• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловая поездка делегации ГУ-ВШЭ в КНР

Делегация Государственного университета - Высшей школы экономики в составе ректора Университета Ярослава Кузьминова, проректоров Бориса Рудника и Андрея Клименко, декана факультета государственного и муниципального управления Алексея Барабашева с 12 по 19 июня находилась с деловой поездкой в КНР. В рамках поездки делегация встретилась с представителями Министерства образования КНР, Института образования Пекинского университета, Национального института исследований развития образования, Китайского народного университета, Фуданского университета (г. Шанхай). Состоялось посещение сельской школы N22 в провинции Цзилинь, колледж технологий в Чанчуне.

Цель поездки - определить планы международного сотрудничества в области развития образовательных программ, в том числе подготовки государственных и муниципальных служащих, совместных исследований в области реформирования образования и государственного управления.

13 июня состоялась встреча с представителями Министерства образования КНР

С китайской стороны в ней приняли участие заместитель директора генерального департамента международной кооперации и обменов, заместитель руководителя департамента образовательной системы и заместитель директора департамента финансов министерства. На встрече обсуждались принципы организации системы высшего образования КНР, ее модернизация и интеграция в мировое сообщество. В КНР насчитывается около 100 вузов центрального подчинения, и около 900 - провинциального подчинения. Характерна не только их количественная динамика, но и качественный рост. Так, университет Чинхуа в Пекине включен в первую двадцатку университетов мира.

Со своей стороны, ректор ГУ-ВШЭ ознакомил китайских коллег о тенденциях распределения выпускников школ по учреждениям различных уровней профессионального образования, основных направлениях модернизации образования России.

14 июня члены делегации ГУ-ВШЭ посетили Институт образования Пекинского университета

Институт ведет интенсивную научно-исследовательскую работу, в том числе по заказам Госсовета КНР, администрации города Пекина, участвует в подготовке перспективного плана образования КНР. По сумме научных грантов он занимает второе место среди гуманитарных факультетов Пекинского университета. С 2002 года институт начал публиковать единственный в Китае журнал по истории, теории и методологии образования. Реализуется ряд международных программ.

Исследования института показывают, что за счет увеличения расходов на образование значительно улучшилась ситуация прежде всего с охватом населения общим образованием. Развивается преподавание новых дисциплин, например, информатики. С ростом оплаты труда повышается социальный статус учителей, прежде всего сельской школы. В высшем образовании получают развитие новые для КНР формы подготовки (магистратура). Поступление в магистратуру возможно после окончания бакалавриата по разным (даже непрофильным в отношении данной магистратуры) специальностям. Появилась постоянная действующая программа "Центральный телевизионный университет".

Вместе с ростом доходов населения расширяется платное высшее образование. Оплата обучения в бакалавриате может существенно варьироваться в зависимости от престижности специальности. Дополнительные доходы делятся между центральным бюджетом учебного заведения и подразделением (факультетом), реализующим программы.

Создана гибкая система оплаты преподавателей (базовая ставка, доплата за нагрузку и качество преподавания, доходы от научно-исследовательской работы). Участие в НИОКР, наличие публикаций является необходимым условием продвижения преподавателей.

В тот же день делегация посетила Национальный институт исследований развития образования

Институт подчинен Министерству образования Китая. В нем работает около 250 человека, из них 60% являются научными сотрудниками, 50% имеют научные степени. Важным направлением исследований Института являются вопросы теории педагогики. В последнее время сотрудники института принимают участие в разработке концепции нравственного воспитания молодежи и реформы образования по заказам Правительства КНР. Институт исследует системы управления образованием в провинциях и развитие образования на селе, участвует в разработке некоторых образовательных стандартов для средних школ. Институт участвовал в подготовке программы развития системы образования КНР до 2020 года.

Институт сотрудничает с организациями многих стран, в том числе с РАО РФ, Академией образования США.

По итогам встречи стороны договорились об обмене планами научной работы и на основе их изучения рассмотреть вопрос о подписании рамочного соглашения.

