• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надо адекватно оценивать свой проект, видеть недостатки, уметь его продать»

«Надо адекватно оценивать свой проект, видеть недостатки, уметь его продать»

Фото: minobrnauki.gov.ru

16 студентов Вышки вошли в число победителей конкурса «Студенческий стартап», организованного Минобрнауки России и Фондом содействия инновациям. Среди них — студент МИЭМ НИУ ВШЭ Максим Безель с финансовой игрой Game of Projects. На развитие своих бизнес-проектов ребята получат по 1 млн рублей.

Максим Безель

Максим перешел на 4-й курс образовательной программы «Прикладная математика». О своем проекте лидер стартапа рассказал в интервью.

Мудрость толпы

Мы создали игру для тех, кто делает проекты и кому интересно развитие предпринимательства. По сути, мы смоделировали фондовый рынок для стартапов на ранних стадиях: в нашей игре проекты представляются как акционерные общества, акции которых можно покупать и продавать. Так возникает эффект мудрости толпы, за счет которого проекты получают довольно точную оценку качества. Насколько я знаю, это сделано впервые, хотя само явление известно очень давно. Мы просто придумали, как его использовать для оценки проектов.

Однажды английский математик Фрэнсис Гальтон был на сельскохозяйственной выставке, где заключались пари на определение веса быка. Проанализировав ставки, он обнаружил, что их среднее значение очень точно предсказало результат. Так он понял, что группа участников дает более точные ответы, чем каждый из них по отдельности. Это и назвали мудростью толпы.

Позже было показано, что коллективный разум часто превосходит результат даже самых опытных экспертов. Эффект мудрости толпы неоднократно подтверждался на практике.

Как устроена финансовая игра

Здесь все достаточно просто. Проекты представляются как акционерные общества, для которых мы выпускаем акции. Всем игрокам выдается кредит в игровой валюте. В конце игры на основании оценок жюри рассчитывается финальная цена акций каждого проекта. По этой цене биржа выкупит все акции у игроков.

Например, на рынке торгуется проект X, и сейчас его акции готовы продать по 5 рублей за штуку. Мне этот проект кажется перспективным, и я думаю, что в конце игры жюри оценит его акции по 7 рублей за штуку. Я покупаю пять акций этого проекта на 25 рублей. В конце игры жюри действительно оценивает его в 7 рублей за акцию. Акции проекта Х выкупаются биржей по этой цене, то есть биржа заплатит мне 35 рублей за пять акций этого проекта, и в итоге я заработаю 10 рублей.

Заключая сделки, игроки как бы делают ставки на то, сколько будет стоить тот или иной проект по результатам оценки жюри. Игроки могут общаться между собой, обсуждать проекты, задавать вопросы их участникам. Команды проектов тоже участвуют в игре и в конце получают часть от стоимости проекта. Это заставляет команды продвигать свой проект и убеждать участников игры купить именно их акции. В результате торгов сильные проекты растут в цене, а слабые падают. Если игрок правильно оценивал проекты, то после возврата кредита у него на счете останется прибыль, на которую можно купить призы или поучаствовать в онлайн-аукционе.

Как появился проект

Мой друг Денис Сурков и я участвовали в IT-сменах фонда «Золотое сечение», где один из сотрудников предложил нам сделать такой проект. Первая игра с большим успехом прошла летом 2019 года прямо на смене фонда. В этом большая заслуга Дениса. Он, будучи десятиклассником, практически в одиночку написал биржевую систему, обработавшую тысячи транзакций в течение трехнедельной игры.

Но главным результатом стало не программное обеспечение, а подтверждение гипотезы: на созданном рынке проектов удалось запустить эффект мудрости толпы!

В 2021 году мы провели игру уже со студенческими IT-проектами в Уральском федеральном университете. Из-за пандемии все пришлось проводить онлайн. Оказалось, играть дистанционно можно ничуть не хуже. Значит, проект можно легко масштабировать! В этом году мы снова запустили игру в УрФУ. Она продолжалась больше трех месяцев и завершилась онлайн-аукционом. Получилось гораздо веселее. Сейчас мы находимся в акселераторе Сбера и договорились о проведении игры в его финале!

Денис Сурков

Игра задумывалась, чтобы привлечь студентов и школьников к созданию предпринимательских проектов. Она дает опыт погружения в предпринимательство. Сейчас новичкам трудно попасть в эту среду: нужно уже иметь рабочий проект. А в нашей игре может принять участие каждый: выбрать роль инвестора, присоединиться к существующему стартапу или создать собственный.

Команда проекта часто сильно занята его развитием и не уделяет внимания конкуренции. Еще до того, как проект выйдет на рынок с продуктом, ему предстоит конкурировать за получение инвестиций. Для этого надо учиться адекватно оценивать свой проект: видеть его недостатки и сильные стороны, уметь его продать. И тут недостаточно красивой презентации. Наша игра дает честную оценку проекта. Причем эта оценка дается не жюри, а такими же игроками, так что игра позволяет проектам получить фидбэк от рынка.

Зачем нужен грант

Полученный миллион мы хотим использовать на доработку нашей торговой системы. Наша игра могла бы оживить проектное обучение и одновременно развить предпринимательство в процессе учебы. Мы предлагали провести игру внутри МИЭМ, надеемся на содействие проектного офиса в ближайшем будущем!

Такие институты развития предпринимательства, как Сколково, ФРИИ, Фонд содействия инновациям, заинтересованы в поиске и привлечении хороших проектов, в формировании сильных команд, в более качественной первичной экспертизе. Все это потребности, которые потенциально можно закрыть нашей игрой. Сотрудничество можно наладить и с крупными компаниями вроде Сбера, VK и «Яндекса». Эти компании часто находятся в поиске качественных проектов и талантливых сотрудников.

Во всех проведенных нами играх призовой фонд формировали IT-компании — СКБ «Контур», «Наумен», УЦСБ. Призы вручались в офисах, где участников игры знакомили с компаниями, приглашали на работу после окончания учебы.

Текст: Валерия Немна, Медиацентр МИЭМ ВШЭ