• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Член правительства: мечты и реальность

Сегодня мы беседуем с Настей Ларионовой, выпускницей факультета политологии. Об экономической политике, о проектах и мечтах, о том, каково приходится женщине в структурах, которые у нас до сих пор по определению считаются мужской сферой деятельности.

— Настя, где вы сейчас работаете?

— Работаю в департаменте экономической политики и развития правительства Москвы. Попала туда на третьем курсе через студенческий проект "Студенческое правительство дублеров". Это кадровый проект правительства Москвы, теперь у каждого министра Москвы есть дублер из числа студентов московских вузов, и он занимается экспертизой проектов Постановления, которые выносятся на заседания правительства, участвует в коллегиях, совещаниях, вносит свои предложения по развитию отрасли. Выпускники, которые активно себя проявили в деятельности студенческого правительства, были трудоустроены. А сейчас создана Молодежная экспертная группа при мэре Москвы, в работе которой я принимаю участие как выпускница проекта.

Почему правительство? С какой мотивацией вы шли работать?

— Я всегда  связывала свое будущее с государственной службой. Я много практиковалась, и в Государственной Думе, и на Московской межбанковской валютной бирже, пробовала себя в пресс-центре по специальности. Но больше всего мне подходит именно направление департамента экономической политики и развития, потому что все аналитические, крупные стратегические документы выпускает именно этот департамент. Моя задача — как раз поиск балансов и дисбалансов развития города, для меня это связь экономики и моей основной специальности, поэтому мне показалось такое будущее наиболее интересным из того, что я пробовала на практике.

— Какие перспективы для себя вы видите в этой сфере?

— Сейчас у меня должность ведущего специалиста, потому что нет стажа работы и образование — пока только диплом бакалавриата. А что касается общественной нагрузки и собственного развития, то тут возможности большие, потому что Молодежная экспертная группа при мэрии занимается аналитикой всевозможных вопросов, предлагает свои поправки в существующие документы, инициирует рассмотрение проблемных вопросов в развитии города, и уже мэр рассматривает эти документы — и решает, что принять, что нет, а если не принять — то почему. Поэтому потенциал развития есть.

— Каков состав молодежной экспертной группы,  кому интересна эта работа?

— Молодежная экспертная группа — это выпускники студенческого правительства, которые уже отработали определенный период времени и сейчас трудоустроены. То есть, как правило, это уже выпускники вузов, имеющие разные специальности. Они могут работать в органах исполнительной власти, не обязательно в правительстве Москвы, есть у нас сотрудники и экономического министерства, есть сотрудники счетной палаты. Плюс те, кто решили самостоятельно открывать собственное дело или работают в бизнес-структурах. Иными словами, молодежная экспертная группа — уже самостоятельные трудоустроенные люди, которые имеют опыт взаимодействия с представителями исполнительной власти и состояли в студенческом правительстве, хорошо проявившие себя активисты.

Как вы относитесь к мнению, что политика,  и все, что с ней связано, — не женское дело? В политической сфере женщине карьеру строить сложнее, чем мужчине — если и не дискриминируют открыто, то занимаются этим по инерции, выбирают не тебя, а пол?

— Сначала, когда только пришла в проект и стала дублером руководителя Департамента экономической политики и развития на третьем курсе, я стала так одеваться, чтобы выглядеть старше своих лет и еще за счет делового костюма придать себе какие-то мужские черты, — сейчас смотрю на те фотографии и улыбаюсь. Сегодня меня больше ценят за идеи, которые я предлагаю, а не за внешний вид и тем более — не за пол. Сейчас мне уже проще. А для тех, кто только приходит, для третьего курса, который встает на наши места, только узнают эту деятельность — наверное, тут есть эта проблема.

Внутреннее ощущение то, чем вы сейчас занимаетесь, оправдывает ваши ожидания? Вы занимаетесь именно тем, чем хотели заниматься?

— Да, на данный момент я занимаюсь тем, чем я хотела заниматься. Иногда хочется всего и сразу, но так не бывает, поэтому еще девичьи розовые очки «имеют место быть»... Но в целом, если планировать пошагово, каждый год ставить себе определенную цель и добиваться ее, то, думаю, все реально.

