• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Петербургский кампус расширяет окно в Европу

Сергей Кадочников, назначенный директором Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ, рассказывает о его особенностях и перспективах развития.

— Сергей Михайлович, в каком состоянии вы приняли кампус?

— По итогам мониторинга качества бюджетного приема в российские государственные вузы в 2013 году питерский кампус ВШЭ вошел в топ-10 социально-экономических вузов России. Сегодня мы конкурируем с лучшими вузами Санкт-Петербурга, и абитуриенты стали рассматривать наш кампус отдельно от московской Вышки.

Фактически кампус стал по своим размерам небольшим вузом. За последние несколько лет появились новые факультеты — теперь их пять, есть также отделение на одном из факультетов. Это вообще свойственно Вышке — она быстро растет, и в Санкт-Петербурге эта логика поддерживается. В этом году прием бакалавров увеличился вдвое — до 750 человек, в магистратуру набрано 150 человек.

Есть большие планы: активно идет стройка на Васильевском острове, через полтора-два года будет сдан новый кампус — комплекс зданий, который воссоздается и частично строится заново на базе Патриотического института. В XX веке там размещались разные образовательные учреждения, в последние десятилетия — Энергетический техникум, так что студенческий дух там оставался всегда.

— Что еще планируете делать в ближайшее время? Есть ли новые направления работы?

— Мне кажется, сейчас очень важно более четко определить, какова роль кампусов в дальнейшем развитии ВШЭ. Слово «кампус» в таком контексте — это, скорее, не территория и не университетское имущество. В модели регионального развития вуза, которая предложена руководством ВШЭ, речь идет об усилении специализации кампуса в той или иной научной и образовательной области. В Санкт-Петербурге это может быть, например, история и медиа-коммуникации, а в Нижнем Новгороде — бизнес-информатика. Кроме того, каждый кампус должен выполнять некую особую, важную для всей Вышки, функцию. Применительно к Санкт-Петербургу это может быть международная составляющая.

Кампус стал по своим размерам небольшим вузом. Появились новые факультеты — теперь их пять, есть также отделение на одном из факультетов. В этом году прием бакалавров увеличился вдвое — до 750 человек, в магистратуру набрано 150 человек.

В питерском кампусе предполагается сделать особый упор на междисциплинарность и в исследованиях, и в образовании. Мы будем развивать три группы (кластера) междисциплинарных исследований и образовательных программ. Один большой кластер будет связан с Business Administration, второй — с Public Administration, третий — с Arts and Humanities. При развитии таких программ будем исходить из запросов потребителей. В случае экономики и менеджмента потребитель у нас — частный бизнес, в случае государственного и муниципального управления — власть, отчасти госкорпорации, а в случае гуманитарных программ — домохозяйства и общество в целом. Кроме того, мы будем активнее развивать программы дополнительного образования.

— Что имеется в виду под развитием международной составляющей?

— В кампусе мы будем делать акцент на развитие англоязычных образовательных программ, программ двух дипломов с ведущими зарубежными университетами, будем отдавать приоритет программам, где в содержании международная составляющая имеет принципиальное значение (это, например, программы по востоковедению и африканистике, международному менеджменту и другие). Также будем создавать своего рода общеуниверситетский «хаб» проведения международных конференций, семинаров и летних школ. Уже функционируют две международные лаборатории — одна под руководством профессора Мичиганского университета Рональда Инглхарта, вторая — под руководством известного бельгийского экономиста Жака-Франсуа Тисса. Международных лабораторий и научных проектов с международными партнерами в будущем станет существенно больше.

Планируется создание для студентов различных сервисов, связанных с международными проектами. Мы будем проводить специальные тренинги, призванные помочь студентам подбирать себе летние школы за рубежом, международные образовательные программы и стажировки.

— До недавнего времени вы возглавляли Высшую школу экономики и менеджмента Уральского  федерального университета (УрФУ). Что из вашего опыта собираетесь  перенести на питерскую почву?

Мы будем развивать три группы (кластера) междисциплинарных исследований и образовательных программ. Один большой кластер будет связан с Business Administration, второй — с Public Administration, третий — с Arts and Humanities. При развитии таких программ будем исходить из запросов потребителей.

— Одна из идей, которая в прошлом году была успешно реализована в УрФУ, — «тест-драйв» для абитуриентов. Команды абитуриентов из различных российских регионов, а также, естественно, из Санкт-Петербурга, отобранные по результатам заочного конкурса, приезжают на несколько дней в университет — живут в общежитии, общаются со студентами, посещают занятия, участвуют в спортивных соревнованиях, знакомятся с городом. Это хорошая возможность посмотреть на жизнь кампуса изнутри.

Еще одна интересная находка УрФУ — эффективные модели сотрудничества с промышленными предприятиями. В Высшей школе экономики и менеджмента УрФУ были разработаны программы дополнительного образования, а также программы консалтинга для руководителей этих предприятий. Можно развивать и исследовательские междисциплинарные проекты вместе с промышленными предприятиями, проводить совместно с техническими специалистами форсайт-сессии, реализовывать форсайт-проекты. Это перспективное направление работы в Питере. Я убежден, что в будущем экономистам и менеджерам нужно будет больше сотрудничать с «технарями».

— В московской Вышке усиливаются требования к преподавателям — об этом ректор говорил, в частности, выступая на заседании Совета по повышению конкурентоспособности российских вузов. Какие меры по развитию кадрового потенциала принимаются в питерском кампусе?

Принципиальным для нас является формирование в кампусе международно-ориентированной исследовательской среды. Только в ней естественными становятся стимулы для академического развития преподавателя, которые нацеливают его на международную публикационную активность. И еще мы намерены существенно расширить число молодых исследователей со степенью PhD именитых университетов.

— Главный ресурс любого вуза — преподаватели. В нашем университете традиционно развиты различные программы повышения квалификации преподавателей, и мы собираемся продолжать в полной мере пользоваться уже существующими и создавать новые.

Принципиальным для нас является формирование в нашем кампусе международно-ориентированной исследовательской среды. Только в ней естественными становятся стимулы для академического развития преподавателя, которые нацеливают его на международную публикационную активность. Инструментов создания такой среды несколько, все они опробованы во многих университетах мира.

Во-первых, это формирование в кампусе коллективов преподавателей и исследователей, в которых критическое число участников имеют устойчивые контакты с ведущими зарубежными и российскими исследователями. Как правило, это достигается через формирование международных исследовательских лабораторий, членами которых являются известные международные исследователи.

Другим способом формирования таких коллективов является международный рекрутинг выпускников программ PhD хороших зарубежных университетов. Так, со следующего года мы намерены существенно расширить число молодых исследователей со степенью PhD именитых университетов. Не надо сбрасывать со счетов и тех зарубежных профессоров, которые уже вышли на пенсию в своем университете, но с удовольствием могли бы делиться опытом исследований и преподавания со своими молодыми российскими коллегами. Мы намерены приглашать в наш питерский кампус и их.

Во-вторых, это проведение на базе кампуса множества международных научных семинаров и конференций, зимних и летних школ, в которых принимают участие хорошие исследователи, благодаря чему у каждого нашего преподавателя есть возможность квалифицированно обсудить результаты и перспективы своей научной работы с известным специалистом в соответствующей научной области. Это особенно важно для молодых исследователей, для которых совет старших товарищей по-настоящему бесценен.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы ВШЭ