• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неквалифицированные работники в России почти так же грамотны, как «белые воротнички»

4 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались результаты PIAAC — международного исследования компетенций трудоспособного населения.

PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) — международное исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проходившее в 2008-2013 годах в 24 странах, в том числе в Австрии, Бельгии, Германии, США, Японии и России. Его результаты были обнародованы одновременно во всех странах-участницах 8 октября 2013 года. В России исследование проводит Институт образования ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ и при участии Минобрнауки России.

В течение полугода после обнародования исследователи анализировали результаты PIAAC — в России этим занимались сотрудники Института образования ВШЭ Олег Подольский, руководитель проекта PIAAC в России, и Дмитрий Попов, главный эксперт проекта. На семинаре они рассказали, как результаты тестов связаны с возрастом, полом и социально-экономическими характеристиками взрослого населения России.

В странах ОЭСР люди более богатые и образованные лучше решают задачи PIAAC. То же самое происходит и в России, где самые высокие результаты показывают высококвалифицированные работники, за ними идут «белые воротнички». Однако если в большинстве стран ОЭСР неквалифицированные работники показывают результаты ниже, чем у «синих воротничков», у нас дела обстоят с точностью до наоборот. Неквалифицированные работники по всем компетенциям приближаются к «белым воротничкам». Как интерпретировать эти удивительные результаты, пока непонятно. Олег Подольский предположил, что в ходе исследования в «неквалифицированные работники» себя могли записать все люди, по каким-то причинам не желающие афишировать источники своих заработков, а также домохозяйки и студенты. Однако с этими данными еще нужно работать.

В большинстве стран результаты мужчин в среднем несколько выше, чем результаты женщин. В России женщины демонстрируют более высокую грамотность чтения, более высокую математическую грамотность и существенно более высокие ИКТ-компетенции

В большинстве стран результаты мужчин в среднем несколько выше, чем результаты женщин. В России женщины демонстрируют более высокую грамотность чтения, более высокую математическую грамотность и существенно более высокие ИКТ-компетенции. При этом у мужчин старшего возраста показатели ниже, чем у молодых, а у женщин — наоборот, после 34 лет показатели увеличиваются. Правда, прежде, чем делать вывод, что «женщины умнее мужчин», стоит учитывать, что в России женское население больше мужского и, соответственно, в национальной выборке женщин тоже было представлено больше.

Если сопоставить данные PIAAC с данными международных исследований достижений школьников, оказывается, что далеко не всегда они соответствуют друг другу. В одних странах школьники демонстрируют заметно лучшие результаты, чем взрослые (Австралия, Корея), в других — наоборот.

Как можно использовать результаты PIAAC в дальнейшем?

В семинаре принял участие Яркко Хаутамяки, профессор университета Хельсинки и один из наиболее известных в мире исследователей PISA и TIMSS. По его мнению, стоит учитывать, что PIAAC не позволяет говорить о динамике прироста тех или иных компетенций у взрослого населения. Так, в России лучшие результаты по математической грамотности и грамотности чтения — у людей в возрасте 40-44 лет, а у 30-34-летних они невысокие. Это не значит, что у нынешних 30-летних россиян компетенции чтения и вычисления возрастут к 40 годам. Зато можно говорить, что по каким-то направлениям у того или иного поколения россиян лучше сформированы те или иные компетенции.

Все международные исследования образования имеют серьезные ограничения. Скажем, можно предполагать, что они недооценивают компетенции населения, так как у большинства участников нет ни малейшей мотивации показывать лучший результат.

Говорить на основании данных международных сравнительных исследований об успехах или неудачах той или иной политики в области образования стоит с большой осторожностью. Не всегда можно однозначно сказать, например, что Финляндия обязана своими успехами в PISA, TIMSS и PIAAC таким-то мерам в области образования. И чем сложнее устроена экономика страны, тем труднее дать ответ на вопрос, по каким причинам население показывает те или иные результаты в рамках международных сравнительных исследований. Это нужно учитывать при любых реформах в области образования.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

В Вышке прошла ярмарка партнерских университетов

В рамках Международной партнерской недели представители 25 вузов из 15 стран рассказали студентам ВШЭ о возможностях обучения. Новостная служба ВШЭ составила список тех вузов, которые входят в топ-200 мировых рейтингов и/или пользуются наибольшей популярностью среди студентов ВШЭ. Изучайте и пользуйтесь.

Резильентные школы. Как они устроены

Хорошие результаты экзаменов, мотивация всех учеников, раскрытие способностей, определившиеся и самостоятельные выпускники — все это не самореклама одной из раскрученных гимназий, а рутинная практика ряда обычных школ. В самых сложных условиях они дают детям все шансы на успех. IQ.HSE продолжает рассказ о феномене резильентных школ по исследованию Института образования НИУ ВШЭ.

Институт образования: от экстенсивного роста к качественному развитию

19-20 октября состоялось первое заседание экспертного комитета Института образования НИУ ВШЭ, членами которого стали шесть иностранных специалистов в области образования из пяти стран и трое российских экспертов. Комитет дал независимую оценку деятельности института и рекомендации по доработке стратегии его развития до 2024 года.

Ректоры вузов и представители министерств ответили на «детские» вопросы

Зачем ходить в школу, когда есть интернет? Не пора ли выкинуть традиционные учебники? Смогут ли учителя стать звездами Youtube? На конференции EdCrunch эти вопросы экспертам в области образования задали школьники младших классов. Среди «вызванных к доске» оказался и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Новостная служба ВШЭ записала самые интересные вопросы и ответы.

Поступательное движение

На образовательную миграцию влияют исходные данные абитуриентов и уровень жизни в регионах, показали в статье сотрудники Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Илья Прахов и Мария Бочарова. Сильные выпускники из образованных и обеспеченных семей в целом чаще поступают в вуз далеко от дома. Но выбор обычно корректирует экономика. Большие зарплаты притягивают учащихся в регион, высокая стоимость жизни — отталкивает.

Какие профессии будут нужны через 10 лет

Какой вуз гарантирует, что завтра ты не останешься без работы? Зачем повару университетский диплом? Кто такие «кентавры»? Чему научит цифровая школа? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Де-мобилизация студентов

Межстрановая академическая мобильность молодых людей в мире снижается по двум причинам. Во-первых, государства-поставщики студентов развивают собственные вузы. Во-вторых, страны-экспортеры высшего образования отвернулись от учащихся-иностранцев. В итоге их университеты теряют дополнительные источники дохода, а научным лабораториям не хватает кадров, отмечают эксперты ОЭСР в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».