• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Преподаватель не должен ставить двойки, не объяснив, за что»

По итогам голосования студентов факультета экономики ВШЭ одним из лучших преподавателей этого года стала доцент кафедры высшей математики на факультете экономики ВШЭ Елена Бурмистрова


— Елена Борисовна, как и почему вы пришли работать в Вышку?

— В середине 1990-х годов я встретила свою подругу, ныне ординарного профессора ВШЭ Надежду Титову, и она мне рассказала, что в Вышке очень хорошо: студенты замечательные, атмосфера приятная. Я тогда преподавала в Московском автодорожном институте (МАДИ), но Вышка меня заинтересовала, и с 1998 года я стала здесь работать. Вышка тогда была еще совсем маленькой. Кафедрой, объединявшей всех преподавателей математики и статистики, заведовал Григорий Канторович. Атмосфера была очень камерной, все друг друга знали. Иногда у меня бывает ностальгия по тому времени.

— Что для вас изменилось с ростом Вышки?

— В начале моей работы студентов было значительно меньше, но это были действительно очень сильные ребята. Раньше я всех, кому преподавала, знала по именам и понимала, что кому из них нужно. Был, например, случай, когда у студента, все хорошо знавшего, на экзаменах от волнения поднималось давление, он ничего не мог написать. Я ходила вокруг него кругами и говорила: «Саша, ты все знаешь!» Сейчас, когда на курсе у меня около 400 человек, такое уже невозможно.

Но вместе с тем теперь стало комфортней работать: у меня появился собственный кабинет, наладился электронный документооборот, постоянно расширяется библиотека. Наша библиотека, кстати, заслуживает отдельного упоминания: по десятибалльной шкале я бы оценила ее на 15.

— А как, по-вашему, изменилась жизнь и учеба студентов?

— У них стал значительно шире выбор — чему поучиться, что познать, вокруг них в университете происходит много всего интересного, но иногда большие возможности играют со студентами злую шутку. Разнообразие курсов по выбору приводит к тому, что каждый год непременно находятся те, кто, несмотря на наши предупреждения, набирают десяток факультативов, в том числе и на других факультетах, и не успевают ни их толком пройти, ни сдать обязательные предметы.

— В этом году вас выбрали и лучшим лектором, и лучшим преподавателем, ведущим семинарские занятия. Как вы считаете, что проще?

— Сложный вопрос. В программе любого курса прописаны требования к тому, что студент должен знать, что уметь и чем владеть по итогам изучения дисциплины. На лекциях закладываются в большей степени знания и умения, лектор обязан представить общую и связную картину предмета. А навыки нарабатываются и закрепляются на семинарах. К этим двум сторонам учебного процесса — чтению лекций и ведению семинаров — разные требования. И соответственно, преподаватель должен обладать разными навыками.

— Бывали в вашей практике ситуации, из-за которых вы злились или обижались на студентов?

— Всегда огорчает списывание во всем разнообразии его проявлений — от банальных шпаргалок до выкладывания вариантов в интернете. Считаю, что за это надо наказывать безжалостно. Не радует также обилие липовых справок о болезнях, появляющихся во время сессий, и зачастую растягивающих время пересдач на целый модуль.

— Как вы считаете, чего ни в коем случае нельзя делать преподавателю?

— Преподаватель не должен ставить двойки, не объясняя, за что. Если человек не понял, в чем состояла ошибка, он ее в следующий раз тоже совершит. Думаю, не только двойка, но и любая другая оценка должна преподноситься студенту таким образом, чтобы у него не оставалось сомнений в ее объективности. Для этого при проверке работ я, в частности, оставляю пометки, иногда переходящие в обширные комментарии. Зачастую такие комментарии относятся даже не собственно к ошибкам, а являются советами по превращению «детского» решения во «взрослое».

Преподаватель не должен быть самонадеянным. Не стоит думать, что если человек окончил, например, Вышку, то знает об экономике все. Нельзя стесняться учиться. Когда я начинала преподавать, лекторы писали мне список из многих пунктов на тему «чего делать нельзя», за что я им по сей день благодарна.

— Как отличить хорошего преподавателя?

— Хороший преподаватель — тот, который не только в совершенстве знает свой предмет, но и может его внятно изложить, а затем выставить адекватную оценку работы студента.
 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Люди слушают экономистов больше, чем физиков или филологов»

22 октября в Высшей школе экономики состоялось заседание Научного совета по экономическим наукам Российского профессорского собрания, в котором приняли участие представители московских и региональных вузов.

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«Я сбился со счета, сколько раз облетел земной шар. Экономика — это приключения!»

Как вуз делает из тебя человека, что меняет в жизни сертификат CFA и почему экономисту никогда нельзя останавливаться в профессиональном росте — об этом и о многом другом рассказал Николай Тлехугов, главный эксперт по инвестиционной деятельности и управлению проектированием в компании «Сибур».

Список литературы: взлеты и падения российской экономики

В новом выпуске рубрики «Список литературы» доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Генрих Пеникас рассказывает о книгах в помощь тем, кто хочет разобраться в причинах успехов и неудач отечественной экономики.

«Не бояться мечтать и ставить новые цели»

Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?

«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»

Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.

Российская экономика сможет расти быстрее, если будет открытой и конкурентной

В Банковском институте НИУ ВШЭ состоялась открытая лекция главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Беллы. Он представил краткосрочный прогноз состояния российской экономики и рассказал о долгосрочных перспективах ее развития.

Константин Сонин: нобелевский прогноз по экономике-2018

8 октября станет известно, кто получит Нобелевскую премию по экономике в 2018 году. Профессор Факультета прикладной экономики ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в своем блоге рассказал о наиболее вероятных претендентах на эту награду. IQ.HSE публикует полную версию прогноза с разрешения автора.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.