• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Музей городских экспериментов

О том, ценят ли в американских университетах диплом Вышки, кому принадлежит Нью-Йорк и что такое «городское развитие», рассказывает выпускник Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ 2008 года Федор Новиков.

— Почему после окончания Вышки ты решил продолжить обучение в Штатах?

— В России можно найти очень достойные программы по подготовке специалистов узкого профиля: инженеры, экономисты, географы, юристы, но пока нет места, где бы готовили людей, которые умели бы связать все воедино. А именно таким специалистом нужно быть, чтобы знать, как развивать города.

В общем, для меня выбор стоял между Европой и Америкой. В Лондоне есть однолетняя программа, но я выбрал американскую, потому что входящие в нее курсы более специфические и на них выделено больше времени. Еще достойные программы можно найти, например, в Голландии или Франции.

Еще один аргумент в пользу американской магистратуры заключается в том, что настоящий Градостроительный кодекс РФ был создан во многом по аналогии с американской практикой. Получается, что изучение именно американского опыта градорегулирования будет наиболее практичным выбором, так как российское законодательство под него “заточено”. Таким образом я и оказался в Высшей школе государственной службы Нью-Йоркского университета (по-американски заведение называется так: Robert F. Wagner Graduate School of Public Service).

— Почему ты решил изучать городское развитие? И сразу уж еще вопрос: что такое, в твоем понимании, это самое «городское развитие»?

— Городское развитие — это своеобразный вид менеджмента, его цель максимизировать благосостояние города. Звучит слишком общо, да? Если подробнее, дело в том, что одна из главных задач городского развития заключается в становлении приоритетов. Иначе говоря, как мы будем измерять благосостояние города? По средней продолжительности рабочей поездки, по количеству деревьев на жителя, или еще по каким-то показателям, которых масса? С течением времени идеологии городского развития менялись, приоритетом развития были, например, защита от врагов, промышленное производство, автомибилизация, экология и так далее.

В общем, когда мы установили, ЧТО мы хотим, надо понять, КАК мы этого добьемся. Специализация построена на стыке разных дисциплин: экономики, социологии, юриспруденции, архитектуры, экологии, инженерии и прочего. Главное — научиться понимать их взаимосвязи, которые далеко не всегда лежат на поверхности. Тогда городской менеджер сможет выстроить рамки развития, добиться компромисса между конфликтующими интересами.

Сразу хочу оговориться: не достаточно того, чтобы городской менеджер знал, как и что надо сделать, устойчивое (sustainable) городское развитие возможно только при участии горожан в жизни города. Но для этого требуется понимание и заинтересованность самого градоустроителя.

— Понятно. А как и почему ты решил этим заняться?

— Примерно на третьем курсе я понял, что продолжать изучать финансы — это не совсем мое. Лучше тогда идти работать, подумал я. И вдруг, поначалу на интуитивном уровне, я стал «влезать» в проблематику городской жизни. Я бывал в разных странах и обнаружил, что мне интересно сравнивать города не только по их архитектурному образу, но и по тому, как они устроены — транспорт, организация микрорайонов, и так далее. Потом я начал читать литературу по этой теме и понял, насколько это интересно.

Например, меня волновали вопросы появления пробок в Москве. После посещения публичной лекции Михаила Блинкина, научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства, я убедился, что правильно догадывался о том, что пробки в Москве появляются далеко не из-за количества автомобилей (кстати, плотность автомобилевладения в городе в разы меньше европейских или американских показателей). На эту тему я написал обзорную статью в четвертом выпуске студенческой газеты ICEF Economic Review. В итоге, в моей дипломной работе я рассматривал проблему выбора между личным и общественным транспортом.

Кстати, на четвертом курсе я посещал семинары кафедры городского развития на факультете ГМУ Вышки, которые вел заведующий кафедрой экономики города и муниципального управления Александр Пузанов. А окончательно решил, что хочу этим заниматься, посе того как прочел книгу Jane Jacobs “Death and Life of Great American Cities”, которую всем очень советую (особенно социологам). На русский переведена пока только одна глава этой книги, и это при том, что ее называют самой влиятельной книгой по городскому развитию во второй половине ХХ века.

— Чему учат будущих специалистов по городскому развитию? И как?

— Как и на программах MBA большая часть обучения состоит из разбора кейсов, это позволяет лучше понимать, как теория соотносится с практикой. Например, изучают создание системы скоростного автобусного сообщения (Bus Rapid Transit) в бразильском городе Куритибе, или системы регенерации жилищного фонда в Сингапуре. Кстати, на примере Москвы рассматривают и советский опыт центрального планирования.

