• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Настоящими студентами становятся не в момент зачисления, а после сдачи первой сессии»

Одним из лучших преподавателей университета, ведущих семинарские занятия, в 2012 году студенты факультета экономики ВШЭ назвали доцента кафедры высшей математики на факультете экономики Эллу Хабину.

 

— Элла Львовна, где вы работали до ВШЭ? И почему пришли работать в Вышку?

— После окончания педагогического университета я работала в средней школе, а когда защитила кандидатскую диссертацию, перешла в Российский государственный технологический университет — «МАТИ» имени К.Э.Циолковского. Мои наблюдения за школьниками старших классов и студентами первых курсов показали, насколько разнородны ребята, с какими разными устремлениями приходят учиться. В какой-то момент стало неинтересно работать «на всех» и появилось желание учить не просто лучших, а тех, кто мотивирован в получении знаний.

В те годы очень активно начали говорить о профильном обучении, и меня интересовал вопрос, как математику нужно преподавать для экономистов. Ведущим современным вузом являлась на тот момент Вышка, поэтому дорога была именно сюда.

— Вы работаете в Высшей школе экономики десять лет, чем, по-вашему, она отличается от других вузов?

— Я скажу так: «искания свойственны молодости». Вышка — это молодой университет, несмотря на то, что ему уже двадцать лет. Особенность молодого вуза в том, что он не имеет закостенелых схем, догм, которые довлеют над преподавателями, студентами и руководством. Всегда интересно искать, находить, пробовать что-то новое всем вместе. Вышка дает возможность преподавать современно и вместе с тем не забывать те традиции, которые наработаны предыдущими поколениями и признаны успешными. Это очень ценно.

— Вы работаете с первыми курсами, насколько уровень подготовки вчерашних школьников соответствует требованиям, предъявляемым к ним в Вышке?

— Ребята, поступающие в Вышку, вооружены действительно хорошей суммой знаний, но зачастую не готовы эти знания применять и развивать дальше. Это общая проблема для первого курса. Очень многие ребята, к сожалению, превращают подготовку к ЕГЭ в «натаскивание» на решение однотипных задач. Они умеют воспринимать догмы и алгоритмы, но часто не умеют добывать сами знания, работать с текстами, учиться самостоятельно. Я не говорю, что ЕГЭ — это плохо. Ученики тех школ, в которых успешная сдача единого государственного экзамена является результатом хорошего освоения предмета, чувствуют себя комфортно в стенах Вышки.

Первокурсникам сложно бывает отойти от «школьного стиля обучения». В школе, чтобы научить ребят решать конкретный тип задачи, решают десять аналогичных задач. Вышка не может себе позволить такой роскоши, потому что курс ограничен по времени и нужно успеть пройти весь необходимый материал. Я считаю, что умение учиться самостоятельно может здорово облегчить процесс обучения в высшем учебном заведении.

Первый курс — это не только изучение дисциплин, но и некая «школа выживания», становления ребят как студентов, и настоящими студентами они становятся не в момент зачисления, а после сдачи первой сессии.

— Очень важно увлечь, заинтересовать студентов своим предметом, как вам это удается?

— Я пытаюсь поставить себя на их место и сделать так, как мне самой было бы комфортно и интересно учиться. По большому счету каждый студент учится самостоятельно, а преподаватель является тем фонариком, который освещает дорогу в темном лесу. Для того чтобы процесс обучения не был скучным, нужно уметь подходить к своей дисциплине творчески. Например, подбирать для объяснения сложной темы интересные примеры, показывать несколько вариантов решения одной и той же задачи.

Конечно, методы подачи материала зависят от конкретной дисциплины. Когда я читаю курс, который мы создали вместе с коллегами — «Дискретные математические модели», я придерживаюсь западной схемы построения лекции: с материалами лекций студенты знакомятся заранее и приходят в аудиторию уже в какой-то степени подготовленными. Такой метод позволяет им воспринимать лекцию как диспут, консультацию, уточнение преподавателем определенных позиций.

