• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологи займутся нейроэкономикой

Деканом факультета психологии ВШЭ назначен Василий Ключарёв. О том, что предстоит сделать на факультете, о новых исследовательских проектах, взаимодействии с другими подразделениями университета и собственных научных интересах новый декан рассказал в интервью новостной службе портала ВШЭ.


Василий Ключарёв (род. в 1972 году) окончил биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), аспирантуру Института мозга человека Российской академии наук (РАН), защитил PhD под руководством академика РАН Натальи Бехтеревой. С 2000 года занимается исследованиями в области нейробиологии и нейроэкономики и преподаванием в научных центрах и университетах Финляндии, Нидерландов и Швейцарии.


 

— Василий Андреевич, расскажите, пожалуйста, как вы начинали заниматься наукой? Что предопределило сферу ваших научных интересов?

— Кандидатскую диссертацию я защищал в Санкт-Петербурге под руководством Натальи Петровны Бехтеревой, и исследовал я механизмы эмоций, в том числе нейробиологические. Исследования, которые мы тогда там проводили на очень хорошем оборудовании, позволили мне в дальнейшем пройти стажировки в различных европейских центрах. Основным университетом, который в наибольшей степени повлиял на мои научные интересы, я бы назвал Школу менеджмента в Erasmus University в Роттердаме. Там в сотрудничестве с Donders Institute, ведущим институтом, исследующим механизмы работы мозга, мы начали проекты в области нейроэкономики.

— Чем занимаются нейроэкономисты?

Поскольку я занимаюсь нейроэкономикой, возможность сотрудничества с Высшей школой экономики меня очень привлекла. А уже во время более обстоятельных переговоров с руководством университета выяснилось, что ВШЭ готова сделать междисциплинарные исследования на стыке психологии, экономики, менеджмента и других наук одним из своих приоритетов.

— Нейроэкономика возникла как область изучения нейробиологических механизмов, влияющих на принятие человеком решений. Здесь множество интереснейших вопросов. Можно ли по активности мозга предсказать наши решения? Можно ли повлиять на них? Можно ли определить индивидуальный стиль принятия решений? Можно ли объяснить нелогичность в поведении эволюционными особенностями развития человеческого мозга? Я сконцентрировался на изучении социального влияния, манипуляций нашими решениями и их механизмов, пытаясь понять, какие области мозга оказываются задействованы, когда нами пытаются манипулировать. Последние четыре года я работаю в группе Экономической психологии в Базельском университете (Швейцария), где продолжаю свои исследования с помощью магнитно-резонансных сканеров.

— Что побудило вас вернуться в Россию и почему именно в Высшую школу экономики?

— Хотя я четырнадцать лет живу за границей, с Россией я не порывал. У меня было несколько совместных с российскими коллегами исследовательских и образовательных проектов. Последний из них — многонациональная аспирантура по нейробиотехнологиям (БиоН), в ней участвовали МГУ, СПбГУ, Нижегородский государственный университет, Южный федеральный университет и ряд других научных центров. Связи с Россией я не терял, и именно через эти контакты на меня вышла ВШЭ.

Поскольку я занимаюсь нейроэкономикой, возможность сотрудничества с Высшей школой экономики меня очень привлекла. А уже во время более обстоятельных переговоров с руководством университета выяснилось, что ВШЭ готова сделать междисциплинарные исследования на стыке психологии, экономики, менеджмента и других наук одним из своих приоритетов. На эти цели, в частности для создания новых лабораторий, будут выделены дополнительные средства, в Вышку будут привлечены иностранные специалисты. Многие европейские коллеги выразили заинтересованность в сотрудничестве с математическими факультетами ВШЭ, поскольку в наших исследованиях математические модели (принятия решений, работы мозга, социального взаимодействия групп) — это передний край науки, а ученые-математики в ВШЭ невероятно высокого уровня.

Если добавить к этому создание новых образовательных программ, в том числе англоязычных, на которые мы могли бы привлекать не только российских, но и иностранных студентов, то получится очень современное и интересное направление развития университета. ВШЭ — это такое уникальное в России место, где добиться этих целей, на мой взгляд, реально.

— Декан факультета — должность во многом административная. Как вы планируете сочетать управленческую, научную и образовательную деятельность?

— Я думаю, что главная идея моего приглашения на должность декана состояла как раз в том, чтобы задать новый вектор научных исследований на факультете. Если ты не понимаешь, что происходит в науке, очень легко потерять нить управления, поэтому я не заброшу научную деятельность и при этом попытаюсь создать дополнительные ресурсы в управлении факультетом. А поскольку я много занимался международными образовательными проектами, то организационная и преподавательская работа для меня также не новость.

Нейроэкономика — новая область науки, и я не скрываю, что я еще многому учусь. Я сам бы с удовольствием посетил несколько учебных курсов, которые мы планируем подготовить и начать преподавать. Вообще в мире по пальцам можно пересчитать вузы, которые нейроэкономические исследования и курсы воплотили в полноценные, устойчивые образовательные программы. Если мы реализуем свои замыслы, то Вышка станет уникальным для Европы, да и не только, университетом.

— Чего ждать абитуриентам, поступающим на факультет психологии ВШЭ в нынешнем, 2013 году?

В мире по пальцам можно пересчитать вузы, которые нейроэкономические исследования и курсы воплотили в полноценные, устойчивые образовательные программы. Если мы реализуем свои замыслы, то Вышка станет уникальным для Европы, да и не только, университетом.

— Мы не собираемся сразу обрушить на студентов новые учебные курсы и дисциплины — их введение в образовательный процесс будет постепенным и начнется через академический год, то есть осенью 2014 года. А вот что мы надеемся сделать в наступающем учебном году, так это открыть новые лаборатории и пригласить с лекциями в Вышку целый ряд зарубежных ученых. Так что студенты, которые заинтересуются нейроэкономикой, уже скоро смогут попробовать себя в новой научной сфере и поучаствовать в необычных для России исследовательских проектах. ВШЭ согласилась купить новое исследовательское оборудование, например, транскраниальный магнитный стимулятор — думаю, что не только состоявшимся исследователям, но и студентам будет очень интересно его испытать.

— Какие изменения ждут факультет в организационном и кадровом плане?

— Факультет был создан «с нуля», завоевал хорошую репутацию, и это, безусловно, большое достижение того коллектива, который на нем сложился. К этому сильному коллективу мы планируем добавить сильные международные лаборатории с приглашенными исследователями и лекторами. В то же время задача повышения публикационной активности стоит перед всем университетом, и факультет психологии не должен оставаться в стороне. Мы постараемся усилить поток стажировок наших преподавателей и научных сотрудников за границу и будем существенно увеличивать число учебных курсов на английском языке. Постараемся таким образом интегрировать факультет в европейское академическое пространство. Потенциал для этого и я, и мои коллеги по факультету видим.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Мозг в космосе: как меняется нервная система человека в невесомости

Роскосмос обсуждает полеты на Марс, NASA планирует организацию туров на МКС, SpaceX тестирует прототип марсианского корабля Starship. Ученые же всерьез обеспокоены безопасностью долгого пребывания в космосе. Влияние невесомости на кости, мышцы и вестибулярный аппарат известно, но как меняется мозг космонавтов? IQ.HSE собрал самые свежие исследования по теме.

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.