• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мне просто интересно работать с детьми»

Антон Молодцов, преподаватель департамента «Новые медиа и социальные коммуникации» факультета медиакоммуникаций ВШЭ и генеральный директор агентства «Образовательный маркетинг», был признан студентами одним из лучших преподавателей, проводивших семинарские занятия в этом году.

— Антон, ты почти три года проработал в дирекции по связям с общественностью Высшей школы экономики. Как получилось, что ты стал преподавателем?

— Как заместитель директора по связям с общественностью я участвовал в работе по привлечению в Вышку лучших студентов, а для этого нужно было хорошо понимать, во-первых, самих студентов и, во-вторых, образовательный процесс. Лучший способ это сделать — самому участвовать в образовательном процессе. И в прошлом учебном году я решил попробовать.

— До этого у тебя был преподавательский опыт?

— С первокурсниками я начал работать впервые, а до этого был опыт проведения консалтинговых семинаров для взрослой аудитории по пиару, рекламе, продвижению в интернете. Да и работа в дирекции по связям с общественностью имела что-то общее с преподаванием — я три года выстраивал с нуля отдел рекламы, и всех, кто приходил на работу, приходилось обучать, потому что готовых специалистов по рекламе образования найти невозможно. Этот процесс был бесконечным: я человека обучал, он выучивался, потом переходил в какое-нибудь рекламное агентство, где ему платили больше, а нам приходилось брать нового сотрудника.

Декан факультета медиакоммуникаций ВШЭ Анна Качкаева предложила мне вести не лекции или обычные семинары, а так называемые «творческие дни» — новый формат занятий, который тестируется на факультете. С первых дней в университете вчерашних школьников учат работать в режиме реальной редакции, погружают в журналистскую работу: они анализируют новостной поток, делают репортажи с мероприятий, которые подбираются по анонсам.

Вообще я сам пришел в Вышку как слушатель программы дополнительного образования — учился в Высшей школе журналистики. Потом был административным сотрудником, а теперь остался только преподавателем.

— Почувствовал разницу?

— Да. Преподаватель в Вышке — это белый воротничок, административный работник — синий.

— Можешь дать рецепт: как стать лучшим преподавателем?

— Я не ставил перед собой такую цель, и то, что студенты за меня проголосовали, стало приятной неожиданностью. Когда я сочетал преподавание с работой в дирекции по связям с общественностью, то в какой-то степени это был отдых от административной рутины. И мне действительно интересно работать с детьми. Заходишь в 9 утра в аудиторию, сидят 90 человек, не опаздывают, хотя половина ездит из общежития в Одинцово! И за несколько часов их нужно научить чему-то конкретному — это вызов. Важно найти интересное задание, держать темп, вести диалог. И вот хоть бы один ушел!

Вообще я далеко не единственный преподаватель факультета, которого студенты назвали лучшим. Список большой, в нем есть и другие коллеги. В том числе Оксана Силантьева и Олег Дмитриев, с которыми мы ведем творческие дни.

— Если преподавание — отдых, то к занятиям ты вообще не готовишься?

— Сначала на подготовку к одному занятию уходило почти все свободное время на неделе. С каждым разом становилось легче — материал нарабатывался, времени уходило меньше. Помогали более опытные коллеги — Оксана и Олег, Светлана Шомова, Татьяна Тихомирова. В том, что студенты меня оценили, есть и их заслуга. На факультете медиакоммуникаций очень открытая академическая среда, опытные преподаватели готовы делиться своими наработками с теми, кто моложе. В отличие от иных коммерческих структур здесь все честно и открыто.

— Можешь привести пример: как проходит твой семинар? Что конкретно делают студенты?

— Вот пример первого занятия. Дается задание найти информацию о преподавателях, используя любые источники, а потом задать им каверзные вопросы в формате пресс-конференции, записать ответы и написать репортаж. Дети много чего обо мне нашли — такого, что я и сам забыл. Задавали очень компетентные вопросы про рекламу, про образование, про прошлые места работы.

Раньше я был совершенно другого мнения о 17-летних. Они настолько подкованы, настолько быстро развиваются, что и сами могут нас чему-то научить. Одна из причин — смена медиа-предпочтений: они всегда в интернете, газеты и телевизор им не нужны. И в сфере рекламы с ними уже нельзя работать по старинке, как это делают некоторые вузы — размещают рекламу в справочниках, которые дети не читают, на выставках, куда дети не ходят…

— Если жизнь современных, как ты говоришь, детей — один сплошной интернет, зачем им нужен преподаватель?

