• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неквалифицированные работники в России почти так же грамотны, как «белые воротнички»

4 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались результаты PIAAC — международного исследования компетенций трудоспособного населения.

PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) — международное исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проходившее в 2008-2013 годах в 24 странах, в том числе в Австрии, Бельгии, Германии, США, Японии и России. Его результаты были обнародованы одновременно во всех странах-участницах 8 октября 2013 года. В России исследование проводит Институт образования ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ и при участии Минобрнауки России.

В течение полугода после обнародования исследователи анализировали результаты PIAAC — в России этим занимались сотрудники Института образования ВШЭ Олег Подольский, руководитель проекта PIAAC в России, и Дмитрий Попов, главный эксперт проекта. На семинаре они рассказали, как результаты тестов связаны с возрастом, полом и социально-экономическими характеристиками взрослого населения России.

В странах ОЭСР люди более богатые и образованные лучше решают задачи PIAAC. То же самое происходит и в России, где самые высокие результаты показывают высококвалифицированные работники, за ними идут «белые воротнички». Однако если в большинстве стран ОЭСР неквалифицированные работники показывают результаты ниже, чем у «синих воротничков», у нас дела обстоят с точностью до наоборот. Неквалифицированные работники по всем компетенциям приближаются к «белым воротничкам». Как интерпретировать эти удивительные результаты, пока непонятно. Олег Подольский предположил, что в ходе исследования в «неквалифицированные работники» себя могли записать все люди, по каким-то причинам не желающие афишировать источники своих заработков, а также домохозяйки и студенты. Однако с этими данными еще нужно работать.

В большинстве стран результаты мужчин в среднем несколько выше, чем результаты женщин. В России женщины демонстрируют более высокую грамотность чтения, более высокую математическую грамотность и существенно более высокие ИКТ-компетенции

В большинстве стран результаты мужчин в среднем несколько выше, чем результаты женщин. В России женщины демонстрируют более высокую грамотность чтения, более высокую математическую грамотность и существенно более высокие ИКТ-компетенции. При этом у мужчин старшего возраста показатели ниже, чем у молодых, а у женщин — наоборот, после 34 лет показатели увеличиваются. Правда, прежде, чем делать вывод, что «женщины умнее мужчин», стоит учитывать, что в России женское население больше мужского и, соответственно, в национальной выборке женщин тоже было представлено больше.

Если сопоставить данные PIAAC с данными международных исследований достижений школьников, оказывается, что далеко не всегда они соответствуют друг другу. В одних странах школьники демонстрируют заметно лучшие результаты, чем взрослые (Австралия, Корея), в других — наоборот.

Как можно использовать результаты PIAAC в дальнейшем?

В семинаре принял участие Яркко Хаутамяки, профессор университета Хельсинки и один из наиболее известных в мире исследователей PISA и TIMSS. По его мнению, стоит учитывать, что PIAAC не позволяет говорить о динамике прироста тех или иных компетенций у взрослого населения. Так, в России лучшие результаты по математической грамотности и грамотности чтения — у людей в возрасте 40-44 лет, а у 30-34-летних они невысокие. Это не значит, что у нынешних 30-летних россиян компетенции чтения и вычисления возрастут к 40 годам. Зато можно говорить, что по каким-то направлениям у того или иного поколения россиян лучше сформированы те или иные компетенции.

Все международные исследования образования имеют серьезные ограничения. Скажем, можно предполагать, что они недооценивают компетенции населения, так как у большинства участников нет ни малейшей мотивации показывать лучший результат.

Говорить на основании данных международных сравнительных исследований об успехах или неудачах той или иной политики в области образования стоит с большой осторожностью. Не всегда можно однозначно сказать, например, что Финляндия обязана своими успехами в PISA, TIMSS и PIAAC таким-то мерам в области образования. И чем сложнее устроена экономика страны, тем труднее дать ответ на вопрос, по каким причинам население показывает те или иные результаты в рамках международных сравнительных исследований. Это нужно учитывать при любых реформах в области образования.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Тест: Сессия или жизнь

IQ.HSE часто рассказывает об исследованиях, посвященных высшему образованию и студентам. Давайте проверим, насколько хорошо вы их понимаете.

Свои среди чужих

У слабых школ есть свой плюс: они помогают детям мигрантов интегрироваться и снимают межэтнические противоречия. Это показало исследование, проведенное среди учеников и педагогов Москвы и Подмосковья. Статья о нем опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение».

Основой экономического роста в России становится образование

Образование должно создавать ощущение единства, которое позволяет стране быстро развиваться, а людям — верить в нее, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. На Форуме действий Общероссийского народного фронта «Россия, устремленная в будущее», который начал работу 18 декабря в Москве, он рассказал о достижениях отечественного образования и его потенциале для ответа на вызовы глобальной конкуренции.

Омоложение науки

В России увеличилось число исследователей в возрасте до 30 лет.

Букварь революции

Как Советская власть обучала и воспитывала народ.

Прогноз имеет значение

Как уверенность в результате экзамена связана с реальной оценкой.

Где заняться играми на научной основе

Одно из преимуществ академической аспирантуры Вышки — это возможность пройти международную стажировку. Аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Наталья Исаева выбрала для своей стажировки Университет Маастрихта (Нидерланды), потому что это одно из лучших в мире мест, где занимаются проектированием образовательных программ.

Жесткость управления не мешает появлению в российском образовании «разумных моделей»

На место дворцов пионеров приходят города профессий, конкурсы лучших рабочих сменяются международными чемпионатами Worldskills, а российские вузы концентрируют усилия в борьбе за места в предметных международных рейтингах — итоги 2015\16 учебного года в сфере образования были подведены на семинаре Института образования НИУ ВШЭ.

Образование ребенка с первого года жизни зависит от его семьи

Преодоление неравенства в образовании — это ключевой вызов, который сегодня стоит перед образовательными системами разных стран, и Россия не исключение. Этой теме был посвящен доклад научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина на Московском международном салоне образования. Тема также будет обсуждаться на XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

«Вы сможете решить глобальную проблему, если позволите и другим странам наращивать потенциал»

В рамках секции «Наука и инновации» XVI Апрельской конференции Высшей школы экономики прошел семинар по инструментам международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций с участием вузов в рамках проекта ОЭСР «Треугольник знаний»: кооперация в сфере науки, образования и инноваций». Его участники обсудили роль образования, научных исследований и инноваций в обеспечении глобальной конкурентоспособности стран Европы.