• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В звуке гораздо больше свободы и потенциала к эксперименту, чем в картинке»

«В звуке гораздо больше свободы и потенциала к эксперименту, чем в картинке»

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

В феврале в зале-конструкторе КЦ ЗИЛ состоялся концерт «Музыка для конца света» студентов и преподавателей двух направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ — «Саунд-арт и саунд-дизайн» и «Дизайн и программирование». Как это было, в репортаже новостной службы портала рассказывают участники выступления.

Евгений Былина, теоретик культуры, куратор магистратуры Sound Art & Sound Studies, Школа дизайна НИУ ВШЭ

«Идея генеративной композиции преследовала искусство на протяжении всей истории культуры. Особенно это характерно для музыки. Можно вспомнить эолову арфу, кувшины суйкинкуцу в японском саду, сочинение пьес с помощью броска костей в XVIII веке, алеаторику авангардистов XX века. Цифровая революция позволила вывести этот принцип на новый уровень: с помощью компьютера мы можем создавать автономные среды, существующие по заданным правилам без вмешательства исполнителя.

В рамках нашей магистратуры Sound Art & Sound Studies мы уделяем огромное внимание не только концептуальному обоснованию подобного подхода, но и освоению оригинальных инструментов — сред программирования Max/MSP, Pure Data, Supercollider, благодаря которым можно создавать различные генеративные системы, звуковые инсталляции и сложный саунд-дизайн. Наш концерт “Музыка для конца света” (МКС) стал результатом практически двухлетней работы с подобными инструментами. Мы очень рады, что нам удалось объединить силы с направлением “Дизайн и программирование”. Мы подготовили аудиовизуальную программу, где звук и изображение не просто дополняют друг друга, но сообща эволюционируют по тем или иным правилам.

Помимо того что в рамках концерта МКС мы постарались представить одно из наиболее интересных направлений современного искусства, мы также познакомили слушателей и зрителей с одной из многочисленных сторон деятельности нашей магистратуры. Наша магистерская программа, единственная подобного толка в Восточной Европе, посвящена всесторонней теории и практике работы со звуком. С одной стороны, в ходе обучения мы фокусируемся на освоении самых разных способов музыкального сочинения и саунд-дизайна — от упомянутого программирования до полевых записей и DIY-электроники. С другой стороны, мы глубоко погружаемся в искусствоведение, звуковые исследования и культурологию. Мне кажется, наша программа будет интересна всем, кто хочет освоить нестандартные способы работы с музыкой и звуком, а также тем, кто готов рефлексировать о современном искусстве, быть критиком, куратором и всесторонним участником культурного производства»

Виолетта Постнова, преподаватель профиля «Дизайн и программирование»

«Из всевозможных форм виджеинга лайвкодинг интересен тем, что, помимо графики, обязательно выводится на экран код, который эту графику создает. Таким образом, можно увидеть, как художник мыслит, как воспринимает и взаимодействует с цифровым графическим пространством.

Студенты 3-го курса нашего профиля “Дизайн и программирование” изучают лайвкодинг на предмете «Арт-практика» в течение одного модуля. Эта практика дает почувствовать, как код может выступать инструментом решения  не только практических задач, но и творческих.

На концерте вы могли увидеть шесть выступлений наших студентов. Каждый визуальный сет имеет свою концепцию, к которой подобрано техническое решение, раскрывающее ее образность. Концепции выступлений согласовывались между студентами двух профилей, поэтому визуальное сопровождение и музыкальный материал можно воспринимать единым произведением. Для меня является очень ценной возможность сделать это событие со студентами и кураторами профиля Sound Art & Sound Studies. Убеждена, что свобода там, где есть междисциплинарность, объединенность и эксперимент».

