• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология студента: факторы неблагополучия

С 16 февраля в ГУ-ВШЭ проводится исследование уровня психологического благополучия студентов Вышки. Об этом и других направлениях работы Центра психологического консультирования ГУ-ВШЭ рассказывает его руководитель Ирина Макарова.

— Название у нашего исследования «многоэтажное» — «Факторы субъективного благополучия в процессе адаптации студентов к обучению в ГУ-ВШЭ». Среди его задач, во-первых, проследить, как проходит процесс адаптации студентов 1—2 курсов Вышки к системе обучения, к требованиям, вообще, жизни в университете. Во-вторых, оценить уровень субъективного благополучия студентов. А в-третьих, выяснить степень их осведомленности о нашем Центре и готовности обращаться к психологам.

— То есть проводить исследование будут только ваши сотрудники?

— Да, сотрудники нашего Центра, но при непосредственном и активном участии Студсоветов, к которым мы обратились за помощью. Их участие, разумеется, добровольное, и мы предполагаем, что будет опрошены не все студенты 1—2 курсов, а выборочно 15—20 процентов.

— На сколько оно рассчитано?

— Мы планируем, что управимся недели за две-три, не больше. Хотя подготовка к этому, разработка анкет заняли четыре месяца.

— А как Вы потом предполагаете работать с этими результатами? Будет принят ряд каких-то мер, направленных на «улучшение-повышение»? Или это будут просто знания, которые «примутся к сведению»?

— Во-первых, важно понимать ситуацию, насколько высока потребность в психологической помощи, насколько студенты готовы обращаться за ней, насколько защищено их субъективное благополучие. Во-вторых, конечно, результаты этого исследования понадобятся, чтобы сделать процессы адаптации более эффективными.

— Расскажите подробнее в целом о работе Центра. В каких случаях к вам приходят студенты?

— Иногда в жизни бывают ситуации, когда эмоциональное напряжение у человека настолько велико, что хочется, чтобы просто кто-то посидел рядом, выслушал про горести и печали, хочется получить понимание и поддержку. В таких случаях для студента бывает достаточно одной встречи, чтобы понять, что он не один в этом мире, что его проблемы, хотя они и велики, не катастрофичны, и что с ними можно жить, и их можно решать. А иногда бывают такие тяжелые жизненные ситуации, в которых ни за одну встречу, ни за две не разберешься. Не говоря уж о том, чтобы обрести какое-то облегчение или решение возникших психологических проблем — тогда требуется и семь, и восемь встреч, а иногда и больше…

Студенты, особенно, если мы говорим о 1—2 курсе, это молодые люди 16—18 лет, в этом возрасте человек еще не обладает опытом, который позволяют эффективно справляться со сложной ситуацией. Они переживают гораздо сильнее, чем «взрослые». Если в их жизни что-то происходит (ну, например, «мальчик бросил»), то это катастрофа, жизнь закончилась.

Вот для таких случаев в Вышке и работает уже 5 лет Центр психологического консультирования. Основная наша задача — оказание психологической помощи студентам. Обращаются к нам довольно часто. На неделе у нас — у всех трех сотрудников Центра — все часы расписаны. В целом максимальная емкость работы для психолога — это 6—7 человек в день, но это уже совсем тяжело, потому что каждый прием занимает около часа. Словом, получается, в общем-то, напряженная работа.

— Как вы считаете, все студенты, которые нуждаются в психологической поддержке, приходят к вам?

— Увы, как-то так получается, что приходят далеко не все, ради кого, собственно, создавался этот центр, не все, кто реально нуждается в поддержке. Хотя информация о Центре вроде бы «доводится» до студентов уже сразу после поступления в Вышку. Почему так происходит? Во-первых, есть проблема, связанная с тем, что они эту информацию не воспринимают. Она все-таки почему-то мимо них проходит. Некоторая часть студентов так и остается в неведении по поводу того, что в Высшей школе экономики имеется психологический центр, что он бесплатный. И что если совсем плохо, то можно прийти и просто поговорить. Ну а во-вторых, к нам не обращаются из-за того, что стесняются. Вообще, для большинства людей обращение к психологу — это не так просто. Я имею в виду какие-то внутренние преграды, прежде всего, психологическую неготовность, ведь придется рассказывать о личных переживаниях хоть и профессионалу, но все-таки постороннему человеку.