— Какими качествами должен обладать преподаватель, чтобы стать «лучшим» в глазах студентов?

— Самое главное — не быть равнодушным. Если преподаватель не равнодушен к результатам своего труда, если он понимает, что для данной аудитории он сделал все, что мог — это хороший преподаватель. Если преподаватель асс только в своей научной области, но при этом равнодушно относится к аудитории, отчитал предмет — и все, и ему неважно, как дальше студенты будут осваивать его дисциплину, что они поняли, что не поняли, — ничего хорошего из этого не выйдет. Более того, если студенты чувствуют, что преподаватель относится равнодушно к тому курсу, который он ведет, они тоже становятся равнодушными и к учебе в целом, и к освоению дисциплины конкретного преподавателя.

Конечно, терпение, создание определенного психологического климата на занятиях, желание донести свой предмет до каждого, желание расти самому в профессиональном плане тоже важно, но все начинается с неравнодушия. Важно болеть за результаты своего труда, если это качество есть в человеке, все остальное приложится.

— Наверное, в практике любого преподавателя, даже самого лучшего, есть определенный процент студентов, которые не посещают занятия. Вы пытаетесь с этим как-то бороться?

— Студенты занимают определенную позицию исходя из разных обстоятельств своей жизни. Человек, который прогуливает, вполне вероятно принял для себя определенное решение и делает это с какой-то целью. Навязывать такому студенту свое видение его жизни — это совершенно неправильно. Если человек принял решение, что ему это не нужно, доказать обратное практически невозможно, поэтому приятно работать с ребятами мотивированными. Понимаете, мы можем развивать мотивацию ребят получать знания, но изначально она должна у них быть. В Вышке практически все студенты имеют ту или иную мотивацию и хотят учиться.

— Вы считаете себя строгим и требовательным преподавателем?

— Да. Я надеюсь, что строгость и требовательность — это не отрицательные качества и в них есть положительные аспекты. Что значит требовательность? Я воспринимаю это как адекватное понимание того, что я хочу получить от студента, его ответную реакцию. Я понимаю, что сделала все для того, чтобы потребовать от студента владения определенным уровнем знаний, если этого понимания нет — я не буду требовать.

Строгость — это понятие очень субъективное, каждый студент, который приходит в аудиторию, по-своему представляет себе образ идеального преподавателя. Но я не думаю, что преподаватель нестрогий будет пользоваться уважением у студентов. Вопрос в том, что нужно разумно сочетать в себе строгость, она не должна переходить границы. Преподавателя должны уважать, но не бояться. В том случае если строгость и требовательность у преподавателя принимают агрессивные формы, тогда это плохо.

К студентам нужно относиться уважительно, корректно, но вместе с тем понимать, что без твоей дисциплинированности и определенной степени строгости им будет тяжело самих себя поставить в какие-то рамки, где-то нужно быть строгим за них.

— Согласны ли вы с тем, что хороший преподаватель — это, прежде всего, хороший человек?

—Для меня хороший преподаватель, прежде всего, профессионал и хороший человек. Я думаю, что работа с людьми предполагает, что ты людей любишь или готов полюбить, что ты понимаешь их и готов научиться понимать, что ты идешь им навстречу. Без этого взаимного движения навстречу друг другу преподавание и обучение невозможно. Стоять на позиции: «Все вы ничего не знаете и не понимаете, а я знаю лучше вас, а вы как хотите, так и дотягиваетесь до моего уровня» — нельзя. Может быть, такой человек и не плохой, но точно не профессионал.

Конечно, не каждый, кто занят в этой профессии, должен в ней быть, но я могу сказать про большинство моих коллег, что это профессионалы с большой буквы и хорошие люди. Многие из них могут быть названы лучшими преподавателями.

— Насколько математические специальности востребованы сейчас на рынке труда?

