• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неквалифицированные работники в России почти так же грамотны, как «белые воротнички»

4 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались результаты PIAAC — международного исследования компетенций трудоспособного населения.

PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) — международное исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проходившее в 2008-2013 годах в 24 странах, в том числе в Австрии, Бельгии, Германии, США, Японии и России. Его результаты были обнародованы одновременно во всех странах-участницах 8 октября 2013 года. В России исследование проводит Институт образования ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ и при участии Минобрнауки России.

В течение полугода после обнародования исследователи анализировали результаты PIAAC — в России этим занимались сотрудники Института образования ВШЭ Олег Подольский, руководитель проекта PIAAC в России, и Дмитрий Попов, главный эксперт проекта. На семинаре они рассказали, как результаты тестов связаны с возрастом, полом и социально-экономическими характеристиками взрослого населения России.

В странах ОЭСР люди более богатые и образованные лучше решают задачи PIAAC. То же самое происходит и в России, где самые высокие результаты показывают высококвалифицированные работники, за ними идут «белые воротнички». Однако если в большинстве стран ОЭСР неквалифицированные работники показывают результаты ниже, чем у «синих воротничков», у нас дела обстоят с точностью до наоборот. Неквалифицированные работники по всем компетенциям приближаются к «белым воротничкам». Как интерпретировать эти удивительные результаты, пока непонятно. Олег Подольский предположил, что в ходе исследования в «неквалифицированные работники» себя могли записать все люди, по каким-то причинам не желающие афишировать источники своих заработков, а также домохозяйки и студенты. Однако с этими данными еще нужно работать.

В большинстве стран результаты мужчин в среднем несколько выше, чем результаты женщин. В России женщины демонстрируют более высокую грамотность чтения, более высокую математическую грамотность и существенно более высокие ИКТ-компетенции

В большинстве стран результаты мужчин в среднем несколько выше, чем результаты женщин. В России женщины демонстрируют более высокую грамотность чтения, более высокую математическую грамотность и существенно более высокие ИКТ-компетенции. При этом у мужчин старшего возраста показатели ниже, чем у молодых, а у женщин — наоборот, после 34 лет показатели увеличиваются. Правда, прежде, чем делать вывод, что «женщины умнее мужчин», стоит учитывать, что в России женское население больше мужского и, соответственно, в национальной выборке женщин тоже было представлено больше.

Если сопоставить данные PIAAC с данными международных исследований достижений школьников, оказывается, что далеко не всегда они соответствуют друг другу. В одних странах школьники демонстрируют заметно лучшие результаты, чем взрослые (Австралия, Корея), в других — наоборот.

Как можно использовать результаты PIAAC в дальнейшем?

В семинаре принял участие Яркко Хаутамяки, профессор университета Хельсинки и один из наиболее известных в мире исследователей PISA и TIMSS. По его мнению, стоит учитывать, что PIAAC не позволяет говорить о динамике прироста тех или иных компетенций у взрослого населения. Так, в России лучшие результаты по математической грамотности и грамотности чтения — у людей в возрасте 40-44 лет, а у 30-34-летних они невысокие. Это не значит, что у нынешних 30-летних россиян компетенции чтения и вычисления возрастут к 40 годам. Зато можно говорить, что по каким-то направлениям у того или иного поколения россиян лучше сформированы те или иные компетенции.

Все международные исследования образования имеют серьезные ограничения. Скажем, можно предполагать, что они недооценивают компетенции населения, так как у большинства участников нет ни малейшей мотивации показывать лучший результат.

Говорить на основании данных международных сравнительных исследований об успехах или неудачах той или иной политики в области образования стоит с большой осторожностью. Не всегда можно однозначно сказать, например, что Финляндия обязана своими успехами в PISA, TIMSS и PIAAC таким-то мерам в области образования. И чем сложнее устроена экономика страны, тем труднее дать ответ на вопрос, по каким причинам население показывает те или иные результаты в рамках международных сравнительных исследований. Это нужно учитывать при любых реформах в области образования.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.