Зачастую считается, что специалист — это тот, кто разбирается в какой-то одной узкой области. А тут наоборот, пытаются связать воедино разные специальности, показать их взаимосвязь, заставить думать в этом направлении. Здесь экономика — одна из многих составных частей картины, которая включает в себя социальные вопросы, транспорт, политику и прочее. Например, на уроках всерьез обсуждается не просто удобство города, а его эмоциональная «атмосфера», как сделать ее комфортной — я был совершенно этим сражен, я был уверен, что такому не учат!

Большинство преподавателей параллельно работают по преподаваемой специальности. Так например, транспортную политику преподает глава агентства Мetropolitan Transportation Authority (MTA), на долю которого приходится треть всех перевозок общественного транспорта в США! Конечно, он, как никто другой, может объяснить нюансы реальной политики и финансов, не забывая при этом о теории. Курс по планировке и дизайну ведут практикующие архитекторы, которые знают, как планировались какие-нибудь районы, начиная с подъезда. Курс по земельному законодательству написан автором Правил землепользования и застройки Нью-Йорка, а преподает его юрист с огромным опытом, он был юристом госструктур и частных контор, при этом был представителем и истцов, и обвиняемых.

— А почему ты выбрал именно Нью-Йорк?

Есть другие города и другие программы, которые формально даже чуть выше по рейтингу, скажем, в Северной Каролине, или в Канзасе, но это маленькие города, в которых мне было бы скучно провести два года, тем более изучая мегаполисы. Сам по себе Нью-Йорк — это музей и флагман всевозможных городских экспериментов. Именно в Нью-Йорке родилась практика зонирования, которую потом переняли по всей стране. Именно здесь мэр города Роберт Мозес начал строить первые хайвеи (parkways) и расчищать город в угоду автомобилю, за что, правда, он потом и поплатился. Есть и пара недавних примеров: в июне на месте заброшенной железной дороги открылся новый парк The High Line (www.thehighline.org), он был сохранен от уничтожения усилиями местных жителей. Дизайн этого “парка в воздухе” сделала одна из моих самых любимых архитекторов — Лиз Диллер (Liz Diller). А всего месяц назад Департамент транспорта Нью-Йорка запустил эксперимент по закрытию для автомобилей нескольких отрезков Бродвея и созданию там пешеходной зоны.

Но главное, Нью-Йорк интересен атмосферой и людьми. “Коренной” житель Нью-Йорка — приезжий (как я, например). Поэтому город очень комфортный, и уже через месяц я чувствовал себя как дома. Мне кажется, что в большинстве своем люди в Нью-Йорке ведут себя очень естественно, тем более это заметно в институте. Простите меня за фамильярность, но показухи и понтов по сравнению с Москвой заметно меньше.

— Ты доволен?

— Даже больше, чем ожидал! Я думал, будет тяжело уезжать на два года. Но вот прошел год, и оказалось, что все нормально. Помимо учебы, город не дает соскучиться: фестивали, концерты, happy-hours и так далее. Также можно бесконечно наслаждаться простыми радостями: почти каждые выходные я отправлялся в путешествие по городу на велосипеде, — кстати, за последние годы в Нью-Йорке было создано почти 1000 км велосипедных дорожек!

— Каково впечатление от студентов?

— Очень приятные студенты. Много американцев из разных городов, — чудесные ребята, интересные, увлеченные. Никакие стереотипы не работают. Есть ребята-иностранцы, больше из Латинской Америки, Индии, Ирана, немного китайцев — я думал, будет больше — и немного европейцев. Квартиру, например, снимаю вместе с двумя однокурсницами, одна из Ирана, вторая — из Гондураса.

— Почему ты все-таки решил учиться дальше, а не пойти работать?

— Конечно, на эту тему меня мучили сомнения. Сначала я переживал, что еду учиться, да еще и на два года! Тем более, на четвертом курсе я уже работал, получал деньги, казалось, что уже совсем не хочется учиться. Теперь, наоборот, я очень рад, что магистратура двухлетняя, потому что объем нового материала таков, что мне очень хочется еще годик посидеть, почитать и повникать в это дело.

— Где ты работал?

В управляющей компании «Лидер», она участвовала в тендерах на первые платные дороги в Москве (в итоге был выигран тендер на трассу М-1, обход Одинцово) и других инфраструктурных проектах. Работа по проектам велась в небольшом коллективе, также у нас были иностранные партнеры — португальцы, австрийцы, которые собаку съели на этих платных дорогах. Работа была разной и развивалась от составления презентаций до командировки в Вену, где я представлял компанию на одной из рабочих встреч с партнерами.

За год до этого я проходил практику в банке BNP Paribas, и, честно скажу, что с недоверием относился к работе в российских компаниях, но компания “Лидер” меня порадовала честолюбием сотрудников, а еще — стремлением открывать для себя новые направления развития (одно из последних, к примеру, создание фонда венчурного капитала).

— Что тебе дал МИЭФ?