— Преподаватель для них — это энциклопедия, которая еще не написана. Да, они сидят «В Контакте», они ищут информацию в Яндексе или Гугле, но никто из них пока не понимает, как все это работает «за сценой». На чем делаются деньги? Откуда берется контент? Почему его защищают? Как он по крупицам собирается в новостные ленты на первых страницах Яндекса или РИА Новости? Как отличить в интернете ложь от правды? И я стараюсь дать объемное представление о цифровой среде — мы много говорим о блогосфере, о пиар-кампаниях в блогосфере, разбираем кейсы, в том числе, из практики Вышки, когда, например, результаты интересных исследований были неправильно поняты журналистами. Наверное, то, что я даю раз в неделю за несколько часов, сами они искали бы в интернете месяц.

При этом нужно понимать, что за последние годы в образовании многое поменялось — все книги доступны, в открытом доступе есть лекции лучших профессоров. В университет человек приходит, чтобы систематизировать информацию, узнать что-то дополнительно, пообщаться с людьми, близкими по духу и интересам. Ученик уже не рассчитывает на то, что придет профессор и все расскажет, — роль самостоятельной работы возрастает в разы.

— А пропустить занятие твои студенты могут?

— Студент, если захочет, может сделать что угодно. Никто из нас не стращает и не наказывает за опоздание на пять минут — они приходят сами и не опаздывают, не потому что надо, а потому что им интересно. С другой стороны, критерий «посещаемость» учитывается при выведении итоговой оценки, поэтому студент сам делает выбор и принимает последствия. А творческие дни прогуливать совсем не полезно, так как прогулял — и чему-то не научился. На следующем занятии все, скажем, уже видео монтируют, а ты по интерфейсу мечешься.

— Но зачет или экзамен все равно нужно сдавать.

— Есть программа, которая предусматривает формирование у студентов определенных навыков, и в конце каждого модуля есть зачет, где эти навыки оцениваются. Последний зачет — «агентский день»: студенты объединяются в команды, распределяют роли, задачи, отрабатывают реальные ситуации и публикуют итоговые материалы в интернет-газете факультета. Один человек договаривается об аккредитации на мероприятие в день проведения зачета, другой пишет текст, третий редактирует, четвертый фотографирует, пятый снимает видео — получается шикарный мультимедийный материал о реальных событиях.

— Скажи, а журналистское образование обязательно для того, чтобы стать успешным журналистом? Дает ли оно преимущества на рынке труда? Ведь очень многие коллеги оканчивали совсем другие факультеты.

— Комплекс базовых знаний — истории, философии и прочего, которые необходимы журналисту, можно получить и на любом другом факультете. Но на факультете медиакоммуникаций человек получает не только глубокие профессиональные знания, но и навыки ремесла, доводит их до автоматизма — в реальной редакции никто не будет тратить столько времени на его обучение, а здесь он получает все в режиме одного окна. Придя на работу, он, образно говоря, сможет сесть за руль, поехать куда нужно, не задумываясь, какую педаль нажимать, как переключать скорости.

Но, конечно, лучший журналист — тот, кто профессионально разбирается в конкретной теме. Поэтому мой совет студентам-журналистам — с первого курса не только изучать азы профессии, но и выбирать специализацию, будь то экономика, политика, нефть, газ, образование — что угодно. Так не только в журналистике, но и в бизнесе, в науке — нельзя одновременно исследовать интегралы и социологию масс.

Конкуренция у журналистов такая же, как на любом другом рынке. Экономисты тоже наверняка переживают, что выпускники мехматов оканчивают экономическую магистратуру и оставляют их далеко позади на рынке труда. Преподаватель математической статистики, у которого я учился на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, говорил: «То, что для вас пол, для экономистов потолок». Шутка с двойным смыслом: мы учились на шестом этаже 2-го гуманитарного корпуса, а студенты экономического факультета — на пятом. С учетом возможностей магистратуры и программ дополнительного образования можно менять профессию много раз.

— Чем ты сейчас занимаешься за пределами университета?

— У меня свое рекламное агентство, которое работает в сфере образования — занимается проектами продвижения вузов, языковых школ. Сейчас я запускаю два образовательных портала — мультимедийных, интерактивных, предназначенных для абитуриентов.

Сегодняшние абитуриенты находятся в удивительной ситуации: они поступают в условиях, когда вузы говорят им одно, школы — другое, а родители не могут ничего подсказать, поскольку они поступали и учились в другое время. В мониторинге горячей линии ЕГЭ, которую в 2010 году проводила Общественная палата, встречались странные вопросы — вплоть до того, сколько времени продолжается ЕГЭ по математике, причем об этом спрашивал учитель математики. И моя социальная миссия — сделать качественную информационную площадку, которая с учетом смены медиа-предпочтений детей помогла бы сориентироваться: как выбрать профессию, как выбрать вуз. Надеюсь, идея принесет прибыль, хотя, конечно, я не рассчитываю на баснословные доходы.

