• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В чем драйв? В масштабе

Жанна Смирнова — выпускница факультета госуправления ГУ-ВШЭ 2008 года. Специалист и эксперт. С государственным управлением в России вечная проблема: то властной вертикали не хватает, то с горизонталью не складывается.

Недаром же сказал Гиляровский: "В России две напасти: внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти".

— На факультете государственного и муниципального управления ваш выпуск — первый?

— Специалисты — да, еще есть магистры, они выпустились на год раньше, а специалисты мы первые.

— Как складываются дела после окончания Вышки?

— Я продолжаю работать в Институте проблем государственного управления ГУ-ВШЭ, где начала трудиться еще во время учебы, поэтому не могу сказать, что произошли какие-то суперкардинальные изменения. Просто я теперь не привязана к учебному расписанию, у меня появилось больше времени и возможностей развиваться. Поступила в аспирантуру ГУ-ВШЭ.

— Почему пошли в аспирантуру?

— Потому что написание диссертации очень полезно для мозгов, это позволяет еще раз закрепить полученные навыки, подвести какой-то относительный итог, структурировать свои мысли. Опять же интересно себя попробовать — вдруг какое-то открытие удастся совершить.

— А какая тема?

— Я поступила на факультет госуправления, диссертацию буду писать о регулировании в сфере телерадиовещания в условиях технологических изменений. В отрасли происходят значительные технологические изменения — конвергенция, переход на "цифру", и текущие меры государственного регулирования все меньше им соответствуют. В то же время однозначного ответа еще, насколько мне известно, ни в одной стране не нашли. Хочу подумать на эту тему.

— Расскажите подробнее о работе.

— В Институте проблем госуправления ГУ-ВШЭ занимаюсь экспертной деятельностью. По сути это деятельность на стыке консалтинга и научно-исследовательских разработок в области административной, бюджетной реформ, реформ государственной службы, формирования электронного правительства в РФ. В Институте два направления: Центр по работе с федеральными органами власти и Центр по работе с региональными органами власти. Я — с федеральными. Говорить, чем я занимаюсь конкретно сложно, как это часто бывает с экспертной деятельностью. Но чтобы было понятнее, могу привести примеры. Скажем, я участвовала в разработке концепции создания автоматизированной системы учета и мониторинга объектов культурного наследия и культурных ценностей, в обработке результатов выполнения мероприятий Федеральной Программы "Развитие государственной службы Российской Федерации (2006–2010 годы)", экспертном сопровождении рабочей группы по вопросу создания единого государственного регулирующего органа в сфере массовых коммуникаций при Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, в анализе результатов мероприятий административной реформы в федеральных органах исполнительной власти. Недавно еще прошел масштабный проект по мониторингу внедрения административных регламентов.

— Насколько пригодилось в работе то, чему вас учили на факультете?

— Мне, поскольку я работаю по специальности, пригодилось многое. Если говорить о специализированных курсах, то очень пригодились курсы кафедры теории и практики государственного управления. Они были полезными хотя бы из-за того, что кафедра тесно связана с институтом, в котором я работаю. В целом, не могу сказать, что было что-то совсем ненужное. Все было полезно, образование дало базу, с которой можно двигаться в практически любых интересных мне направлениях.

— Вы довольны выбором работы, оправдываются ли ваши ожидания?

— В целом, да, довольна. Я начала работать в конце третьего курса. Одно время совмещала работу в Институте и работу в Лаборатории институционального анализа экономических реформ, хотя оба направления мне были интересны, но потом стал расти круг задач и там, и там, и пришлось сделать выбор. Работа в Институте проблем госуправления оказалась мне ближе, что, в общем-то, логично, могу сказать, что довольна своим выбором, так как занимаюсь именно тем, чем хотела.

— Как вам кажется, при приеме на работу играет ли роль, какой вуз человек закончил и цвет диплома?

— Я общалась с работодателями вне Вышки, могу сказать, что диплом ВШЭ всегда воспринимается положительно. Но только при прочих равных условиях. При личном интервью работодатель больше смотрит на человека как на целостность, подходит ли он компании, ее корпоративной культуре, на его способности и амбиции, способен ли он достигать цели. Смотрят все-таки на качества человека, а не диплома.

