• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Преподаватель не должен ставить двойки, не объяснив, за что»

По итогам голосования студентов факультета экономики ВШЭ одним из лучших преподавателей этого года стала доцент кафедры высшей математики на факультете экономики ВШЭ Елена Бурмистрова


— Елена Борисовна, как и почему вы пришли работать в Вышку?

— В середине 1990-х годов я встретила свою подругу, ныне ординарного профессора ВШЭ Надежду Титову, и она мне рассказала, что в Вышке очень хорошо: студенты замечательные, атмосфера приятная. Я тогда преподавала в Московском автодорожном институте (МАДИ), но Вышка меня заинтересовала, и с 1998 года я стала здесь работать. Вышка тогда была еще совсем маленькой. Кафедрой, объединявшей всех преподавателей математики и статистики, заведовал Григорий Канторович. Атмосфера была очень камерной, все друг друга знали. Иногда у меня бывает ностальгия по тому времени.

— Что для вас изменилось с ростом Вышки?

— В начале моей работы студентов было значительно меньше, но это были действительно очень сильные ребята. Раньше я всех, кому преподавала, знала по именам и понимала, что кому из них нужно. Был, например, случай, когда у студента, все хорошо знавшего, на экзаменах от волнения поднималось давление, он ничего не мог написать. Я ходила вокруг него кругами и говорила: «Саша, ты все знаешь!» Сейчас, когда на курсе у меня около 400 человек, такое уже невозможно.

Но вместе с тем теперь стало комфортней работать: у меня появился собственный кабинет, наладился электронный документооборот, постоянно расширяется библиотека. Наша библиотека, кстати, заслуживает отдельного упоминания: по десятибалльной шкале я бы оценила ее на 15.

— А как, по-вашему, изменилась жизнь и учеба студентов?

— У них стал значительно шире выбор — чему поучиться, что познать, вокруг них в университете происходит много всего интересного, но иногда большие возможности играют со студентами злую шутку. Разнообразие курсов по выбору приводит к тому, что каждый год непременно находятся те, кто, несмотря на наши предупреждения, набирают десяток факультативов, в том числе и на других факультетах, и не успевают ни их толком пройти, ни сдать обязательные предметы.

— В этом году вас выбрали и лучшим лектором, и лучшим преподавателем, ведущим семинарские занятия. Как вы считаете, что проще?

— Сложный вопрос. В программе любого курса прописаны требования к тому, что студент должен знать, что уметь и чем владеть по итогам изучения дисциплины. На лекциях закладываются в большей степени знания и умения, лектор обязан представить общую и связную картину предмета. А навыки нарабатываются и закрепляются на семинарах. К этим двум сторонам учебного процесса — чтению лекций и ведению семинаров — разные требования. И соответственно, преподаватель должен обладать разными навыками.

— Бывали в вашей практике ситуации, из-за которых вы злились или обижались на студентов?

— Всегда огорчает списывание во всем разнообразии его проявлений — от банальных шпаргалок до выкладывания вариантов в интернете. Считаю, что за это надо наказывать безжалостно. Не радует также обилие липовых справок о болезнях, появляющихся во время сессий, и зачастую растягивающих время пересдач на целый модуль.

— Как вы считаете, чего ни в коем случае нельзя делать преподавателю?

— Преподаватель не должен ставить двойки, не объясняя, за что. Если человек не понял, в чем состояла ошибка, он ее в следующий раз тоже совершит. Думаю, не только двойка, но и любая другая оценка должна преподноситься студенту таким образом, чтобы у него не оставалось сомнений в ее объективности. Для этого при проверке работ я, в частности, оставляю пометки, иногда переходящие в обширные комментарии. Зачастую такие комментарии относятся даже не собственно к ошибкам, а являются советами по превращению «детского» решения во «взрослое».

Преподаватель не должен быть самонадеянным. Не стоит думать, что если человек окончил, например, Вышку, то знает об экономике все. Нельзя стесняться учиться. Когда я начинала преподавать, лекторы писали мне список из многих пунктов на тему «чего делать нельзя», за что я им по сей день благодарна.

— Как отличить хорошего преподавателя?

— Хороший преподаватель — тот, который не только в совершенстве знает свой предмет, но и может его внятно изложить, а затем выставить адекватную оценку работы студента.
 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов

Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».

«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.

Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста

Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.

В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики

Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.

От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов

Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.

Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США

В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».

«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»

Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.

«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»

Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.

Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ

Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.