• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если возникают проблемы в коллективе, обращаются в первую очередь ко мне»

Екатерина Грушина, старший специалист по работе с персоналом отдела аудита компании КПМГ, выпускница бакалавриата и магистратуры факультета психологии ВШЭ, считает, что главное преимущество психологического образования в Вышке — это его практическая направленность.

— Екатерина, какими критериями вы руководствовались, поступая на факультет психологии ВШЭ? Рассматривали альтернативные варианты?

— Наверное, как многие абитуриенты, я действовала совершенно вслепую: в школе училась хорошо, но особых предпочтений у меня не было. Выбор остановила на психологии, потому что эта профессия обычно кажется заманчивой, особенно для девушек: с одной стороны, хочется «видеть людей насквозь», с другой — быть «врачевателем душ», помогать всем, кому тяжело. Начав учиться, очень быстро понимаешь, что психология — не простое и занимательное развлечение, а серьезная наука: трудная, требующая к себе уважения и внимания, иногда скучная, иногда настолько непонятная, что кажется, проще было бы изучать ядерную физику.

Почему выбрала ВШЭ? Мне было 15 лет, я оканчивала школу экстерном, главная мысль была — скорее бы стать студенткой. В этой ситуации для меня объективные критерии и разумный подход к выбору вуза отошли на второй план. Несомненно, что в этот период для каждого подростка очень важна поддержка и помощь старших. Мне повезло: мои родители очень внимательно отнеслись к моему выбору профессии и, кажется, даже больше меня были заинтересованы в выборе лучшего вуза. Рассматривали мы тогда два варианта: ВШЭ и МГУ.

Решение в пользу Вышки я приняла сразу же после того, как зашла на ее портал. Он меня совершенно покорил — и формой, и содержанием, конечно. Самое большое впечатление, как бы сейчас это странно ни звучало, произвел раздел «Библиотека». Когда я увидела, сколько книг там представлено и как это все оформлено, я поняла, что буду поступать в ВШЭ.

Кроме того, если разумно аргументировать свой выбор, то ВШЭ давала более практический подход к изучению психологии по сравнению с МГУ, где основное внимание уделяется теоретической базе, а это, по моему мнению, могло бы создать определенные трудности при устройстве на работу.

Так, на основании практического подхода и подростковых впечатлений и эмоций, было принято решение поступать в ВШЭ. Правда, на бюджетное отделение я не попала и все 4 года бакалавриата училась платно.

— Это дорогое удовольствие?

— Сейчас мне трудно вспомнить стоимость, ведь поступала я в 2003 году. Кажется, год обучения стоил около 3-3,5 тысяч долларов США. Помогало то, что в ВШЭ действует удобная система скидок и бонусов для студентов коммерческих отделений в зависимости от результатов обучения. Начиная со второго курса, у меня были очень неплохие оценки, я занимала нормальные позиции в рейтинге, что давало мне право на получение скидок.

— Вы совмещали работу с учебой?

— Я начала работать с четвертого курса бакалавриата. Многие мои сокурсники и друзья к тому времени уже вкусили радость труда, и я чувствовала, что тоже хочу начать зарабатывать свои собственные деньги. Целый год я работала секретарем на ресепшн. Были временные проекты, на неделю-две, когда я была не очень загружена в университете. Заработанных денег как раз хватало на карманные расходы и на удовлетворение потребности в самостоятельности.

— А когда вы учились в магистратуре, тоже подрабатывали?

— В магистратуру я поступила на бюджетное отделение по конкурсу. Успешно сдала два экзамена: психологию как профилирующий предмет и иностранный язык. Магистратура официально была дневная, но учились мы по вечерам, что давало возможность начать уже полноценную профессиональную деятельность. И я пошла работать с самого начала учебного года (это было, как сейчас помню, 3 сентября 2008 года) — в достаточно крупную международную компанию «International SOS», занималась подбором кадров для этой организации. Это было мое первое знакомство с профессиональной областью НR («human resources» — «человеческие ресурсы»).

Продержавшись полгода, я поняла, что рекрутинг — это не та область, в которой я хочу развиваться. Основная трудность заключалась в том, что я не могла контролировать, придут ли люди, отобранные мной, на интервью или нет. Наверное, у меня было завышенное чувство ответственности: я понимала, что от меня ничего не зависит, но очень из-за этого переживала. Плюс не хватало опыта — не только профессионального, но и личностного (например, я тогда еще не умела отстаивать свою точку зрения, все это пришло потом). Но я не жалею об этом коротком периоде времени, поскольку расценивала эту работу как стартовую.

— А почему вы выбрали магистерскую программу «Психология в бизнесе»? Ведь были альтернативы.

