• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем бизнесу профессиональные душеведы

Сегодня наш разговор — с Евгением Кузавлёвым и Миланой Хачатуровой, выпускниками магистратуры психологического факультета ГУ-ВШЭ по специальности «Психология бизнеса».

Психологи — не волшебники, они только учатся. И тем не менее они оказываются нужны бизнесу, делу сугубо практическому и вовсе не чародейному.

— Вы закончили магистратуру и бакалавриат психологического факультета ГУ-ВШЭ. Почему решили поступать в Вышку и почему именно на психологический факультет?

Евгений: — Я сначала планировал поступать в МГУ, тоже на психфак, потому что меня интересовали вопросы человекознания. Я выбирал между философским факультетом и психологическим, в итоге остановился на психологии, так как она сейчас бурно развивается и востребована. Услышал, что факультет психологии открылся в Вышке, и подумал, что психология, связанная с экономикой, с организациями, с бизнесом более практическое направление, будет  интереснее и перспективнее. Пошел на олимпиаду, и сразу с олимпиады меня зачислили.

Милана: — Ближе к окончанию школы я уже понимала, что эта сфера мне интересна, читала какие-то околопсихологические  книги. В то лето поступала в три вуза — в ленинский  педагогический университет на факультет биологии, в психолого-педагогический институт на Сухаревке на факультет психологии. В Вышку меня подруга за компанию позвала, и, как это часто бывает, она, к сожалению, не поступила, а я поступила. Поступила во все три вуза, но выбрала Вышку. За последующие шесть лет ни разу не пожалела о своем выборе.

— Ожидания, слухи о Вышке оправдались?

Милана: — Вышка свой имидж одного из самых лучших вузов подтвердила. Когда выбирали специализацию, я пошла на бизнес-психологию, и во многом то, что хотела, что можно было бы применить в практической работе, я получила.

Евгений: — Я как раз остановил свой выбор на Вышке отчасти из-за того, что, по общим сведениям, которые были в СМИ, в Интернете, а потом подтвердились на моем опыте, я понял, что здесь отношение к студенту отличается от такового в других вузах. В Вышке студент более свободно себя чувствует, может активнее участвовать в образовательном процессе, к его мнению прислушиваются, преподаватели его уважают.

— Что вы ожидали и что получили от обучения в магистратуре?

Милана: — Ожидала получения конкретных практических психологических знаний в уже выбранной специализации, а также более углубленной подготовки в написании научных работ, статей. Во многом мои ожидания подтвердились.

Евгений: — Магистратуру я воспринимал как логическое продолжение бакалавриата, только с упором на более специальные дисциплины. Так оно, собственно, и было на самом деле. Больше всего знаний, навыков и опыта я лично получил, скорее всего, именно в ходе подготовки магистерской диссертации, так что магистратура не прошла даром.

— Чем психологический факультет Вышки отличается от других психологических в Москве?

Милана: — Я знаю четыре основных психфака, в Вышке, МГУ, РГГУ и психолого-педагогическом институт. На протяжении всего нашего обучения психологические предметы в основном, процентов на восемьдесят, вели преподаватели из МГУ. Радует, что есть такая преемственность, такое базовое академическое образование. Но при этом самое главное у нас — ориентация на практику, потому что было много практических курсов. В психолого-педагогическом или в РГГУ тоже преподаватели высокого уровня, но все-таки у нас, наверное, уровень повыше.

Евгений: — Поскольку я изначально присматривался к МГУ и знаком с людьми оттуда, могу сказать, что, с точки зрения теоретической подготовки, они посильнее Вышки будут. Вышка не дает классического академического образования. Но что касается всей системы подготовки: большого объема самостоятельной работы, дополнительных курсов, читаемых преподавателями с других факультетов, ориентированности на применение знаний на практике, все это в моих глазах характеризует Вышку с положительной стороны.

— На каком курсе было тяжелее всего учиться?