— Если не секрет, какова глобальная цель вашего профессионального  движения?

Стать полезной, нужной для городского развития, предлагать то, что действительно может повлиять на экономический потенциал города. Ну и при всем этом — это я про себя — остаться человеком с большой буквы, иметь семью и много детей.

Было желание все поменять, попробовать себя в других сферах?

— Конечно, было. Казалось — может быть, надо попробовать себя в бизнесе, еще где-то. И, естественно, были раздумья — точно ли это то, что на всю жизнь. Сейчас, когда я стала работать,  у меня нет таких сомнений.

Какую роль в вашей карьере и вообще в жизни сыграло то, что вы закончили ГУ-ВШЭ? Исходя из вашего опыта, как воспринимаются наши выпускники на рынке труда?

— Вышкинцев там мало, потому что есть профильный вуз, который занимается подготовкой будущих сотрудников правительства, это университет управления при правительстве Москвы. Но везде, где я проходила практику, отзывы о выпускниках Вышки были самые положительные, говорили — да, это серьезный, сильный вуз.

Какие именно знания  и навыки, полученные в университете, пригодились вам в работе?

— Сравнивая себя с людьми из других вузов, с которыми я сейчас общаюсь, а они выпускались и шли вместе со мной на этом этапе развития, могу сказать: мне было намного проще понимать многие проблемные моменты. Прежде всего благодаря тем лекциям, которые читал нам Марк Юрьевич Урнов. Он вел аналитический клуб на факультете, я готовила анализ, а он проверял, редактировал. Эти постоянные тренировки, и круглые столы, и семинары, которые здесь проходили, сформировали совершенно другой взгляд  на процессы политического управления. И когда я пришла на рабочее место, я была  готова. У меня не было квадратных глаз, как у многих студентов, — что делать, откуда ноги растут и что с этим будет дальше. Уже  в начале работы у меня была  база, за что спасибо вузу. Причем эта база была не только теоретическая, но и практическая — может быть, благодаря тому, что декан с нами устраивал мини-мастер-классы,  и сам процесс образования так построен — больше практики и больше приглашенных экспертов, так что мне было проще, чем многим студентам из других вузов.

Что из полученного в Вышке знания, социальные навыки, социальные сети, полезные знакомства, жизненный опыт больше всего пригодилось?

— Знания — однозначно, причем больше с практической точки зрения. У нас много практиков читают лекции, Юлий Нисневич, например, давал на лекциях аналитические вещи, а меня всегда интересовала аналитика. Потом — опыт, связанный с общественной деятельностью, с выстраиванием коммуникаций с другими факультетами: у нас в институте коммуникацию между факультетами выстроить довольно сложно, потому что мы территориально расположены в разных местах. Но желание и умение выстраивать коммуникативные связи и приобретенный за счет этого опыт мне очень помог.

Какой курс вы бы выделили, особенно полезный или просто запомнившийся больше всего?

— Курс Туровского Ростислава Феликсовича мне очень понравился, он читал «Региональные аспекты политического анализа». Потом меня заинтересовал конкретный регион, так как живу здесь, — Москва. Сейчас в магистратуре нам рассказывали о стратегиях привлечения инвестиций, читала Борисова Наталия Петровна, и так получилось, что это непосредственно связано с моей нынешней деятельностью.

— А кого бы вы назвали лидером факультета?

— Для меня это декан, я и бакалаврскую работу у него писала, он был научным руководителем, и для  меня лично - учитель, наставник.

С позиции практика - чего не хватало в образовании?

— Системности. Методы преподавания у всех педагогов разные, но это больше плюс даже, а минус — то, что были повторы, и не были системно выстроены блоки. Мне кажется, должно быть так: первые два года - это теория, третий год — практика, мастер-классы и индивидуальная работа со студентами, 4 - 6 курсы — это уже фактически научные разработки под контролем преподавателей. Вот такой системности, наверное, не хватало.

Какие у вас отношения с математикой, насколько она вам оказалась нужна?