— Согласись, профессия журналиста сегодня далеко не так престижна, как в советские годы. Как ты оцениваешь перспективы своих студентов?

— Не соглашусь. Профессия журналиста остается довольно престижной, и конкурс на это направление в ведущих вузах остается стабильно высоким. Мы рискуем погрузиться в долгий спор, что такое журналистика сегодня. Но на факультете медиакоммуникаций студентов не затачивают узко на журналистику в классическом понимании, здесь предлагают широкий набор знаний и навыков — собирать и проверять информацию, писать, снимать, монтировать, работать на разных платформах по умолчанию, но еще и анализировать медиапредпочтения, управлять проектом, вести диалог с аудиторией.

Уже сейчас у половины моих студентов есть свои онлайновые медиа — площадки общения людей по интересам: про футбол, про аниме и прочее. В будущем они смогут создавать такие проекты в интернете, которые принесут им и деньги, и признание. Это может быть что-то совершенно неожиданное, и в этом залог успеха. Нет ничего удивительного в том, что медиа-проектом 2009 года в Рунете стал хипстерский ресурс Look at me, сделанный для людей, которые носят растянутые майки и очки Ray-Ban.

— А каковы твои перспективы как преподавателя? Диссертацию планируешь писать?

— Думаю, да, посвятил бы ее образовательному маркетингу. Но где я буду защищать диссертацию — в Вышке, в Москве, где-то еще, пока не знаю. Было бы интересно систематизировать опыт, обобщить, сложить в толстую стопку бумаги. При этом я все равно останусь преподавателем-практиком.

Еще год назад не предполагал, что с дипломом математика буду преподавать журналистам, но, если верить результатам опроса студентов, это неплохо получается. Может быть, когда-нибудь я пойму, что мне интересна наука, а бизнес — это от лукавого.

 

Борис Старцев, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Поездка в Индию станет экзаменом для каждого»

С 28 октября по 9 ноября 2023 года студенты НИУ ВШЭ примут участие в международной стажировке от Lovely Professional University (LPU), одного из крупнейших вузов Индии. Программа обмена предназначена для студентов бакалавриата «Медиакоммуникации» и магистратуры «Медиапроизводство и медиааналитика» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Итогом проекта станет создание документального фильма об Индии, который учащиеся Вышки снимут совместно со студентами LPU.

Вышло в свет учебное пособие Института медиа ВШЭ по деловой журналистике

30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику». Первое собственное пособие Вышки по данной теме подготовили сотрудники Института медиа ВШЭ и практики отрасли из ТАСС, РИА Новости и РАПСИ. Работа над пособием осуществлялась в рамках проекта «Лаборатория деловой журналистики»: участие в создании книги приняли также студенты университета.

«После дедлайна»: Школа коммуникаций ВШЭ запустила собственное бренд-медиа

О самом интересном в индустрии Школа коммуникаций НИУ ВШЭ расскажет в своем бренд-медиа — шоу «После дедлайна». Это подкаст и видео для профессионалов и тех, кто только хочет научиться управлению информационными потоками. Ведущая — Анастасия Урнова, доцент ВШЭ, телеведущая, PR-специалист.

Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала ключевым партнером проекта «Медиакласс в московской школе»

С 1 сентября в 66 столичных школах открылись предпрофессиональные классы, где собираются готовить будущих журналистов, специалистов по связям с общественностью, медиаменеджеров и вообще людей, которые умеют работать с информацией, упаковывать ее в разные современные форматы. На базе лаборатории медиакоммуникаций в образовании ВШЭ разработала курсы для школьников. Кроме того, на базе лаборатории будут обучаться учителя, которым предстоит вести курсы для старшеклассников.

«Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу»

Кирилл Головкин два года провел на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, а 30 июня в МедиаДворе на Хитровке ему вручили диплом магистра с отличием. Обо всем, что происходило в это время в университете, об успешных проектах и упущенных возможностях — в его рассказе от первого лица, который наверняка будет интересен всем, кто поступает в этом году в Вышку.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

«Я знаю, что в моей жизни будет еще не одна Олимпиада»

На завершившейся в Рио Олимпиаде работали несколько выпускников НИУ ВШЭ. Елена Стенькина, Дарья Смирнова и Евгения Долина рассказывают о том, как благодаря Вышке они пришли в спортивную индустрию, хотя еще несколько лет назад даже не представляли себе, что будут как-то связаны со спортом.