15 июня - посещение Китайского народного университета

Гуманитарные и управленческие дисциплины - специализация Китайского народного университета. В рамках встречи обсуждались основные направления сотрудничества Китайского народного университета и ГУ-ВШЭ. Это - государственное управление, развитие образования (экономические и правовые вопросы), госфинансы. Реализация конкретных проектов сотрудничества может осуществляться по линии программ MPA, которые в КНР курирует именно Китайский народный университет. Еще одно из возможных направлений сотрудничества - организация обмена студентами в рамках летней практики, преподавательский обмен в рамках отдельных курсов, лекций и НИР.

Трехлетняя магистратура по государственному управлению (MPA) в университете была открыта около 10 лет назад. Ее выпускники уже работают в государственных органах. В рамках программы 17 направлений, например, направление общественных финансов. Китайский народный университет единственный в КНР реализует программу подготовки магистров в области управления образованием.

По итогам встречи стороны договорились о разработке совместной детализированной программы сотрудничества в областях исследования систем образования и государственного управления, включая обмен студентами (летние практики), подготовку совместных публикаций, взаимные визиты исследователей и преподавателей. Делегация Китайского народного университета посетит ВШЭ в мае-июне 2006 года.

В тот же день делегация ГУ-ВШЭ встретилась с руководством департамента образования провинции Цзилинь

Цзилинь северная провинция Китая. Здесь находятся два университета центрального подчинения (один из них- самый крупный в стране), ряд университетов провинциального подчинения. Налажены связи с Россией (восточными регионами и Сибирью). В вузах провинции в настоящий момент обучается 300 российских студентов. открыт крупный центр по изучению русского языка.

На встрече обсуждались вопросы финансирования образования, единого государственного экзамена, проблем платного образования, заработной платы преподавателей.

16 июня состоялось посещение сельской школы N22 в провинции Цзилинь

В настоящее время в КНР сельское население составляет 80%. Из выпускников сельских школ 50% остается на селе, а 50% уезжает в города (15% на работу, 35% для продолжения учебы в вузах). Если учесть, что политика КНР "1 семья - один ребенок", то через поколение Китай станет по преимуществу городской страной с сокращающейся численностью населения и депопуляцией села. Соответственно, возникнет проблема малочисленных сельских школ, хотя в настоящее время проблема нехватки учителей для сельских школ стоит достаточно остро.

В школе N22 обучается около 1700 школьников и работает 94 учителя. Основное внимание уделяется предпрофессиональной подготовке учеников.

С 1998 по 2002 гг. в КНР проходило реформирование деревенских школ с выходом на подготовку по схеме 1+2+3, следующую за начальным 6-летним образованием. 1-й класс (т.е. 7-й) - общее образование, с акцентом на написание творческих сочинений, 2-й класс - развитие навыков ведения деревенского хозяйства, 3-й класс - специальное образование по пяти направлениям, в том числе животноводство, растениеводство, цветоводство, далее - три класса старшей школы. Часть дисциплин читается не преподавателями школы, а приглашенными специалистами. В школе сейчас открыты 2 группы для "городского" профессионального образования. По окончании 3-го класса треть школьников поступает в старшую среднюю школу, треть идет в систему профобразования, треть остается работать в деревне.

На сентябрь намечено проведение всекитайского совещания, на котором в том числе будет обсуждаться передовой опыт данной школы по предпрофессиональной подготовке учеников.

В тот же день делегация побывала в очном колледже технологий городе Чанчуне

В российском понимании это не колледж, а многопрофильный ПТУ, в котором учатся 11 тысяч студентов. Обучение от 5 месяцев до 3 лет в зависимости от специальности. Принимают в колледж по вступительным экзаменам после 9 класса или после 12 класса (полное среднее образование) в зависимости от специальности: например, парикмахеры - после 9 класса, специалисты по компьютерам - после 12 класса. Устройство на работу после окончания обучения не гарантировано и во многом зависит от успеваемости. Рейтинг ранее самой популярной специальности - информатики снижается, и на первое место выходят технические направления.