— В свое время я участвовала в проекте «TUNING Educational Structures in Russia». Это проект, который создавал некие рамочные основы для реализации болонских соглашений. В рамках этого проекта изучались вопросы, связанные с особенностями преподавания чистой и прикладной математики в разных странах, пытались понять, каким должен быть математик, чтобы он был востребован на рынке труда.

Так вот, в рамках этого исследования мы проводили опросы работодателей, чтобы выяснить, насколько они хотели бы работать с нашими выпускниками и чего им не хватает в наших выпускниках. Оказывается, что работодатели очень охотно берут математиков на работу. Это связано с двумя особенностями. Прежде всего, у специалистов в области математики особый уровень организации мышления. Они умеют ставить перед собой задачи и находить решения. Этот необходимый в нашей жизни навык математикам свойственен, как никому другому. И вторая особенность связана со стилем работы Вышки. Выпускник Вышки умеет работать, умеет добывать знания и готов осваивать разные виды деятельности. Поскольку рынок труда — это очень подвижная конструкция, сегодня умение обучаться и быть гибким действительно важно.

Конечно, российский вуз, прежде всего, заботится о насыщении внутреннего рынка труда, однако Вышка дает возможность нашим выпускникам успешно реализовывать полученные знания и за рубежом.

— Вы c детства хотели быть преподавателем?

— Преподавателем высшей школы не с детства. Решила стать преподавателем, потому что мне нравились те педагоги, которые учили меня, а хорошим примерам хочется следовать. Со временем я все больше и больше убеждаюсь, что это мое, и я сделала правильный выбор, еще лет 10-15 назад я не могла бы сказать об этом со стопроцентной уверенностью.

С опытом ко мне пришло осознание того, как нужно существовать в этой профессии и оставаться в гармонии с собой. Безусловно, профессия не из легких, но если удается получить отклик на свой труд, ничего более приятного и благодарного нет в мире. Если твои ученики достигли чего-то хорошего, мне кажется, это искупает все трудности и нюансы преподавательской профессии.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

Подводим итоги конкурса ППС

В Высшей школе экономики завершился «летний» конкурс профессорско-преподавательского состава. Напомним, впервые он проходил по новой схеме. Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев подводит наиболее важные итоги.

378

человек были названы лучшими преподавателями ВШЭ в Москве по итогам голосования студентов. 273 человека из них — это преподаватели, работающие на полную ставку, и 105 — совместители.

«Главное — создать правильную атмосферу для развития таланта»

Студенты факультета математики третий год подряд признают Владлена Тиморина, заместителя декана факультета математики, профессора базовой кафедры Математического института имени В.А. Стеклова РАН, одним из лучших преподавателей университета. Чему и как он учит студентов?

ВШЭ проведет опросы своих преподавателей и сотрудников

С 19 по 26 ноября стартуют ежегодные мониторинги ВШЭ: Мониторинг преподавательской жизни и Мониторинг административного персонала. Призываем вас выразить с помощью анкеты свое мнение о различных сторонах работы в Вышке, это поможет развитию университета.

Математики ВШЭ примут участие в Международном математическом конгрессе

Исследователи ВШЭ Михаил Вербицкий, Александр Кузнецов, Григорий Ольшанский выступят с докладами на самом масштабном и представительном форуме математической науки — Международном математическом конгрессе (ICM) 2014 года.

Профессор ВШЭ стала членом редсовета журнала по проблемам публичной политики

Заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ Нина Беляева вошла в редакционный совет рецензируемого научного журнала по сравнительному анализу публичной политики «Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice».

Ученым советом ВШЭ утверждены новые положения и регламенты университета

«Стараюсь научить студентов мыслить логически»

Выбранный во время студенческого голосования лучшим преподавателем этого года доцент кафедры экономической методологии и истории ВШЭ Алексей Раков рассказал корреспонденту новостной службы портала о том, какими ему видятся современные студенты, о подходах к изучению истории и преподаванию.