— У меня не было никаких сомнений в том, что эта область мне намного интереснее, чем, например, консультирование. Уже при выборе магистерской программы я мечтала устроиться специалистом по работе с персоналом в большую корпорацию.

На меня большое влияние оказала профессор Наталья Львовна Иванова, которая была руководителем этой магистерской программы. Кроме того, под ее руководством я писала бакалаврский диплом. Думаю, что всем нам она дала большой запас знаний, ввела нас в профессию, объяснив, как мы должны позиционировать себя на рынке труда и развиваться в своей профессиональной сфере. За это ей огромное спасибо, она нам очень помогла.

И когда сегодня на работе я общаюсь с представителями бизнеса, с менеджерами высшего звена, я ее вспоминаю как первого человека, который мне очень многое дал во время обучения в магистратуре.

— Какие еще преподаватели запомнились вам во время обучения в магистратуре?

— Запомнился Тахир Юсуфович Базаров, который вел у нас практические занятия по лидерству, управлению персоналом. В его курсе был заложен огромный объем информации, важный и полезный для каждого человека, который хочет стать квалифицированным специалистом в сфере управления персоналом. Уже позднее, начав работать, я сильно сожалела, что не уделяла должного внимания его предмету, что не осознавала важность и необходимость знаний, которые нам давались. Просто тогда еще не «доросла» до понимания того, что именно будет важно в дальнейшей работе.

И еще кого мне хотелось бы вспомнить и отметить особо, — это профессор Надежда Михайловна Лебедева. Ее лекции по кросс-культурной психологии и социокультурным исследованиям были чрезвычайно интересными. Сейчас, когда я работаю в международной компании и мне приходится иметь дело с представителями разных национальностей и культур, я вспоминаю полученные знания и отмечаю для себя практическую важность исследований в этой сфере. Очень сожалею, что в нашей магистерской программе лекциям Надежды Михайловны было отведено слишком мало времени.

— Расскажите подробнее о компании, в которой вы работаете.

— После недолгого опыта работы в качестве внутреннего рекрутера я решила сменить сферу деятельности и попробовать себя в других областях HR. Последние 4,5 года, с середины первого курса магистратуры, я работаю в компании КПМГ, которая входит в так называемую «Большую четверку» — международную сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. В офисах КПМГ в 153 странах мира работают 145 тысяч сотрудников, российское подразделение действует с 1990 года. В числе клиентов, которым оказывает услуги наша организация, — крупнейшие российские и международные компании, неправительственные организации, финансовые институты.

— А кто вам помог устроиться на работу в столь солидную организацию?

— Я опубликовала свое резюме на Headhunter, и через два часа мне позвонила моя будущая коллега и друг. Я и раньше слышала об этой компании, потому что выпускники ВШЭ с разных факультетов пользуются в ней очень большим спросом как квалифицированные сотрудники. И я поняла, что хочу там работать: прошла собеседование на начальную позицию и «расту» уже пятый год.

— С какой позиции вы начали, до какой доросли, в чем заключаются ваши обязанности сегодня?

— Я работаю в команде «НR в бизнесе». Пришла на должность ассистента в эту группу — просто помогать более опытным сотрудникам, делать какие-то отчеты, встречать стажеров, отвечать на звонки. Сейчас я старший специалист по работе с персоналом, отвечаю за один из крупных отделов аудита коммерческих рынков и рынков потребительского сектора (по-английски чаще используется название Commercial and Consumer Markets, сокращенно ССМ), и в нашем отделе сейчас около 250 человек.

Как сотрудник отдела по работе с персоналом я занимаюсь самыми различными направлениями: участвую в процессе рекрутинга, в составлении тренинг-программ для различных позиций, оценкой персонала отдела, которая проходит два раза в год, и это еще не полный список. Конечно, не последнее место в работе занимает каждодневное общение с людьми, определение их потребностей и возможностей, решение их проблем.

— А вы как психолог изучаете своих сотрудников, их характеры, личностные качества? Или это не входит в ваши задачи?

— Напрямую от меня этого никто не требует, нигде специально не прописано, что я должна работать в компании как психолог. Но в любом случае я со многими людьми тружусь бок о бок уже почти пять лет, каждый год приходят новые сотрудники, которые обращаются именно ко мне при возникновении любых трудностей, поскольку я единственный специалист по работе с персоналом в отделе ССМ. И, конечно, об этих людях я знаю очень многое: на каждого сотрудника могу составить если не полный психологический портрет, то рассказать об очень многих личностных особенностях, лидерских качествах и способах коммуникации внутри группы. Те знания и навыки, которые я получила, обучаясь на факультете психологии, помогают мне эффективно выполнять свою работу.