— Мне она давалась нелегко, с переменным успехом, но сейчас в работе я использую методы регрессионного анализа, статистические методы и подходы к планированию и аналитике. Я работаю над темой стратегического планирования, с ней связан и диплом «Стратегическое планирование и прогнозирование на примере города Москвы», и нынешняя работа, поэтому все эти методы сейчас приходится вспоминать. Но база была дана хорошая, я понимаю, что по данной работе необходимо использовать такой-то метод, для решения другой задачи и достижения результата нужно задавать другие исходные данные, я могу понять, рассчитать и  структурировать материал.

Как вам кажется, когда стоит начинать работать?

— Я сама начала работать, окончив третий курс, а в департаменте — после первого курса магистратуры. А вообще мне кажется, что как только бакалавриат подходит к концу, надо начинать уже работать. Конечно, складываются разные жизненные ситуации, и приходится раньше начинать работать, искать временные заработки и так далее. Но если наша цель — сильное образование, хорошая база, то лучше начинать работать после 4-го курса. Например, на нашем факультете магистратура пошла студентам навстречу, у нас были занятия вечером, и я успевала после работы.

В ВШЭ есть Центр развития карьеры, который ведет активную работу по трудоустройству выпускников, вы пользовались их услугами?

— Нет, когда я выпускалась, сама активно занималась  вопросом трудоустройства и в этот Центр не обращалась. Должен быть какой-то системный подход на факультете, тем более в условиях кризиса. Есть поручение правительства РФ по этому поводу: если люди хотят учиться, увеличить количество мест в магистратурах, пусть продолжают учиться. Если нет возможности и желания и они уже идут трудоустраиваться - то создать необходимые условия для этого.

Немного о планах - где вы будете через пять лет, где живете, работаете?

— Живу я однозначно в Москве, больше двух недель в другом городе я не могу. Работаю в  органах исполнительной власти, не буду конкретизировать, но в направлении аналитическом, это стратегические документы, анализ, дисбалансы,  расчеты, выработка мер по решению. Вот такое  направление деятельности, а как это будет выглядеть структурно — не знаю. Естественно, мне это представляется уже с возможностью самой организовывать процесс работы, самой планировать собственные проекты по этой же тематике, иметь свой коллектив — адекватный, сильный. И, наверное, самое главное - быть полезной, чтобы все эти разработки были не на уровне теории, а  стали реально применимыми.

Каков процент внедрения того, что сейчас разрабатывается вашим департаментом?

— Я не буду говорить, что 100%. Необходима обратная связь для того, чтобы понимать, какие из проектов постановлений в жизни работают, а какие — нет. В принципе попытки организации такой связи есть - это и трехсторонние соглашения, и привлечение  молодежи к деятельности правительства, в идеале мы должны двигаться к прозрачности органов исполнительной власти.

Какой бы вы хотели видеть Вышку через пять лет?

— Мне бы хотелось, чтобы это был территориально единый комплекс, это очень помогло бы студентам, преподавателям. И еще в Вышке много исследовательских и аналитических центров,  хотелось бы, чтобы процесс привлечения к ним студентов был бы более открытым и системным, что ли. На сайте есть общая информация, а хотелось бы знать, кто туда может попасть, а кто — нет, от чего это зависит, от каких успехов.

— Если бы вы поступали заново, то куда?

— На экономику, хочу иметь еще экономическое образование, и именно вышкинское, потому что оно — одно из самых сильных.

Что бы вы посоветовали будущим выпускникам?

— Мой совет, наверное, будет простой — пусть у них будет мечта-цель, неважно в какой сфере — образования, карьеры, в личной жизни. Важно, чтобы эта мечта постоянно была, - она заставляет двигаться. У меня так получилось, что была мечта — найти интересную работу, стать самостоятельной, нужной, и она сейчас частично исполнилась. И я уже вижу следующую мечту-цель. Очень важно, чтобы мечта была у всех, чтобы они понимали, что мечты с течением времени начинают сбываться — главное не опускать руки. И то ощущение радости, когда они сбываются, — очень хотелось бы всем передать и этого же пожелать.

А сейчас к чему вы стремитесь, что принесет вам радость?

— Если о работе, то сейчас я ставлю перед собой более конкретные задачи — запустить собственный проект по стратегии привлечения инвестиций в Москву. А радость мне приносят люди, с которыми дружу, работаю, учусь!

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).

Выпускной: пошаговая стратегия

20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».