• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Британский рок стал предметом исследования

Александра Колесник, выпускница магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева и факультета истории ВШЭ, стажер-исследователь ИГИТИ поступает в этом году в академическую аспирантуру Вышки.

— Александра, как вы узнали о ВШЭ? И чем вас привлекла программа «История знания в сравнительной перспективе»?

— После окончания факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) в 2010 году, я взяла тайм-аут на год, чтобы понять, в какой сфере я хочу дальше развиваться — размышляла о смене научного направления. Я ощущала недостаток образования и хотела продолжить обучение, однако не знала, где именно можно реализовать свои задумки и получить знания, соответствующие современному состоянию исторической науки. За этот год я поработала переводчиком в бюро переводов и лаборантом на кафедре культуры мира и демократии в РГГУ. Все это время я продолжала общаться с моим научным руководителем Дмитрием Анатольевичем Добровольским, ходила на различные научные мероприятия, включая открытые семинары Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ). Поэтому, когда Дмитрий Анатольевич рассказал мне о магистерской программе «История знания в сравнительной перспективе», которую открывал в 2011 году ИГИТИ совместно с факультетом истории ВШЭ, во-первых, у меня уже было некоторое представления о людях, создавших эту программу, а во-вторых, появилось четкое представление о том, где я хочу учиться.

Безусловно, большую роль сыграл и тот факт, что в Вышке, несмотря на то, что у меня было украинское гражданство на тот момент, я могла поступать на бюджет наравне с гражданами РФ в порядке общего конкурса, чему, к слову, я была крайне удивлена. В РГГУ из-за своего гражданства я была вынуждена учиться платно, хотя имела возможность поступить даже без вступительных экзаменов как золотая медалистка. По своему опыту могу сказать, что абитуриентам, не имеющим российского гражданства, будет весьма полезно пообщаться с сотрудниками управления по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии ВШЭ. Это отличный способ узнать о нюансах поступления и подобрать для себя подходящую магистерскую программу, поскольку вариантов действительно много.

— А как получилось, что вы оказались в Москве?

— Я окончила с золотой медалью самую обыкновенную сельскую школу в Крыму, и вариантов получения дальнейшего образования было немного. В Москву меня забрал отец, который уехал сюда работать, он был категорически против того, чтобы я поступала в один из вузов Симферополя. А о том, чтобы стать историком, а точнее археологом, я мечтала с пятого класса — меня очень впечатлили уроки по истории Древнего мира. При поступлении я выбирала между программированием и историей, в итоге мечта детства победила, и я остановила свой выбор на факультете истории, политологии и права в РГГУ.

— Я знаю, что вы собираетесь поступать в аспирантуру в этом году? Чем вас привлекла академическая карьера?

— Перерыв в учебе помог мне понять, что я действительно хочу остаться в университете, преподавать, строить научную карьеру. Обучение на магистерской программе «История знания в сравнительной перспективе» открыло возможность заняться именно тем, что всегда представляло для меня особый интерес — современной популярной музыкой. Такие культурные формы редко попадают в «поле зрения» историков, однако при детальном рассмотрении представляют массу интереснейших фактов для исследования.

— Каким образом возник ваш профессиональный интерес историка к современной поп-музыке?

— Я всегда увлекалась музыкой. Мне интересно, как организовано музыкальное высказывание, какие смыслы оно несет и каким образом их транслирует. Однако традиционными сферами исследования музыки остаются музыковедение и социология музыки. В каждой из этих дисциплин разработан определенный взгляд на музыку и подход к ее изучению: музыковеды изучают композиционную структуру нотной записи; социологи сосредоточены преимущественно на природе производства и потребления музыки. О своем желании заниматься такой, на первый взгляд, неисторической темой, как современная популярная музыка, я рассказала на первом же научно-исследовательском семинаре, который на первом курсе у нас вела Елена Анатольевна Вишленкова. С помощью Елены Анатольевны и моего научного руководителя Натальи Владимировны Самутиной мы сформировали междисциплинарную тему — «Знание о прошлом в британской популярной музыке второй половины ХХ века». В таком ракурсе о репрезентациях прошлого в популярной музыке почти ничего не написано, а научный потенциал в нем я вижу, поскольку история нередко не просто используется и вплетается в музыкальное высказывание, но и становится одним из главных смыслообразующих факторов.

