• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Второй год читаю дисциплины студентам на английском»

Профессор факультета медиакоммуникаций ВШЭ Илья Кирия, признанный по результатам голосования студентов одним из лучших преподавателей Вышки 2012 года, рассказал новостной службе портала о своем профессиональном пути, методах преподавания и особенностях современного медиарынка.

— Илья Вадимович, почему вы когда-то выбрали МГУ, факультет журналистики, для получения высшего образования? Какой путь вы прошли до того, как попали в Вышку?

— Я москвич, моя семья жила в центре, в районе метро «Смоленская». До 9 класса я учился в школе № 12 имени Поленова, которая специализировалась на обучении французскому языку. Так что уже с детства я был приобщен к французскому, и, конечно, тот факт, что моя мама работала в РУДН преподавателем французского языка, тоже сыграл большую роль в моем обучении. Два последних класса я учился в школе № 627, в лицейском классе при телекомпании Останкино, так как в то время я хотел связать свою жизнь с журналистикой. Соответственно, вопрос о том, на какой факультет я буду поступать в университет, для меня, в общем-то, не стоял.

Когда в апреле 2002 года я получил стипендию французского правительства и понял, что уезжаю во Францию в октябре, мой научный руководитель, ныне декан журфака МГУ, поставил передо мной задачу — защитить кандидатскую диссертацию в начале осени, а не затягивать ее сдачу еще на год. Так за неделю до отъезда я стал кандидатом наук

Параллельно с обучением в университете я работал в журналистике: на радио, в газете. К моменту окончания МГУ, журналистика как таковая уже перестала меня сильно привлекать, видимо за пять лет я ею пресытился. После выпуска из университета я устроился на работу в московский корпункт радио Швейцарии, где работал с французским языком, являясь продюсером франкоговорящего корреспондента. Уже тогда я обучался в аспирантуре на факультете журналистики МГУ и практически сразу подал документы для обучения в Гренобльском университете Стендаля во Франции. Мое желание обучаться во Франции было вполне естественным, так как я хорошо знал французский, два месяца жил в Париже и стажировался на французской международной радиостанции, окончил франко-российской центр журналистики.

Когда в апреле 2002 года я получил стипендию французского правительства и понял, что уезжаю во Францию в октябре, мой научный руководитель, ныне декан журфака МГУ, поставил передо мной задачу — защитить кандидатскую диссертацию в начале осени, а не затягивать ее сдачу еще на год. Так за неделю до отъезда я стал кандидатом наук. Год я проучился во Франции, а затем вернулся в Москву — для этого было много причин, в частности было трудно получить финансирование, так как преференции давались гражданам Евросоюза, да и писать диссертацию про Россию во Франции было не слишком удобно. В Москве параллельно с написанием диссертации Ph.D. я устроился работать на факультет журналистики МГУ, где в течение четырех лет преподавал и занимался научной работой. А в 2007 году я попал в Вышку.

— Это было естественным стечением обстоятельств или же целью, к которой вы так или иначе стремились?

— Я тогда ушел из МГУ, потому что был недоволен некоторыми особенностями работы в этом университете, в частности недоволен возможностями, которые мне предоставлялись. Здесь я очень доволен своими возможностями. Конечно, в Вышке есть свои сложности, например та же бюрократия, но я все равно считаю, что ВШЭ — лучший университет в России, я всегда так считал. Еще когда работал в МГУ, я заходил на сайт ВШЭ и думал, что было бы здорово там работать. Сложилось так, что я планировал с коллегами из некоммерческой образовательной организации «Internews» создавать совместные программы дополнительного профессионального образования (ДПО) совместно с ВШЭ. Я мог этим заниматься, так как имел и соответствующий опыт, и определенный академический статус. Мне сказали: если мы все-таки будем создавать программы ДПО в Вышке, то будьте готовы к тому, что из МГУ вам придется уйти. И я решил, что к этому вполне готов. Вот так, с июля 2007 года я работаю здесь. И в рамках Высшей школы журналистики я начал заниматься программами ДПО, таким образом реанимировав ее в аспекте именно этой деятельности.

— Каковы ваши ключевые методы преподавания? На что вы стараетесь делать акцент в процессе обучения студентов?

— У меня есть несколько основных методов преподавания. Во-первых, я всегда структурирую лекции и семинары, готовлю для занятий презентации, которые затем обязательно отправляю студентам для лучшего усвоения материала. Однако я против того, чтобы студенты готовились к зачетам только по моим презентациям, — это искажает их мышление, конечно, надо читать источники. Во-вторых, я всегда прозрачен с точки зрения критериев оценивания учащихся и четко поясняю студентам, из чего состоит оценка. Даже если курс предполагает в качестве заключительной работы написание эссе, то у меня есть система критериев и на этот случай, и каждый студент получает, помимо оценки, рецензию на свою работу. Вообще, в первом семестре у меня довольно много студентов, поскольку я веду так называемые дисциплины ядра — основные предметы по всем трем магистерским программам факультета медиакоммуникаций.

— Каковы ваши основные обязанности в качестве заместителя декана факультета медиакоммуникаций?

— Я отвечаю за все международные связи, планирую образовательный процесс на следующий год с учетом приезда иностранных преподавателей, организую обменные программы с университетами других стран. Также я отвечаю за научные проекты внутри факультета, руковожу научной Лабораторией медиаисследований ВШЭ и курирую почти все связанные с ней проекты.

— Почему вы решили стать еще и руководителем магистерской программы «Менеджмент в СМИ»?

