• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа Лаборатории ТРПЭ: итоги и планы на будущее

Завершилась первая летняя школа Лаборатории теории рынков и пространственной экономики (ТРПЭ) Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ «Несовершенные рынки, новая экономическая география и пространственная экономика». Ее итоги подводит заведующий лабораторией Владимир Матвеенко.

Владимир Матвеенко
Владимир Матвеенко
— Владимир Дмитриевич, расскажите об участниках школы? Как отбирались заявки на нее?

— Наша лаборатория проводила открытый конкурс на участие в летней школе, который широко объявлялся на порталах Высшей школы экономики. При этом основой конкурса были не просто анкетные данные, как это иногда бывает в подобных программах, — мы требовали либо представить результаты уже проведенных исследований, либо показать свое умение решать задачи по микроэкономике. Конкурс прошли практически все, кто обладал необходимым минимумом знаний по экономике и нужной мотивацией. Очень приятно, что, в основном, это аспиранты и молодые исследователи из российских вузов. В то же время — и это стало для нас неожиданным — большой интерес к нашей летней школе проявили и маститые экономисты, в том числе заведующие кафедрами, профессора.

«География» слушателей школы охватывает территорию от Санкт-Петербурга до Астрахани и от Белгорода до Хабаровска. Сама школа проводилась в Нижнем Новгороде, и, наверное, с этим связано то, что особенно много заявок на участие поступило из Нижегородского кампуса ВШЭ и из вузов приволжских городов. Участвовали в школе и преподаватели кафедры экономической теории Санкт-Петербургского кампуса Вышки, в том числе заместитель заведующего кафедрой Владимир Пырлик и старший преподаватель Яков Куга.

— Как была организована работа школы?

— Это был очень сложный механизм, но он сработал четко. Дело в том, что параллельно с нашей школой в соседних аудиториях проводилась третья школа Российской экономической школы (РЭШ) по проекту ReSET HESP «Роль географии в экономике: теория и эмпирика». Поэтому обе школы могли использовать известные эффекты синергии и взаимных экстерналий. Слушатели нашей школы получили уникальную возможность не просто учиться и общаться с преподавателями, но сразу попасть в насыщенную среду увлеченных людей, которые участвуют в похожей программе уже третий год.

С другой стороны, участникам «хесповской» программы (а это вузовские преподаватели из стран СНГ), наверное, было приятно встретить команду «новичков» — заинтересованных слушателей, которым «старички» могли непосредственно передавать свои знания. В общем, способы обучения малыми группами и методом погружения становились полной реальностью и показывали свою эффективность, когда слушатели двух школ постоянно, почти круглосуточно, общались.

— Какие занятия проводились на школе? Какие лекции читались?

— Программа школы включала лекции известных исследователей из университетов США, ВШЭ, РЭШ, Киевской школы экономики, подробные обсуждения результатов исследований, проводимых лабораторией ТРПЭ. Кроме того, мы организовали встречу с практиком, архитектором Александром Ложкиным, а также экскурсию по Нижегородской области, которая была интересна не только с профессиональной экономико-географической точки зрения. Часть времени отводилась на заслушивание и обсуждение докладов участников школы, которые делались как по самостоятельно проведенным исследованиям (если такие уже состоялись), так и по изученным заранее статьям, составляющим основу теории.

— В чем, на ваш взгляд, заключается практический, «прикладной» эффект от проведения в школе? Что нового могли узнать для себя ее участники?

— Значительная часть материала, изучавшегося в летней школе, основана на современной методологии исследований, которая сейчас широко применяется в микроэкономике, теории рынков, пространственной экономике, теории экономического роста и некоторых других областях. Был широко представлен как теоретический материал, так и приложения. Мы надеемся, что занятий на школе вполне достаточно, чтобы наши слушатели смогли теперь самостоятельно использовать эти методы в собственных исследованиях, в том числе тех, которые могут быть посвящены актуальным задачам, касающимся российских регионов. Занимаясь самостоятельными исследованиями, наши слушатели будут передавать эти методы и своим студентам.

Ну и, конечно, мы заинтересованы в расширении исследовательской сети нашей лаборатории — как за счет зрелых исследователей, которым близка наша тематика, так и за счет расширения каналов, по которым к нам могут прийти заинтересованные молодые люди. Лаборатории ТРПЭ нужны, в частности, те, кто хотел бы поступить в аспирантуру НИУ ВШЭ и при этом проходить аспирантуру в Санкт-Петербурге в нашей лаборатории.

— Есть ли уже планы проведения лабораторией новых школ?

— Да, мы планируем школы и для преподавателей, и для студентов магистратуры и бакалавриата. Сейчас возможные варианты обсуждаются, и некоторая ясность по тематике, составу преподавателей и срокам следующей школы, по-видимому, появится после международной научной конференции “Industrial organization and spatial economics”, которую мы проводим в Санкт-Петербурге в октябре. Так что следите за объявлениями на сайте Лаборатории ТРПЭ.

 

Юрий Мартемьянов, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.