Иван Калашник, магистрант программы Sound Art & Sound Studies

«Основным критерием для меня был поиск такой программы, где я мог бы постепенно совершить акт отказа от привычных методов работы и бинарных рамок, в которые заключены современные цифровые рабочие аудиостанции. В рамках Sound Art & Sound Studies есть курс, где я и мои однокурсники изучаем среды аудиопрограммирования: Pure Data, Max/MSP и т.д. В течение короткого времени меня сильно увлекли теоретические концепции и опыт культур, связанных с компьютерной музыкой (в исходном значении этого термина). Последним курсом было изучение текстового языка SuperCollider, часть которого прошла при участии Реника Белла (UIQ, Seagrave, Conditional и т.д.). Впоследствии язык SC лег в основу моего выступления. Задача моего проекта — поиск звуковых структур, которые потенциально не находятся под тотальным контролем систем репродуцирования. Выпустить наружу звуковые сущности за счет бесконечных автономных и обезличенных жанровых мутаций. Важно, что подобные мероприятия проходят очень редко в этой стране. Благодаря организаторам получилось выступить в масштабном и хорошо технически оснащенном пространстве с большим экраном, на который транслировался код в реальном времени».

Владислав Генералов, магистрант программы Sound Art & Sound Studies

«Выбор курса Sound Art & Sound Studies был достаточно логичным продолжением образования для меня: я получил бакалаврское инженерное образование и с раннего детства интересовался электронной музыкой. Мои надежды найти пути объединения этих сфер жизни на этой образовательной программе полностью оправдались: я получил знания о самых разных техниках работы со звуком, многими из которых активно пользуюсь уже сейчас. Кроме того, мой кругозор в сфере звукового искусства значительно расширился, благодаря чему некоторые из моих текущих проектов имеют шанс стать действительно серьезными художественными работами. В рамках концерта МКС я исполнял мою любимую роль технического директора, а также закрыл программу концерта алгоритмическим танцевальным лайвом на своих DIY-контроллерах».

Мария Карпович, магистрантка программы Sound Art & Sound Studies

«Два года назад я получила проект по работе, где мне нужно было подобрать саундтрек к киносценам, и примерно на месяц втянулась в процесс, в котором переключилась с визуального на аудиальное восприятие материала. Тогда я поняла, насколько это глубокое и безграничное направление.

Лично для меня в звуке гораздо больше свободы и потенциала к эксперименту, чем в картинке, поэтому когда я увидела, что открылось направление магистратуры Sound Art, посмотрела набор предметов, то поняла, что это супервозможность научиться ориентироваться в этом поле.

В целом курс дал мне представление о различных художественных практиках и возможность определиться с инструментами и характером своей деятельности в мире звука.

На концерте мы в коллаборации с Ольгой Зубовой работали с техниками гранулярного синтеза в среде SuperCollider, использовали живые инструменты, перформативные практики. Самое крутое для нас было то, что мы можем брать идею, которую придумали в самом начале, и нанизывать на нее в разных пропорциях всевозможные техники — это очень интересный процесс».

Александра Барабонова, студентка бакалавриата «Дизайн и программирование»

«На выступлении я отвечала за визуальную часть перформанса, для этого использовала платформу для лайвкодинга Hydra Editor, концептуально она устроена как модульный синтезатор, но работает в браузере. Программу изучали в рамках дисциплины “Арт-практика” в течение одного модуля, а мероприятие стало завершающей точкой цикла изучения инструмента. Коллаборация со студентами и студентками направления “Саунд-арт и саунд-дизайн” дала новый опыт и знакомства, а концерт — опыт организации и публичного выступления такого формата. Это была моя первая практика в роли дизайн-художницы на мероприятии. От своего перформанса и от выступления других участников получила массу впечатлений, очень довольна организацией, процессом и результатом!»

Виталий Гачковский, студент бакалавриата «Дизайн и программирование»

«Я поступил на “Дизайн и программирование” просто потому, что хотел делать сайты, но в процессе понял, что главное в цифровых продуктах — это люди, которые ими пользуются. И на направлении нас в том числе учат быть внимательнее к этим людям. Во 2-м модуле 3-го курса мы знакомились с Hydra, чтобы с ее помощью создавать генеративную графику, а концерт стал возможностью попробовать инструмент в реальных условиях коллаборации с музыкантами».