пути решения проблем и пути движения дальше.

— Вы уже рассказали о том, какие предметы из университетской программы пригодились вам больше всего в работе. А что вам приходится изучать самой, в чем совершенствуетесь сейчас?

— Прежде всего, я поняла, что мне не хватает знаний в правовой сфере — в моей работе знание Трудового кодекса РФ совершенно необходимо. Поэтому пришлось потратить много времени на изучение юридических аспектов. Мне очень повезло: КПМГ предоставила возможность пройти повышение квалификации и получить диплом в этой сфере. Кроме того, каждый год у нас проводятся семинары по последним изменениям трудового законодательства.

Мне также стало интересно направление бизнес-тренинга. Во время обучения я не интересовалась именно этой областью, и поэтому сейчас приходится наверстывать упущенное за счет самообразования. В этом также мне помогает компания, вообще в КПМГ очень много внимания уделяется развитию и обучению персонала, причем на всех позициях.

— Вам пригождается знание иностранных языков в работе?

— Каждый день. Как и в большинстве других международных организаций, основной язык общения и тем более деловой переписки — английский. У нас в отделе работают менеджеры из многих стран мира, поэтому для конструктивного общения знание иностранного языка, а лучше нескольких, — обязательное требование.

Иностранным языком нужно заниматься постоянно. В компании есть программы обучения иностранным языкам, но, к сожалению, не всегда можно найти на это время. Очень помогают книги и фильмы, которые сейчас можно найти без проблем, и, конечно, живое общение.

— Для кого-то магистратура становится ступенью к аспирантуре. Есть ли у вас интерес к научной карьере?

— У меня были мысли продолжить обучение в аспирантуре ВШЭ, но я пока к этому не готова. Я могла бы собраться с силами и написать диссертацию, параллельно развивая свою карьеру, но это, наверное, было бы неуважением к науке с моей стороны. Пока я хочу накопить профессиональный опыт, а уже потом, основываясь на практических знаниях и понимая реально существующие проблемные области, что-то выявить, что-то новое исследовать, доказать…

 

Ольга Дашковская, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.

В магистратуре ВШЭ будут готовить HR-менеджеров нового поколения

Студентов новой магистерской программы «HR-аналитика» научат управлять человеческими ресурсами с помощью анализа данных и машинного обучения.

Провал коммуникации

Родителям учеников и школьному истеблишменту не хватает конструктивного общения, выяснили исследователи ВШЭ. Директора и педагоги избегают тесного контакта с семьями, хотя и переживают, что те мало вовлечены в школьную жизнь. Учителя и администрация не готовы к диалогу, говорят родители и теряют интерес к школе.