— А в связи с кризисом обращений к вам больше не стало?

— Пока еще не многие студенты жаловались на свои тревоги по поводу поиска работы. В большей степени тех, кто обращался, беспокоит изменившийся экономический статус семьи. Некоторыми это действительно переживается тяжело, потому что для них — это угроза возможности продолжить или закончить образование.

— Итак, ваш совет — как часто следует обращаться к психологу? Может, нужно, как к стоматологу, для профилактики в обязательном порядке раз в полгода? Или по ситуации? Или есть люди, которым вообще можно обходиться без этого?

— Тут все, конечно, индивидуально. Я думаю, что без этого нельзя обойтись, если вы постоянно чего-то боитесь, или вы испытываете апатию, бессилие и невозможность преодолевать проблемы. Если вы испытываете затяжные сложности в отношениях, особенно близких. Если вы не можете определиться, чего бы вам хотелось в жизни, и мечетесь от одного к другому, не чувствуя удовлетворения, если вы в принципе не довольны собой и своей жизнью.

Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

4200

часов консультаций за прошедший учебный год провели сотрудники Центра психологического консультирования Вышки.

Центр психологического консультирования ВШЭ поможет студентам обрести себя

Учеба в университете наряду с массой новых впечатлений и знакомств может сопровождаться стрессами. Через тяжелые периоды, связанные с повышенной нагрузкой и проблемами социализации, проходил, наверное, каждый студент. Но справляться с ними необязательно в одиночку. Профессиональную помощь студенты Вышки могут получить в Центре психологического консультирования ВШЭ.

27%

российских семей готовы полностью содержать своих детей и не рассчитывать на их заработки, пока они не закончат бакалавриат. Пять лет назад таких семей было несколько меньше — около двадцати процентов.

Кто списывает чаще — отличники, хорошисты или отстающие?

На семинаре Института институциональных исследований ВШЭ представлены итоги научного исследования, в котором использован оригинальный способ выявления склонности студентов списывать в зависимости от их успеваемости.

Студентки ВШЭ пронесли олимпийский огонь

Третьекурсницы факультета истории ВШЭ Дарья Урядова и Ольга Макаркина участвовали в эстафете олимпийского огня.

Welcome to HSE!

Как освоиться в Вышке и Москве, если вы приехали учиться из-за рубежа? 5 сентября Высшая школа экономики провела большой приветственный день (Welcome Day) для своих иностранных студентов.

Победители и призеры олимпиад — о МИЭФ

Победители и призеры олимпиад школьников, ныне студенты и выпускники Международного института экономики и финансов ВШЭ отвечают на вопрос, чем стал для них МИЭФ, что они особенно ценят в учебе и атмосфере института.

Студенческая олимпиада ВШЭ: изменения в структуре

Внесены изменения в список и состав профилей и направлений Олимпиады для студентов и выпускников вузов ВШЭ, электронная регистрация на которую заканчивается 14 февраля. Комментирует директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

Поработать топ-менеджером

В международном соревновании Global management challenge, где студенты из разных стран пробуют себя в роли менеджеров фирм, наша страна занимает лидирующие позиции. Большинство участников студенческих команд, прошедших в финал национального первенства, учатся в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и ВШЭ.

Стрессы после сессии не приведут к депрессии

Как за две недели каникул восстановиться, справиться с последствиями экзаменационного стресса и подготовиться к учебным будням? С этими вопросами стажер новостной службы портала обратилась к заведующей Центром психологического консультирования ВШЭ Ирине Макаровой.