— МИЭФ мне дал очень сильную базу. При том, что я никогда не был отличником, хотя учился неплохо, я чувствую себя более чем комфортно. Спокойнее и с английским языком: ты приезжаешь и знаешь, что никаких проблем с чтением или письмом не будет. Что же касается восприятия на слух, то тут советую смотреть побольше фильмов или сериалов на английском. После МИЭФ курсы по финансам и экономике, которые читаются на магистерской программе, воспринимались как повторение пройденного материала.

— Магистратура платная?

— Платная, но есть возможность подать заявление на стипендию.

— Почему ты пошел именно в МИЭФ?

— Когда я поступал, большую роль играло то, что это совместная программа с Лондонской школой экономики. Поступая в университет, я четко понимал, что буду потом учиться за границей, либо сразу после выпуска, либо после того, как поработаю. Я даже не понимал четко, по какой специальности, но желание было.

— Как принимают в Штатах вышкинский диплом?

— Американские вузы прекрасно принимают лондонский диплом МИЭФ, но ровно по той же цене идет вышкинский. Последний, думаю, сыграл даже более важную роль в моем поступлении в магистратуру.

— Что ты имеешь в виду?

— В вышкинском дипломе были предметы вроде политологии и философии, которых не было в лондонском. А такие гуманитарные предметы важны для программы, которую я выбрал. Я в свое время к каким-то российским экзаменам плохо готовился, потому что считал, что надо больше времени тратить на подготовку к английским. Если бы можно было все начать с начала, я бы не повторил этой ошибки.

— Что было самым интересным за время обучения в Вышке?

— Мне очень нравились гуманитарные предметы. Например, социология, которую у меня вели Ольга Кузина и Елена Данилова, она была одним из самых любимых предметов! Еще очень любил курсы по макроэкономике и монетарной политике — после них я по-другому читаю новости, смотрю телевизор и понимаю, что происходит.

Важнейшим бонусом к образованию были открытые семинары с участием приглашенных гостей: бизнесменов, политиков, ученых. Это совершенно уникальный опыт, похвастаться которым могут студенты редкого вуза.

Отдельно хочу отметить научные семинары МИЭФ, которые организует Алексей Белянин, где ученые со всего мира рассказывают о своих исследованиях. Там, например, я познакомился с Жаком-Франсуа Тиссем, который подробно обсудил со мной экономическую модель, которую я собирался использовать в дипломе, предложил варианты ее корректировки.

— Если была бы возможность, что бы ты добавил в программу бакалавра?

— Ввел бы курс по городскому развитию для бакалавров всех специальностей в Вышке. Логика здесь проста: мы с вами живем и будем жить в городах. Для нормального развития общества необходима здоровая гражданская позиция горожанина, а для того, чтобы она могла сформироваться, нужно, чтобы он понимал, по каким законам функционирует город, в котором он живет. Иначе говоря, если студент Вышки не будет знать, как должен работать ТСЖ, то кто будет?

Более того, с 2008 года в городах уже живет больше половины населения планеты. Ученый Ричард Флорида утверждает, что в современной экономике выживут только те города, которые создадут благоприятные условия для жизни creative class’a, иначе говоря, представителей интеллектуальных профессий. Именно в городах рождается (или должна рождаться) экономика. Будущее России не за Москвой и Питером, а за Новосибирском, Нижним Новгородом, Екатеринбургом и другими, если конечно, они будут работать для этого. Сейчас очень позитивные действия можно наблюдать в Перми, где губернатор Олег Чиркунов активно пытается регенерировать город, приглашает лучших специалистов разных профилей из России и со всего мира. Там изменения происходят на самых разных уровнях: от генплана, развития университета совместно с Вышкой, до создания центра дизайна городской среды, который возглавил Артемий Лебедев.

А если будущее за городами — то и работа найдется, не так ли?

— Отличается ли выпускник Вышки от выпускников других вузов?

— Мне кажется, что Вышка выпускает много людей, которые всерьез заинтересованы в своей специальности.

— Общаешься с бывшими однокурсниками?

— Да, постоянно. После выпуска кто-то остался в Москве искать работу, многие поехали учиться в университеты Великобритании, или в Америку. Но все равно, когда вновь встретились этим летом — ощущение, что и не расставались!

— Что бы ты посоветовал студентам Вышки?

— Не бояться уйти с проторенной дорожки. Занимайтесь тем, что “ваше”, а не то, что “круто” по словам окружающих.

Если кому будет интересно, то заходите ко мне в блог — там я регулярно пишу про жизнь и учебу в Нью-Йорке, а также про разные вопросы градоустройства.

Еще этим летом с друзьями из Вышки создали проект про вытоптанные тропинки в Москве.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Реинкарнация периферии

В мегаполисах большинство горожан живут не в центре, а на периферийных территориях. Если мягко и тактично, с учетом опыта самих жителей трансформировать окраины столицы, она станет уютнее и удобнее. Вариант органичного обновления спальных районов Москвы предложен в статье журнала НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики».

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).