— Вы чувствуете свои конкурентные преимущества, качества, которые вы можете предложить на рынке труда?

— Конечно, чувствую. Но не люблю распространяться о них. Если говорить о знаниях, то здесь большой плюс — знание о том, как функционируют органы власти. Потому что разбирается в этом, как правило, не так много людей. Часто все ограничивается жалобами на коррупцию, бюрократию и тому подобными вещами. Я же могу посмотреть на это глубже и изнутри, что ценно.

— А не было желания пойти в какую-нибудь частную компанию?

— Мне интересно заниматься проблемами госуправления, поэтому частные компании я рассматривала для себя в аспекте управленческого консалтинга. Мне интересны сами госорганы и то, каким образом можно стимулировать их к более эффективной работе. Пока я остановилась на Вышке, потому что проблемами частного сектора мне не очень интересно заниматься, я не чувствую драйва от этого. Хотя кто знает, частных компаний, я для себя не исключаю. Мне кажется, что человек должен пробовать двигаться в разноплановых направлениях, это развивает креативность, дает возможность посмотреть на известные вещи со стороны, не "замыленным" взглядом.

— В чем драйв от того, чем вы сейчас занимаетесь?

— Масштабность задачи, понимание того, что ты решаешь проблемы не какой-то одной компании, ее производительности и прибыли, а государственного аппарата и жизни людей страны, которые от него зависят в той или иной степени. Надеюсь, со временем все-таки меньше будет нареканий на работу чиновников, и новшества в теории и практики госуправления будут появляться не только на Западе, но и в России.

— Звучит патриотично.

— Наверное, да. Но мне интересны и другие страны, мне нравится путешествовать, изучать их культуры и государственное управление. Не исключаю для себя возможности пожить какое-то время в другой стране.

— Было ли какое-то событие в Вышке, которое изменило ваш взгляд на жизнь?

— Мне кажется, за время учебы поменялись представления о многом. Бывало и такое, что у меня было убеждение, что "вот это должно быть так-то", но потом после определенной лекции или мастер-класса я свою точку зрения пересматривала. Могу вспомнить мастер-классы Ирины Хакамады, Германа Грефа. Сейчас я уже понимаю, что это обычный этап взросления, и многое из того, что в моем представлении менялось, просто переходило от радикальной точки зрения к более взвешенному, осознанному отношению.

— Насколько активно вы участвовали в учебно-академической жизни в эти пять лет?

— Это — с какой стороны смотреть. Статей не писала, но зато участвовала во всевозможных летних и не только летних образовательных программах. У нас на факультете есть международный отдел, который предлагает достаточно много интересных летних школ. Насколько я знаю, сейчас есть школы во Франции, Италии, Великобритании. Я после второго курса я ездила на стажировку от посольства Франции учить французский язык, на месяц, в замечательный город Монпелье. После третьего курса ездила в Лондон в летнюю школу Summer School of Public Administration в London Metropolitan University. На четвертом — ездила на конференцию в Италию, организованную совместно с факультетом прикладной политологии, организацией AEGEE и Университетом Болоньи. Затем летом, отправилась в Польшу на Международную школу социальных инициатив при Экономическом форуме, организованную Госдумой РФ, познакомилась с опытом госуправления, местного самоуправления в Польше.

Помимо летних школ, еще занималась в Центре стратегических разработок, они тогда отбирали студентов ГУ-ВШЭ и РЭШ на специальный, интересный учебно-ознакомительный курс "Проблемы формирования социально-экономической политики".

— Польза от поездок была?

— В целом, да. Они расширили мои знания в области государственного и муниципального управления в разных странах, позволили понять как на него влияют культурные и институциональные различия. И языковая практика, конечно. В Лондонской школе особенно запомнилось посещение мэрии, было интересно сравнивать с нашей действительностью, в Форли (Италия) много нового узнала об обеспечении энергетической безопасности (этому была посвящена конференция), в Польше запомнилось посещение малых поселений. Хотя, конечно, были такие поездки, на которые надо было ехать курсом помладше.

— Что из полученного в Вышке больше всего оказывается полезным — знания, навыки, контакты, социальные сети?

— Мне кажется, это все имеет большой вес, все это полезно в той или иной степени. Вышка учит умению быстро находить решения. Либо через какие-то контакты, либо через поиск информации — учит знать, где ее искать, как ее взять и как интерпретировать.

