• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Такие люди не уходят

17 октября в здании Вышки на Малой Ордынке состоялось открытие мемориальной аудитории доктора юридических наук, ординарного профессора ВШЭ Альфреда Эрнестовича Жалинского.

Альфред Эрнестович Жалинский скончался 18 апреля 2012 года, не дожив полгода до своего восьмидесятилетия.

К аудитории № 328, пришли те, кто знал и любил  Альфреда Эрнестовича, чтобы почтить память преподавателя и коллеги. Церемонию вел заведующий кафедрой уголовного права Есаков Геннадий Александрович. После открытия мемориальной доски в аудитории было показано слайд-шоу, посвященное памяти преподавателя. Фотографии ученого — в основном, сделанные в неформальной обстановке, перемежались с фрагментами из его интервью, в которых он предстал перед собравшимися таким, каким он был при жизни: остроумным, нестандартно и глубоко мыслящим человеком.

После официальной части на кафедре собрались те, кому доводилось с ним работать, чтобы сказать  теплые слова в его память.

Аспирантка кафедры уголовного права, Ирина Нагорная, вспоминала его как заботливого и чуткого человека:

Я — последняя аспирантка Альфреда Эрнестовича. Я всего полтора года проработала с ним. Но за этот короткий промежуток времени он сделал для меня столько, сколько не сделал ни один человек, кроме родителей. Он относился очень внимательно к окружавшим его людям — и ко мне. Альфред Эрнестович всегда спрашивал, как у меня дела, есть ли какие-то проблемы, подробно расспрашивал, если что-то случалось. Заботился обо всем, что касалось моей научной деятельности: выплатили ли мне все деньги, какие полагаются, напечатали ли мою статью в журнале. А если возникали сложности с чем-то — сам брался за телефонную трубку и звонил в бухгалтерию, в редакцию. В научном плане он был пламенем — своим вдохновением зажигал окружающих, давал возможность творить, поднимал настроение. Такие люди не уходят, они остаются с нами.

— Память об этом человеке действительно не уходит, она осталась в истории, в наших сердцах. Мы его вспоминаем с радостью, потому, что это был радостный человек и с ним было радостно работать, — сказал заведующий кафедрой уголовного права Геннадий Есаков. — Альфред Эрнестович был настолько многогранен, непредсказуем, что мы никогда не знали, какого поворота мысли от него ожидать. Он мог в следующий момент выдать какую-то короткую емкую научную сентенцию, или - рассказать историю из своей жизни, анекдот. Все прекрасно помнят его взгляд, в нем были и ирония, и уважение к собеседнику.

Научные достижения Альфреда Жалинского впечатляют: 350 работ, многие из которых не утратили актуальности по сей день, хотя были написаны свыше 40 лет назад. Его последние работы, связанные со сравнительным правоведением и с современными проблемами уголовного права стали базой для современного исследователя и для современного студента. Его научная работа «Уголовное право в ожидании перемен» состоит из 300 страниц, но в ней каждое предложение можно развернуть если не в диссертацию, то как минимум в научную статью. Его работы  квинтэссенция современной междисциплинарной научной мысли, ведь он перешел с базовой специальности — с уголовного процесса — в криминологию, а потом в уголовное право. Кроме того, он хорошо знал зарубежное право, что позволяло ему сопоставлять зарубежное законодательство с российским.

Завкафедрой предпринимательского права Оксана Олейник знала Жалинского больше двадцати лет.

— Он был обыкновенным гением с энциклопедическим складом ума, — сказала она. — Он хорошо знал литературу, историю, живопись, политику, экономику: интересовался буквально всем. В его библиотеке было порядка 50 тысяч книг. Мы все еще со студенческих лет восхищались им искренне и неподдельно.  

В то же время он часто ощущал свою невостребованность, был человеком ранимым и очень остро воспринимающим происходящее. Он очень любил свою страну, свою работу, семью, детей, близких.  Очень переживал за всех своих любимых и старался сделать все, что возможно,  для их благополучия.

Он много чем увлекался и мог  увлечь своим порывом, повести за собой. Я и очень многие мои коллеги  стали заниматься преподаванием и наукой под влиянием Альфреда Эрнестовича, нашли в нем достойный пример.

 

Анастасия Ярославцева, специально для новостной службы портала ВШЭ