— То есть вы не относитесь к числу «сапожников без сапог», которые много знают, но мало что применяют на практике. Вы научились общаться с людьми, решать конфликтные ситуации?

— Очень надеюсь, что я работаю так долго в КПМГ потому, что знаю людей, пытаюсь каждому помочь, разрешаю сложные ситуации. Если возникают какие-то проблемы в коллективе во взаимоотношениях сотрудников, обращаются в первую очередь ко мне. НR-специалист — человек, который сможет помирить, сгладить конфликт, урегулировать сложную ситуацию, помочь выйти из нее. И это, наверное, самое главное, чему нужно научиться и чему стараются учить в ВШЭ.

— Как написано на сайте КПМГ, сотрудники вашей компании должны следовать так называемым корпоративным ценностям, в числе которых: социальная ответственность, руководство на основе личного примера, работа единой командой, добросовестность и порядочность, уважение к личности. Соблюдаете ли вы и ваши коллеги эти «10 заповедей»? Что грозит тем, кто их нарушает?

— Корпоративные ценности, принятые в нашей компании, — это основные принципы эффективной деятельности любого специалиста независимо от его сферы деятельности. И вообще, этим правилам должны следовать все порядочные люди. То, что КПМГ уделяет особое внимание принципам качественной и честной работы, — для меня одно из неоспоримых достоинств этой организации как работодателя. Все мы стараемся следовать ценностям компании, но, увы, получается это далеко не всегда. Нарушение правил ведет, прежде всего, к осуждению коллег, а это, по моему мнению, самое жестокое наказание, если ты работаешь в коллективе.

— Были случаи, чтобы вы предотвратили увольнение?

— Отвечая на этот вопрос, необходимо понимать специфику работы в компаниях «Большой четверки». Здесь высокая ротация кадров: очень много приходит людей, в том числе молодых специалистов, без опыта работы, а через 5-6 лет из них остаются единицы. Прежде всего, это происходит из-за неимоверных нагрузок: люди, работающие здесь, отдают себя делу целиком, зачастую в ущерб своей личной жизни. Поэтому часто возникают ситуации, когда люди не могут найти силы двигаться дальше. Все сотрудники HR и руководство КПМГ прилагают немало стараний для того, чтобы удержать лучшие кадры и помочь им подняться по карьерной лестнице. Бывает, что иногда надо просто поговорить с человеком, поддержать его, дать понять, что все будет хорошо, что есть пути решения проблем и пути движения дальше.

— Вы уже рассказали о том, какие предметы из университетской программы пригодились вам больше всего в работе. А что вам приходится изучать самой, в чем совершенствуетесь сейчас?

— Прежде всего, я поняла, что мне не хватает знаний в правовой сфере — в моей работе знание Трудового кодекса РФ совершенно необходимо. Поэтому пришлось потратить много времени на изучение юридических аспектов. Мне очень повезло: КПМГ предоставила возможность пройти повышение квалификации и получить диплом в этой сфере. Кроме того, каждый год у нас проводятся семинары по последним изменениям трудового законодательства.

Мне также стало интересно направление бизнес-тренинга. Во время обучения я не интересовалась именно этой областью, и поэтому сейчас приходится наверстывать упущенное за счет самообразования. В этом также мне помогает компания, вообще в КПМГ очень много внимания уделяется развитию и обучению персонала, причем на всех позициях.

— Вам пригождается знание иностранных языков в работе?

— Каждый день. Как и в большинстве других международных организаций, основной язык общения и тем более деловой переписки — английский. У нас в отделе работают менеджеры из многих стран мира, поэтому для конструктивного общения знание иностранного языка, а лучше нескольких, — обязательное требование.

Иностранным языком нужно заниматься постоянно. В компании есть программы обучения иностранным языкам, но, к сожалению, не всегда можно найти на это время. Очень помогают книги и фильмы, которые сейчас можно найти без проблем, и, конечно, живое общение.

— Для кого-то магистратура становится ступенью к аспирантуре. Есть ли у вас интерес к научной карьере?

— У меня были мысли продолжить обучение в аспирантуре ВШЭ, но я пока к этому не готова. Я могла бы собраться с силами и написать диссертацию, параллельно развивая свою карьеру, но это, наверное, было бы неуважением к науке с моей стороны. Пока я хочу накопить профессиональный опыт, а уже потом, основываясь на практических знаниях и понимая реально существующие проблемные области, что-то выявить, что-то новое исследовать, доказать…

 

Ольга Дашковская, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

«Бизнесу как живому организму нужна медицинская помощь»

В конце февраля кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ провела мастер-класс «Диагностируем и избавляемся от токсичного персонала». В мероприятии, организованном в рамках программы повышения квалификации в области инноваций и предпринимательства, приняли участие студенты и сотрудники Вышки.