Милана Хачатурова
Милана Хачатурова
Милана: — Тяжелее всех, на мой взгляд, были первый и второй курс, скорее даже второй, чем первый. На первом курсе тяжело потому, что идет перестройка после школы, а на втором совпало так, что были предметы самой различной направленности, требующие большой отдачи, и нужно было постоянно заниматься. Дальше стало проще, потому что в основных темах психологии мы уже начинали ориентироваться, а затем шло уже углубление полученных знаний.

Евгений: — Тяжело было, когда требовалось много письменной отчетности и нужно было писать сразу много по разной тематике. Над магистерской сложно было работать. Преподаватели довольно требовательные были. В целом, наверное, курсе на 2—3 тяжело было. На 1-м и старших было легче.

— Условия успеха в жизни — успешной работы, успешного дела?

Евгений: — Четкая постановка цели, если человек уверен, что та цель, которую он поставил перед собой — это именно то, чего он хочет добиться;  умение найти информацию, найти средства для достижения цели и упорство. Мне кажется, что часто нужно просто себя заставлять делать что-то, учиться, работать, иначе начинаешь проигрывать тем, кто умнее и талантливее тебя или был изначально на лучшей стартовой позиции.

Милана: — Я согласна — целеустремленность, не сдаваться в любой ситуации, не пасовать перед трудностями и, что очень важно, — иметь поддержку друзей, родных.

Евгений: — Мне кажется, что еще должна быть известная доля самоиронии, чтобы проще относиться к неудачам.

— Зачем учиться — много знать, много зарабатывать, найти друзей, завести контакты, быть образованным человеком, все вместе, есть приоритеты?

Милана: — Учиться всегда интересно, интересно узнавать что-то новое. Учиться надо, чтобы быть образованным человеком, найти свое место в жизни. И самое главное, чтобы тебе пригодилось то, что тебе рассказывали, а не просто получить всего лишь корочку об образовании.

Евгений: — Во-первых, даже просто приятно чувствовать себя образованным человеком, в чем-то разбираться… Мне кажется, это тоже неплохая цель. А если человек чувствует, что он не зря учился, действительно умеет что-то делать лучше других, то и хорошая работа, и саморазвитие приложатся, поскольку самое главное — что-то знать, что-то уметь, быть профессионалом.

— Халява — есть ли она в жизни? Что это такое — состояние души, благоприятное стечение обстоятельств, то, чего на факультете нет, результат халатности преподавателя?

Милана: — Не могу сказать, что положительно отношусь к этому явлению, потому что иногда бывает очень обидно, когда халява есть как таковая. Например, экзамен: к нему готовишься, а когда приходишь, становится понятно, что на этом экзамене можно все спокойно списать.  Ты готовился и получаешь свою хорошую оценку, а другие ребята не готовились и тоже получают хорошую оценку. В принципе, это случалось только несколько раз за все время обучения. Но некоторые студенты у нас постоянно пользуются такой ситуацией.

Евгений: — Я не завидую людям, которым повезло на экзамене или у которых действительно халявно что-то получилось. Мне кажется, что с халявой нужно бороться, она на факультете была. Это нехорошо, когда люди начинают привыкать к тому, что можно не готовиться, можно списать, можно скачать реферат. Думаю, что требования нужно повышать. Но не все так просто: действительно, бывает невозможно успеть все. Можно написать пять письменных работ в неделю, но пять качественных письменных работ написать нельзя.

С другой стороны, бывают курсы, когда нужно чем-то отвечать на халяву со стороны преподавателя. Очень сложно заставить себя ответить ему чем-то другим.

— Кто для вас является профессиональными и научными авторитетами?

Милана: — Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что в каждой сфере есть свои авторитеты.

Евгений: — У меня нет таких авторитетов. Есть уважаемые люди, чьи работы читаешь с удовольствием. Но авторитета, на который хочется равняться, нет.

— Типичный преподаватель психологии — какой он? Это практик или теоретик?

Милана: — Часто бывает так, что кто-то из преподавателей больше уходит в теорию, а кто-то в практику, но мне кажется, что здесь нужна «золотая середина». Важно, чтобы преподаватель мог четко и по пунктам донести до студентов информацию и при этом проиллюстрировать ее примерами из реальной жизни, может быть, даже из собственного опыта. Мною в таком случае информация воспринимается лучше всего.