— Тут вышло так: в 2008 году мне предложили эту должность, и я не отказался. А не отказался потому, что с этой темой я в своей жизни не раз пересекался, успел поработать не только преподавателем, но и бизнес-тренером. Если говорить об этой программе, хотел бы отметить, что процесс ее усовершенствования постоянен — каждый год что-то меняется, в рамках рабочего учебного плана или же «просто» вводятся новые учебные дисциплины. Например, два года назад мы поставили задачу — каждый новый учебный год вводить в состав дисциплин по выбору некоторое количество программ на английском языке. И вот уже второй год я читаю дисциплины студентам на английском, хотя не факт, что в грядущем году я буду снова этим заниматься, возможно, придумаю что-нибудь новое.

Медиарынок в России бурлит. Происходит активный рост рекламы в нашей стране, как и в других странах БРИК. Глобальный рекламный рынок растет, и у нас он растет быстрее, чем в других странах.

— В аннотации этой магистерской программы сказано, что система обучения ориентирована на структуру и спрос современного медиарынка. Что это за структура, на ваш взгляд, каковы ее основные характеристики в сегодняшней России?

— Хм, это весьма сложный вопрос. Медиарынок в России бурлит. Происходит активный рост рекламы в нашей стране, как и в других странах БРИК. Глобальный рекламный рынок растет, и у нас он растет быстрее, чем в других странах. Также важно отметить появление новых гаджетов, терминальных устройств разного типа, которые в итоге позволяют нам потреблять любые медиапродукты — где и когда мы хотим. Это в свою очередь меняет привычки аудитории, происходит перераспределение аудитории между разными источниками получения информации. То есть медиасфера развивается, так как в обществе сегодня есть мощный технологический драйвер. Медиасреда вообще очень интересная сфера, она связана с символами, идентичностью и прочими глубокими вещами, а не просто потреблением, как это принято в маркетинге.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших интересах, не связанных с профессиональной деятельностью.

— Я люблю путешествовать. Вообще люблю вполне типичные для мужчины занятия, например, мне нравится работать руками, на даче при возможности стараюсь что-нибудь мастерить. А еще я аквариумист. Уже 10 лет как этим занимаюсь, развожу рыб и хорошо разбираюсь в этом.

— Каков ваш профессиональный вектор развития? Скажем, где вы видите себя лет через пять?

— Через пять лет я буду здесь. Я хотел бы и дальше заниматься тем, чем я занимаюсь в Вышке, продолжить выстраивание образовательных программ, наладить более крепкие связи с другими факультетами. Помимо всего прочего, многие научные проекты, которые я курирую — проекты долгосрочные. В общем, тут есть чем заняться. Также для меня очень важно в течение ближайших лет защитить докторскую диссертацию. Не хочу останавливаться на полученной степени Ph.D.

Марат Рахимов, студент четвертого курса факультета мировой экономики и мировой политики, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу»

Кирилл Головкин два года провел на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, а 30 июня в МедиаДворе на Хитровке ему вручили диплом магистра с отличием. Обо всем, что происходило в это время в университете, об успешных проектах и упущенных возможностях — в его рассказе от первого лица, который наверняка будет интересен всем, кто поступает в этом году в Вышку.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

«День открытых дверей»: где учатся журналисты, пиарщики и рекламисты

Студенческие телестудии, арт-объекты, примеры эффективной рекламы и заголовки из «Коммерсанта» на стенах — экскурсию по зданиям, где учатся специалисты медиа-индустрии и сферы коммуникаций, в проекте «День открытых дверей» проводят студенты 2 курса образовательной программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» Тамара Никизад и Наталья Непомнящая, а также студентка 1 курса образовательной программы «Журналистика» Дарья Силкина.

Две магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна меняют направление

С нового учебного года студенты магистерских программ «Менеджмент в СМИ» и «Медиапроизводство в креативных индустриях» будут учиться по новому направлению «Медиакоммуникации» — вместо прежней «Журналистики». Это позволит добавить в учебные планы новые предметы и давать студентам более широкий спектр компетенций для работы в сфере медиа. Программа «Мультимедийная журналистика» продолжит готовить магистров по направлению «Журналистика».

В НИУ ВШЭ пройдет дискуссия о медиаменеджменте в России

23 июня  2015 года в Высшей школе экономики состоится экспертная дискуссия с участием руководителей ведущих российских медиахолдингов, посвященная будущему профессии журналиста и медиаменеджера в России.

Журналисты РБК, Esquire, The Village научили студентов пермской Вышки покорять читателя

Студенты пермского кампуса Высшей школы экономики прошли обучение в Москве в весенней школе по коммуникациям,  организованной департаментом интегрированных коммуникаций и департаментом медиа НИУ ВШЭ. Приехавшие в Москву студенты — участники созданного в пермской Вышке студенческого пресс-центра.

Студенты ВШЭ организовали мобильные пресс-службы для московских библиотек и культурных центров

25 декабря на факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ прошла презентация проектов 12-ти мобильных студенческих пресс-служб, два месяца работавших с московскими учреждениями культуры. Пресс-службы были организованы студентами четвертого курса департамента интегрированных коммуникаций в рамках обязательной учебной дисциплины «Медиарилейшнз» образовательной программы «Реклама и связи с общественностью». Многих заказчиков настолько впечатлили полученные результаты, что они планируют продолжить сотрудничество со студентами.

Подводим итоги конкурса ППС

В Высшей школе экономики завершился «летний» конкурс профессорско-преподавательского состава. Напомним, впервые он проходил по новой схеме. Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев подводит наиболее важные итоги.

378

человек были названы лучшими преподавателями ВШЭ в Москве по итогам голосования студентов. 273 человека из них — это преподаватели, работающие на полную ставку, и 105 — совместители.

Медиаграмотность так же необходима, как умение читать

6 марта на факультете медиакоммуникаций ВШЭ завершилась Международная научно-практическая конференция «News Literacy и проблемы современного медиаобразования».