• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Классно работать с классными людьми»: в ВШБ ВШЭ прошел «Вечер ритейла»

«Классно работать с классными людьми»: в ВШБ ВШЭ прошел «Вечер ритейла»

© Высшая школа экономики

На днях состоялся «Вечер ритейла» в рамках неформальных встреч студентов магистратуры Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ с представителями бизнеса. Гостем стал Илья Якубсон, управляющий директор сети жестких дискаунтеров «Чижик». Модератором дискуссии выступил Александр Лебедев, академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в ритейле».

Александр Лебедев

«“Вечер ритейла” — это о том, как в реальной жизни создать бренд и управлять им. Это возможность напрямую общаться с людьми, которые создали себя сами. На лекциях мы изучаем, как надо, видим рафинированные презентации брендов, учим теорию. А как это все реально создается? На таких встречах теоретические знания начинают переходить в практическую плоскость», — пояснил формат мероприятия Александр Лебедев.

Магистранты услышали из первых уст историю самой быстрорастущей российской компании, которую уже хотят копировать, и не только в РФ. «На конец декабря 2021 года было всего 72 магазина, а в декабре 2022 года их насчитывалось уже более 500, и это не предел!» — рассказал Илья Якубсон.

По его мнению, имеет смысл ставить только амбициозные цели, идти к их выполнению по принципу work hard — have fun и постоянно оптимизировать процессы, не тратя времени на лишнее. Эти принципы легли в основу корпоративной стратегии и культуры новой компании. «У нас в компании принято общаться на ты, можно перебивать на совещаниях и приходить на них в худи и джинсах. Я не хочу контролировать сотрудников — это неэффективно. Поэтому мы берем тех, кто разделяет наши ценности и готов честно работать в интересах команды, стараясь максимально эффективно выполнить наши общие задачи», — пояснил управляющий директор.

Илья Якубсон много лет в ритейл-бизнесе, на встрече со студентами он честно признался, что еще 30 лет назад предлагал идею создания жестких дискаунтеров. В процессе ведения активной бизнес-деятельности Илья Якубсон понял, что ему не хватает систематизации знаний, он написал кандидатскую диссертацию, получил МВА, учился в одном из самых престижных учебных заведений мира — Лондонской бизнес-школе. Системность, начитанность, объективность, принятие разных точек зрения — вот что дает образование, по мнению гостя.

Илья Якубсон

Теперь академические знания управляющий директор «Чижика» сочетает с практическим подходом: регулярно посещает магазины, общается с сотрудниками. И рекомендует менеджерам делать так же, чтобы понимать, как их работа выглядит в глазах коллег и покупателей. «Однажды нам нужно было сделать выкладку хлеба. Тогда мы выкладывали каждый батон отдельно. И вот когда я лично выложил 400 батонов на нижнюю полку и у меня свело спину, я понял, что это неэффективно! Надо изменить! С тех пор мы хлеб в сети выставляем коробами», — рассказал Илья и при этом подчеркнул, что магистрантам полезно пройти практику непосредственно в магазинах, чтобы своими глазами увидеть, как все устроено.

Магистерская программа «Менеджмент в ритейле» учит студентов решать реальные бизнес-задачи, понимать, как работает многочисленная сеть из поставщиков, производителей, партнеров, и уметь ею управлять, знать цифровые технологии, применяемые сегодня в разных направлениях ритейла.

В зале присутствовала студентка 2-го курса программы Алина Агайдарова, которая рассказала о своем опыте. Она стала победительницей конкурса вопросов спикеру этого вечера. Алина идет на красный диплом и в рамках магистерской диссертации планирует строить модель магазина. Для того чтобы разобраться в теме, ей нужен был доступ в действующий магазин, и команда «Чижика» откликнулась первой. «Моей задачей было собрать данные, но невозможно сидеть, когда все вокруг работают! Я присоединилась к сотрудникам торгового зала, теперь работаю там по полдня. Мое сознание полностью изменилось, так же как и отношение к работникам магазинов, — поделилась Алина. — Мне было интересно познакомиться с этими людьми, послушать их истории, узнать, почему они получают удовольствие от работы именно в “Чижике”, перейдя из других магазинов. Я узнала, как важно для компании ценить труд сотрудников. Без этой практики моя диссертация была бы неполной».

Фото: X5 Retail Group

Со студентами обсудили и любимое всеми мороженое — у «Чижика» собственные бренды, для которых компания привлекает лучших производителей. «Мы продаем то, что едим сами! На качестве не экономим», — отметил Илья и рассказал студентам, как именно сделать качество доступным, что можно оптимизировать, а на чем экономить нельзя.

Благодаря открытости гостя атмосфера встречи получилась такой же открытой и доверительной: студенты, проходящие стажировку в компании «Чижик», воспользовались возможностью обсудить рабочие моменты, перспективы и даже задать острые вопросы. Возможность встреч и открытой дискуссии в неформальной обстановке с руководителями бизнесов делает программу «Менеджмент в ритейле» уникальной: у студентов есть возможность напрямую учиться у профессионалов, задавая самые острые вопросы, на каждый из которых найдется ответ.