Евгений Кузавлёв
Евгений Кузавлёв
Евгений: — Я вообще не могу выделить общий тип преподавателя, очень разные люди бывают. Просто нравится, когда подходят серьезно к своей профессии, а многие преподаватели, занимаясь научной деятельностью, к сожалению, мало внимания уделяют своим методам преподавания. И когда преподаватель действительно умеет заинтересовать, сжато и содержательно рассказать тот материал, который не найдешь в книжках, — вот это чудесно. Когда он при этом еще и обладает опытом практической деятельности и знает, как реально применять то, о чем он рассказывает, тогда он просто клад. Но таких людей очень мало.

— Есть ли на факультете обычаи, суеверия, традиции, праздники, которые вы вместе отмечаете?

Милана: — Мы пытались первые три или четыре года организовать различного рода праздники, но потом выпали из этого процесса. Но сейчас, насколько мне известно, на факультете есть инициативная группа студентов, которая занимается этими вопросами, и, на мой взгляд, у них все очень неплохо получается.

Евгений: — Общефакультетских регулярных мероприятий я не назову, но вообще у нас довольно дружный факультет был: были и выезды на природу, и собирались на чьем-нибудь дне рождения, или день психолога отметить, или так просто. После окончания магистратуры встречались пару раз. Уверен, что еще не раз соберемся.

— Если бы вы поступали заново, то куда бы вы поступали?

Евгений: — Не знаю, может быть, я бы попробовал на социологию поступить — в последнее время заинтересовался социологией, тоже в ВШЭ. Или на менеджмент. Вообще Вышка близка мне по моим взглядам, ценностям и образу жизни, поэтому я бы поискал среди факультетов Вышки.

Милана: — Если бы у меня не было психологического образования — то я психологию выбрала бы в любом случае, а в качестве второго мне интересен факультет менеджмента Вышки.

— Кем бы вы еще хотели стать, если не психологами?

Евгений: — Я всегда хотел быть музыкантом, но у меня это плохо получается — слух подводит: петь я никогда не умел, а играть не всегда терпения хватает. Эксперимент с фортепиано у меня не удался, с гитарой — удался наполовину.

Милана: — А я очень люблю спорт и, наверное, хотела бы быть спортсменкой. Но спортом я стала интересоваться достаточно поздно, в 16 лет, поэтому кроме шахмат…

— Вы уже работаете. Оправдываются ли ваши ожидания в отношении работы? Довольны ли вы в целом своей работой, своим выбором?

Милана: — После окончания обучения в магистратуре я получила предложение работать преподавателем на нашем факультете и с удовольствием его приняла. Конечно, есть сложности и вопросы, которые необходимо решить, но тем не менее мои оптимистичные ожидания в отношении преподавания полностью оправдались. Я очень довольна своим выбором, мне очень интересна моя нынешняя работа.

Евгений: — Я очень доволен моей нынешней работой, мне очень повезло с ней. Рад, что мне сейчас приходится выкладываться по полной, применять все знания, умения, а также использовать иностранные языки, участвовать в сложных проектах.

— Было ли какое-то событие в вашей вышкинской жизни — семинар, лекция, чей-то совет, которое стало для вас поворотным пунктом, позволило изменить жизнь или, по крайней мере, ваши цели?

Евгений: — Пожалуй, нет. Само решение пойти в Вышку, думаю, многое поменяло. Все могло бы быть иначе.

— Что из полученного в Вышке — знания, навыки, социальные сети, жизненный настрой — пригодилось?

Милана: — Я думаю, что в данный момент для меня прежде всего очень важны полученные знания и навыки, потому что я использую их в своей работе. Кроме того, обучение в Вышке выстроено таким образом, что оно формирует определенные личностные качества, которые потом могут пригодиться в жизни.

Евгений: — Вы знаете, все пригодилось. Что не может не радовать. Думаю, так оно и должно быть. Вуз должен не только давать знания. Это замечательно, если он вообще дает опору в жизни, опору из знаний, навыков, связей, принципов работы и т.д.

— А какие из прослушанных курсов оказались наиболее полезными? Какие преподаватели и курсы запомнились больше всего? Чем?