— Есть ли сейчас желание прослушать какой-нибудь курс?

— Да, часто встречающийся парадокс — когда учишься, хочется поскорее закончить и начать уже, наконец, работать, когда работаешь — наоборот. Сейчас мне интересно развиваться в тех направлениях, на которые не хватало времени во время учебы. Например, очень хочется послушать курсы по мировой художественной культуре, по истории живописи и музыки. Еще меня всегда интересовала медицина и смежные науки. Поэтому я бы сейчас с удовольствием послушала бы курс, например, по общей биологии или анатомии.

— Вам приходится сталкиваться с выпускниками других вузов. Видите ли вы, в чем разница между "нашими" и "не нашими"?

— Да, конечно, сталкиваться приходится. Мне кажется, что выпускники Вышки отличаются динамизмом и таким вот куражом, драйвом, быстротой в хорошем смысле.

— А в чем разница в образовании, в подходе к работе?

— Сложный вопрос. У меня репрезентативной выборки нет, чтобы выводы делать. Те, с кем я работаю, в основном закончили МГУ, поэтому мне сложно сравнивать. В целом, я не думаю, что есть четкое разделение, это больше от человека зависит. Но возможно, выпускники Вышки, могут отличаться стрессоустойчивостью, которая воспитывается, видимо, благодаря модульной форме обучения. Мне не раз говорили, что языковая и ИТ подготовка у студентов Вышки на порядок лучше, чем в других вузах. Кроме того, Вышка предоставляет огромные возможности для развития не только в своей профессиональной области — различные внеучебные семинары, лекции, мастер-классы, конференции, было бы время. Поэтому я могу предположить, что выпускник Вышки, за счет того, что в своем университете он успел уже многое узнать, будет более креативен. Он способен получить сведения из разных областей, и в какую-то минуту это может принести неожиданное решение, которое будет правильным.

— Куда бы вы поступали, если бы поступали заново?

— Если предположить, что поступала бы я сейчас с тем же багажом знаний, который у меня был на момент поступления, то, поскольку я своим образованием в целом довольна, ничего менять не хотела бы — в Вышку, на факультет государственного и муниципального управления. Если гипотетическую ситуацию взять, что жизнь моя протекала бы по не связанному с Вышкой сценарию, то выбрала бы медицину, или музыку.

— Как вам кажется, чем вы будете заниматься через пять лет, и где вы будете жить?

— У меня пока есть кратко- и долгосрочные планы. Среднесрочные проседают, поэтому мне трудно сказать. Наверное, это будет, по-прежнему, Москва, надеюсь, что к тому моменту защищу диссертацию, и наверное, буду заниматься примерно тем же, чем и сейчас, — консалтингом в области госуправления, возможно, на качественно более высоком уровне.

— Вышка через пять лет — вы ее видите? Какая она? Или какой бы вы хотели ее видеть?

— Ведущий вуз страны, инновационный, настоящий исследовательский центр и университет, с международным известностью и признанием.

— Зачем бы вам хотелось вернуться в Вышку через те же пять лет?

— На встречу выпускников мне бы хотелось прийти, пообщаться с преподавателями, может быть, самой выступить в качестве преподавателя, в целом посмотреть, что и как изменилось.

— Что вы делаете после восьми вечера?

— Я не Кант, поэтому у меня четкого расписания на каждый день в 8 вечера нет. Иногда бывает, что работаю. Но если нет, то делаю, что нравится — с друзьями встречаюсь, спортом занимаюсь, на концерты и в театр хожу, книжки читаю, кино смотрю.

— На каком языке вы думаете?

— На русском, но хотела бы иногда думать на французском и английском.

— А что бы вы посоветовали будущим выпускникам Вышки?

— Надо верить в себя и в свою звезду. Бывает так, что человек сам не знает, чего хочет. Так вот, нужно определиться с тем, чего хочется, и двигаться в этом направлении.

— Без чего вы сейчас не представляете свою жизнь?

— Я довольна своей жизнью, поэтому мне не хотелось бы даже представлять, что какого-то элемента из тех, которые есть сейчас, вдруг не будет.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотография автора

Вам также может быть интересно:

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.

Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы

Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики

На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.

«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»

До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»

Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.