Зарплата мастеров профессионального обучения в колледже около 2000 юаней (250 долларов США), что позволяет привлекать на работу в колледж специалистов с производства. Повышение оплаты преподавателей произошло как вследствие увеличения размера государственного финансирования, так и за счет предоставления учебным заведениям свободы в зарабатывании средств (включая введение платы за обучение).

17 июня - посещение Фуданского университета (Шанхай)

Фуданский университет - старейший в КНР, в сентябре ему исполняется 100 лет. Ни одна из экономических и других структурных реформ в КНР не проходила без его активного участия. Расцвет Шанхайского региона (его доля в ВНП страны равняется одной трети) во многом обеспечивался экспертно-аналитическими разработками Фуданского университета. Именно отсюда вышла группа экспертов, работавшая по поручениям Генерального секретаря Коммунистической партии КНР Цзян Цзэминя и подготавливавшая экономический взлет Китая, обеспечивавшая налаживание новых, благоприятных для развития бизнеса административных условий.

Встреча с руководством университета, деканом и ведущими профессорами юридического факультета показала, что по ряду позиций и интересов, включая экспертное участие в проведении реформ государственного управления и в образовательных проектах, позиции сторон совпадают или близки. По итогам встречи было подписано пилотное соглашение на уровне отдельных подразделений. Стороны выразили готовность развивать сотрудничество по ряду направлений (коммерческое и административное право, административная реформа и реформа государственной службы, летние школы и практики студентов, обмен преподавателями и исследователями).

Вам также может быть интересно:

Впервые лицеист принял участие во Всемирном конкурсе китайского языка

Одиннадцатиклассник Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Щеглов выступил на международном конкурсе китаистов, который проходил в Чжэнчжоу с 17 октября по 3 ноября. Он вошел в десятку финалистов из стран Европы.

Зачем Китай «опоясывает» мир

Как Китай выстраивает новую глобальную экономику? Какое место в ней отводится России? Об этом и многом другом руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов рассказал слушателям лекций в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького».

На учебу в Азию — из Высшей школы экономики

Магистерская программа «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» дает студентам возможность изучать азиатские страны не только в теории, но и на практике — благодаря стажировкам в партнерских университетах Китая и других стран. Три студента программы рассказывают о трех аспектах таких стажировок — учебе, общении и еде.

Почему Китай думает по-другому

За современным, модернизированным Китаем стоит совсем иной тип мышления, чем тот, к которому привыкли европейцы. О том, как понять Китай, на открытой лекции в Парке Горького рассказал руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

1878

человек посетили летний лекторий Вышки в парке Горького. Сегодня в 19.00 начнется заключительная лекция этого сезона «Китай как саморефлексия российской политической культуры».

300

столько пожилых людей в возрасте старше 65 лет будет приходиться на 1000 человек трудоспособного возраста в Китае уже в начале 2030-х годов.

«ВШЭ — наилучшее место для работы над вопросами международных отношений»

В Высшей школе экономики  прошла  V Международная российско-китайская летняя школа по международным отношениям «Евразия 2020: перспективы сотрудничества». Школа проводится с 2011 года факультетом мировой экономики и политики ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом (Шанхай, Китай). В этом году она проходила при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. На территории России это единственная подобная школа.

15 школ Северо-Кавказского федерального округа станут партнерами Вышки

19-20 мая во Владикавказе проректор ВШЭ Вячеслав Башев и руководитель дирекции общего образования ВШЭ Вячеслав Лозинг провели переговоры о сотрудничестве с руководством Республики Северной Осетии — Алании и с директорами школ Северо-Кавказского федерального округа.

$650 млрд

достигнут объемы продаж розничных товаров через интернет в Китае к 2020 году.

Пять тысяч лет истории успеха Китая

Китай сегодня — крупнейший мировой экспортер, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции. У такого соседа, конечно, есть чему поучиться. 3 июля в рамках проекта «Университет, открытый городу», преподаватель кафедры цивилизационного развития Востока ВШЭ Максим Целуйко выступил в Парке Горького с лекцией «История Китая: изменчивая неизменность».