Милана: — Сложно выделить какие-то конкретные курсы и конкретных преподавателей, потому что таких было достаточно много. Для меня, наверное, наиболее ценными были практические курсы, направленные на формирование определенных навыков.

Евгений: — Матметоды мне запомнились. Очень интересные курсы читали у нас преподаватели факультета социологии: А.Б. Гофман, А.Ю. Чепуренко, О.Е. Кузина.

— Чего в вашем образовании не хватает? Что бы вы добавили в программу обучения в Вышке?

Милана: — Когда мы учились, мне очень не хватало более глубокого языкового образования, изучения второго языка. Но, насколько я знаю, сейчас на всех факультетах Вышки английский язык изучается на протяжении всего обучения в бакалавриате, и есть возможность изучать второй язык.

Евгений: — Да, языков было мало, согласен. Я бы постарался привлечь к преподаванию практикующих психологов (особенно в магистратуре), чтобы студенты старших курсов могли перенять их опыт и повысить свою конкурентоспособность на рынке после выпуска. Плюс к этому уделил бы больше внимания методической подготовке, потому что работодателя больше интересует не то, что ты знаешь, а что ты умеешь и какой у тебя склад ума. А это все складывается именно в процессе освоения методов.

— Представьте себя через 5 лет — чем вы занимаетесь? Где живете?

Милана: — Что касается профессиональной деятельности, то мне бы хотелось через пять лет состояться как специалист в своей сфере, улучшить свою квалификацию, получить степень кандидата психологических наук.

Евгений: — Если бы вы меня спросили сразу после выпуска, что я буду делать через полгода,  я бы вам честно и уверенно ответил. Но учитывая то, что сейчас я занимаюсь совсем не тем, о чем честно и уверенно сказал бы вам тогда, то лучше не буду загадывать. Буду работать и развиваться. Все возможно! Вообще, конечно, не все, но многое!

— Какой бы вы хотели видеть Вышку через 5 лет?

Милана: — Сильным российским вузом, с по-прежнему хорошо организованной системой обучения и остающимся передовым в вопросах внедрения инноваций.

Евгений:  — Поддерживаю. Очень хочу, чтобы Вышке хватило запала именно в области инноваций, поскольку — могу по себе сказать — в Вышку люди за этим идут.

— Что бы вы посоветовали будущим выпускникам Вышки?

Евгений: — Выпускникам? Не забывать родной вуз и помогать друг другу.

— Сколько и чего вам нужно для счастья?

Милана: — Крепкая и дружная семья, близкие друзья, интересная работа.

Евгений: — Для счастья все нужно! И побольше!

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Студенты ВШЭ стали призерами международного конкурса по анализу данных от Kaggle

Магистранты второго курса программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» Екатерина Мелианова и Артем Волгин заняли второе место в международном конкурсе по анализу данных. На основе данных опроса 19 717 респондентов из 171 страны исследователи Вышки проанализировали сообщество обладателей PhD в области Data Science.

Определена стоимость платного обучения для поступающих в 2020 году

Ученый совет ВШЭ утвердил стоимость обучения на бакалаврских и магистерских программах для поступающих в университет в 2020 году. Вышка будет софинансировать контракты наиболее успешных абитуриентов и обучать за собственный счет тех, кто находится в сложных социальных и материальных условиях.

Куратором нового профиля магистратуры «Практики современного искусства» станет режиссер Владимир Мирзоев

В Школе дизайна НИУ ВШЭ на магистерской программе «Практики современного искусства» открывается новый профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия». Его куратором станет известный российский режиссёр Владимир Мирзоев. На Дне открытых дверей он рассказал, как поступить на профиль и каких абитуриентов здесь ждут.

«Куратор выявляет то, что “разлито” в современности, но еще не сформулировано»

В этом году НИУ ВШЭ и Музей современного искусства «Гараж» открыли магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве», которая готовит кураторов и координаторов выставок. Что представляет собой профессия куратора в искусстве, в интервью новостной службе рассказали преподаватели программы – куратор Музея «Гараж» Валентин Дьяконов и главный редактор портала «Артгид» Мария Кравцова.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.