— Как историк может работать с неисторическим материалом, какие у него есть для этого инструменты?

— Основное в работе историка — это, безусловно, работа с источниками, их отбор, классификация и дальнейшее выстраивание алгоритма работы с ними. Ведь включение тех или иных видов источников нередко меняет представление об изучаемом предмете. Вопрос об источниках особенно актуален сегодня, когда мы имеем дело с совершенно иными — цифровыми носителями, возможности которых влияют на наши представления о прошлом. В моем случае я имею дело преимущественно с аудиовизуальными источниками, которые не являются традиционными в работе историка. Я исследовала альбомы и концертные записи двух британских групп — «The Kinks» 1960-х годов и «The Libertines» 2000-х годов — наряду с мемуарами, биографиями музыкантов и периодикой.

— Вы уже делились результатами своих исследований с представителями академического сообщества? Как вас встречает профессиональная аудитория историков?

— Для меня прорывом в тему оказалось участие в прошлом году в Летней школе Берлинского университета имени Гумбольдта «The Globalisation of Musical Analysis — Between Meisterwerk-Ästhetik and Textual Studies», посвященной различным методам анализа популярной музыки, текстов и музыкальных форм. Во время обучения там я узнала о современных подходах к исследованию популярной музыки и об основных центрах по ее изучению. Этим летом мне удалось посетить один из таких центров — Институт популярной музыки Ливерпульского университета (Institute of Popular Music), и принять участие в Международной конференции по изучению популярной музыки, посвященной междисциплинарным подходам в этой области. Оказалось, что мое видение находит отклик в среде профессиональных музыковедов и исследователей, работающих в русле popular music studies. А успешная защита магистерской диссертации показала, что и в среде профессиональных историков существует интерес к этой теме. В любом случае я собираюсь продолжать исследование, тем более что у нас с коллегами большие планы по внедрению его результатов в преподавательскую деятельность. Вместе с ведущим научным сотрудником ИГИТИ Натальей Самутиной и младшим научным сотрудником ИГИТИ Алексеем Плешковым мы разработали и, начиная с прошлого года, читаем факультатив «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки» в рамках программы общеуниверситетских гуманитарных факультативов ИГИТИ. И как показал опыт прошлого года, эта тема пользуется очень большим спросом в студенческой среде.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

-----------------------------------------

Магистерская программа «История знания в сравнительной перспективе» является сейчас одной из двух специализаций программы «История знания и социальная история» (вторая специализация — «Социальная история Запада и России»)

Вам также может быть интересно:

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

Новая программа двух дипломов в магистратуре МИЭФ

В магистратуре МИЭФ НИУ ВШЭ «Финансовая экономика» открыта программа двух дипломов.

Симфонический оркестр НИУ ВШЭ ищет талантливых музыкантов

В декабре 2016 года в Вышке был создан оркестр, в котором играют преподаватели и студенты, причем не только вышкинцы. Музыканты осваивают репертуар от классических опер до саундтреков из фильмов, готовятся выступать на внешних площадках и приглашают новых участников присоединиться к ним.

Весь мир в одной Вышке: путешествие в Великобританию

19 ноября Высшая школа экономики приглашает всех ценителей британской культуры в «путешествие по Великобритании». Гостей ждет британский лекторий, поэтические чтения, театральные представления, дискуссии и игры на английском языке.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Современная британская музыка играет с прошлым

С 2000 по 2009 год в британской популярной музыкальной культуре не возникло ни одного нового жанра, музыка полностью замкнулась на себе, утверждает музыкальный критик Саймон Рейнольдс. О музыкальной «ретромании» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказала преподаватель гуманитарного факультатива ИГИТИ НИУ ВШЭ «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки» Александра Колесник.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».